Обзор ежедневных газет

07 декабря 2006

Экономика и политика

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) собирается ужесточить правила публичных размещений акций. Она хочет запретить организаторам IPO покупать крупные пакеты акций эмитента и участвовать в его депозитарных программах. Ведь нынешние ограничения инвестбанки научились обходить и даже манипулируют ценами размещения, посетовал руководитель ФСФР Олег Вьюгин, пишет газета «Ведомости» в материале «Вьюгин обвиняет инвестбанки».

Возглавив ФСФР, Вьюгин одной из основных проблем назвал переток фондового рынка на Запад: на иностранных биржах сделок с ценными бумагами российских компаний заключалось в несколько раз больше, чем внутри страны. Чтобы остановить отток рынка, ФСФР обязала компании продавать 30% размещаемых акций в России и собирается в начале следующего года повысить эту планку до 50%.

Но это ограничение легко обходится. Если нет спроса в России, можно разместить за рубежом более 70% выпуска, говорил “Ведомостям” начальник управления по работе на фондовых рынках “Ренессанс Капитала” Антон Черный. Как именно, вчера рассказал сам Вьюгин. “Мы разрешили андеррайтерам при размещении акций через книгу заявок выкупать акции на себя… После того как определяется цена, этот андеррайтер идет в депозитарий и регистрирует депозитарную программу”, — цитирует его “Прайм-ТАСС”. В результате бумаги размещаются в основном в виде депозитарных расписок, сетует регулятор, признавая, что все это “делалось по закону”.

Теперь ФСФР решила прикрыть эту лазейку, запретив организаторам размещений выпускать расписки на купленные акции и продавать их за рубежом. Но ФСФР подозревает организаторов не только в обходе 30%-ного ограничения, но и в манипулировании ценами за счет покупки части размещаемых акций. “Получается, что цена размещения определяется, по сути, организатором, а не инвесторами <...> когда организатор выкупает 20-30%, то это прямое манипулирование ценой”, — передает его слова “Прайм-ТАСС”. Участвуя в книге заявок наравне с простыми инвесторами, андеррайтер может сам себе подать крупную заявку, фактически сам устанавливая цену, — это и есть способ манипулирования, поясняет позицию Вьюгина источник, близкий к ФСФР.

Участников рынка такая позиция регулятора озадачила. Они, например вице-президент департамента рынков капитала “Атона” Денис Кузнецов и директор управления акционерных рынков капитала МДМ-банка Александр Андреев, подтверждают опасения Вьюгина насчет соблюдения 30%-ной планки. Но подозрения в манипулировании решительно отвергают. Сотрудник российского подразделения глобального инвестбанка назвал андеррайтера, купившего бумаги по завышенной цене, самострелом: “Задача банка — найти баланс между интересами продавца и инвестора, одно-два неудачных IPO испортят его репутацию. Банку всегда выгодно продать по максимально высокой цене при IPO. Но принципиально, чтобы цена не падала после размещения”. Например, Morgan Stanley, после того как размещенные им бумаги компании Trader Media East (главный актив — газета “Из рук в руки”) за два месяца после IPO подешевели на треть, отказался участвовать в размещении “Черкизова”, сочтя аппетиты владельцев завышенными. В других странах ограничений на участие андеррайтера в IPO нет, говорит Андреев.

Действия организаторов вызваны в значительной степени недостаточным спросом в России на предлагаемые акции. “Спрос на [недавно размещенные] бумаги Челябинского цинкового завода в Лондоне выше, поэтому цены на расписки сейчас примерно на 7% выше, чем на акции, при этом разница достигала и 10%”, — говорит сотрудник Bank of New York — депозитария DR-программ для большинства российских компаний. “Акции конвертируются в расписки и обратно каждый день: это нормальный процесс для любой компании в любой стране в зависимости от действий инвесторов, брокеров, наличия спроса”, — добавляет он.

Недвижимость

Китайцы добавят цемента
Китайские цементники готовы бороться за российский рынок

Китайские цементники готовы бороться за российский рынок. Однако эксперты и участники рынка убеждены, что дешевый цемент из Поднебесной не будет так востребован, как отечественная продукция.

Как сообщили "Бизнесу" сразу несколько российских застройщиков и производителей цемента, китайцы активно ищут выходы на российский рынок. "По нашим данным, ежегодный объем импорта китайского цемента составляет около 47 тыс. тонн",- сообщил директор по связям с общественностью "Евроцемент груп" Сергей Мещеряков, добавив, что практически весь этот объем остается в Сибири и на Дальнем Востоке.

В столичный регион китайцы поставляют всего 360 тонн глиноземного бетона.

"При нынешних ценах на цемент (по данным Росстата средняя стоимость 1 тонны с учетом НДС и тарифов на перевозку железнодорожным транспортом составляет 2481 руб.- "Бизнес") крупные поставки китайского цемента в центральные регионы России окажутся нерентабельными",- считает Мещеряков.

Китайским цементникам пока не удается конкурировать в Москве из-за высоких издержек на транспортные расходы. По данным Мещерякова, перевозка 1 тонны цемента из Владивостока в столицу обойдется производителям из Поднебесной в 2 тыс. руб.

Сейчас китайцы рассматривают возможность разместить производства в российских регионах, откуда выход в центральную часть страны намного ближе, чем с Дальнего Востока. Китайская Complant объявила о планах начать весной будущего года строительство цементного завода в Саратовской области. Как сообщил вице-президент компании Чен Лонгбо, проектная мощность завода составит 5 млн тонн цемента в год, а объем инвестиций - $35 млн.

Эксперты неоднозначно оценивают шансы китайцев на российском рынке цемента.

Гостиница с возвратом
На российском гостиничном рынке заключена первая сделка продажи с последующей арендой

На российском гостиничном рынке заключена первая сделка продажи с последующей арендой (sale and lease back). Heliopark Group на таких условиях продал свой отель Heliopark Country, расположенный в 80 км от Москвы по Дмитровскому шоссе. Покупателем стал английский инвестиционный фонд London & Regional Properties, выложивший за свое приобретение $20 млн, пишет газета «Бизнес».

"На днях наша компания и британский инвестиционный фонд London & Regional Properties закрыли сделку по продаже нашего отеля Country",- заявил вчера на пресс-конференции президент Heliopark Group Александр Гусаков. Суть схемы salelease back в том, что объект недвижимости продается, как правило, по цене ниже рыночной, но при этом владелец сохраняет за собой права аренды, получая доход от управления. А покупатель, для которого эта схема является классической инвестицией, получает доход от сдачи недвижимости в аренду.

Комментируя сделку с Heliopark Group, представитель L&RP Дэвид Джованис вчера пояснил, что гостиница на Дмитровском шоссе переходит в собственность этой компании, но Heliopark остается управляющей компанией на 20 лет.

Вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels Дэвид Хорн считает, что доходность таких сделок для инвестора может достигать 30% годовых. Заместитель директора департамента оценки и консалтинга Colliers International Марина Смирнова настроена менее оптимистично.

"Для того чтобы инвестор смог окупить свои средства хотя бы за 10 лет, его ежегодный доход от сдачи площадей в аренду должен достигать $2 млн,- указывает она.- Не факт, что гостиница из 152 номеров, которая работает уже больше пяти лет и через четыре-пять лет будет нуждаться в реконструкции, будет приносить такой доход".

Для L&RP, работающего в области инвестиций, финансов и доверительного управления имуществом, это не первая сделка.

Строительный лизинг
На рынке может появиться новая компания с государственным участием, ориентированная на строительную отрасль

На рынке может появиться новая компания с государственным участием, ориентированная на строительную отрасль,- "Росстройлизинг". Инициатором этой идеи выступила "ОПОРА России", направив соответствующее письмо первому вицепремьеру правительства Дмитрию Медведеву. Лизинг строительного оборудования перспективен, особенно в рамках реализации национальной программы по доступному жилью, отмечают эксперты, но важно, какими правами по предметам лизинга будет обладать новая структура, пишет газета «Бизнес».

"Цель компании - обновление основных производственных фондов предприятий строительного комплекса, внедрение новых современных технологий и соответствующих видов техники и оборудования",- говорит вице-президент "ОПОРЫ России" Алексей Кожевников. Прежде всего, добавляет он, услуги новой лизинговой строительной компании должны быть адресованы малым и средним предприятиям, не имеющим денег для производственных линий, опалубки, механизированной техники и т. д.

Эксперты неоднозначно оценивают предложение "ОПОРЫ России". Иметь разноплановую строительную технику накладно многим компаниям, ведь помимо вложения средств необходимо обеспечить постоянную эксплуатацию и содержание этого оборудования, отмечает генеральный директор девелоперской компании "АРТ-билдинг" Андрей Анохин. Однако сегодня лизинговые платежи по строительной технике настолько высоки, что зачастую компании все-таки выгоднее купить строительное оборудование. Поэтому многое зависит от того, на каких условиях станет работать создаваемая лизинговая компания.

Важно и то, какими критериями и ограничениями на предмет лизинга будет наделена новая компания, добавляет старший вице-президент лизинговой компании "Уралсиб" Роман Струков. "Если ей будет разрешено работать с импортной техникой, то она составит значительную конкуренцию российским лизинговым компаниям как в части оборудования для строительного сектора, так и специальной самоходной и автомобильной техники",- говорит Струков.

 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова