Обзор ежедневных газет

30 августа 2006

Экономика и политика

Москва приняла бюджет с рекордным дефицитом в 105 млрд руб. Из них 77,5 млрд руб. город готов занять на рынке. Но столько одалживать скорее всего не придется: у города наверняка будут солидные дополнительные доходы, убеждены эксперты. Столичные чиновники с их прогнозом согласны, пишет газета  «Ведомости» в материале «Москва нарисовала дефицит».

Вчера правительство Москвы одобрило проект бюджета на 2007 г., согласно которому доходы вырастут до почти 700 млрд руб., а расходы — до 804,8 млрд руб. Большая часть доходов (89,7%) придется на налоговые поступления. Еще 57,6 млрд руб. обеспечат доходы от собственности: поступления от сдачи в аренду имущества (27,3 млрд руб.) и от продажи квартир (23 млрд руб.).

Бюджет в этом году принят с рекордным дефицитом: в 2005 г. дефицит был 31,7 млрд руб., в 2006 г. — 56,6 млрд руб., а в следующем году запланирован на уровне 105 млрд руб. (15% бюджета). Причина проста — в следующем году бюджет будет более социально ориентированным. Увеличены субсидии москвичам на поддержку детей-инвалидов, субсидии по ЖКХ для многодетных семей, расходы по программе “Доступное жилье”. Городской минимум оплаты труда вырастет с 1 сентября 2007 г. до 6100 руб., а зарплаты работников бюджетных учреждений города будут повышаться дважды — на 15% и 25%.

Свести концы с концами столичное правительство рассчитывает за счет привлечения заемных средств и доходов от продажи активов. Непосредственно на покрытие разницы между доходами и расходами Москва займет на рынке 64,3 млрд руб., а для погашения прежних долговых обязательств — 13,2 млрд руб. Объем долга города к концу 2007 г. достигнет 157,6 млрд руб. Несмотря на серьезный дефицит, объем заимствований Москвы сокращается, отмечает замруководителя Москомзайма Александр Чумаченко. В текущем году он составил лишь 30% от запланированного в бюджете. Этого удалось добиться благодаря тому, что в течение года образуются сверхплановые доходы, объясняет Чумаченко. Бюджет Москвы традиционно формируется с дефицитом, но в течение года корректируется и из дефицитного превращается в профицитный, добавляет Дмитрий Бадовский из НИИ социальных систем. Например, в текущем году уже в августе профицит столичного бюджета превысил 100 млрд руб. Но правительство Москвы консервативно оценивает свои доходы, учитывая возможность дальнейшей централизации налогов и ухода налогоплательщиков в другие регионы, объясняет Бадовский логику чиновников.


Недвижимость

Коридорами городского заказа
Столичные чиновники придумали способ борьбы с демпингом при проведении торгов

Столичные чиновники придумали способ борьбы с демпингом при проведении торгов по объектам муниципального строительства. Город будет определять предельные цены работ по горзаказу, выходить за рамки которых участники конкурсов не смогут. Игроки рынка недвижимости предупреждают, что использование такого ценового коридора может существенно ухудшить качество строительства, пишет газета «Бизнес».

Московские власти предлагают устанавливать ценовой коридор при проведении конкурсов на строительные работы по объектам адресной инвестиционной программы столицы. Вчера это предложение руководителя департамента Москвы по конкурентной политике Геннадия Дегтева было одобрено на заседании столичного правительства. Чиновники убеждены: если установить предельные цены на те или иные подрядные строительные работы, это "позволит сформировать защитные меры от опасных последствий демпингового снижения цены при проведении торгов" и, как следствие, сэкономить 10-15% затрат от стоимости работ. Как рассказала "Бизнесу" руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, предельные цены будут определяться департаментом и комитетом Москвы по госэкспертизе проектов и ценообразования в строительстве. "На мой взгляд, цены должны меняться раз в полгода, поскольку строительный рынок очень подвижен",- считает Оглоблина.

Одним словом, чиновники заранее определят предельный уровень цен на строительные работы по адресным инвестиционным объектам, ниже и выше которых компания не вправе будет заявлять свои расценки на конкурсе. Ведь сейчас одним из критериев отбора победителей по горзаказу является наименьшая стоимость услуг, предложенная компанией. А если по новым правилам несколько компаний готовы будут выполнить работы по самым низким установленным ценам, тогда конкурсная комиссия определит победителя на основании совокупных критериев отбора, пояснил "Бизнесу" первый заместитель департамента Москвы по конкурентной политике Сергей Зайцев. В частности, эксперты будут сравнивать заявки компаний по функциональным характеристикам: гарантиям, срокам выполнения работ, эксплуатационным расходам, профессиональным качествам персонала и др.

"Подобная практика существует в Москве и сейчас",- говорит Зайцев, напоминая, что совокупные критерии конкурсного отбора участников определены в федеральном законе о госзакупках, который вступил в силу еще 1 января 2006 года.

Столичные застройщики от инициативы правительства Москвы не в восторге.

Землевладельцы в поисках инвестиций
Предложение крупных участков земли в Подмосковье превышает спрос

Сегодня крупные землевладельцы в Московской области столкнулись с проблемой дефицита спроса на собственные активы - земли сельхозназначения. Скупленные во время 1990 годов колхозные паи, исчисляемые тысячами гектаров, сейчас практически не пользуются спросом, а продаются только небольшие наделы в наиболее ликвидных местах. При этом держать землю становится все более накладно, так как увеличиваются налоги и ведутся проверки государства. Спасти положение, по оценкам экспертов, может массовое привлечение инвесторов и ленд-девелоперов, которые бы смогли застраивать масштабные территории, анализирует газета «Бизнес».

Сегодня суммарная площадь земель в Московской области равняется 4,5 млн га, из них земли сельхозназначения составляют 1,7 млн га, а земли поселений - 496 тыс. га. При этом из земель сельхозназначения в собственности у крупных землевладельцев находится более 70% активов. Такой объем большинству из них удалось накопить путем обычной скупки земельных паев у крестьян в разорявшихся колхозах. Цель приобретения была ясна: земля - один из способов надежного вложения капитала, и этот актив вряд ли упадет в цене.

Однако сегодняшние реалии показывают, что быть крупным землевладельцем не так просто и, для того чтобы земля приносила дивиденды, с ней надо работать. Эксперты говорят, что в связи с активной позицией государства по поводу реализации программы "Доступное жилье" и активных действий подмосковных властей, объявивших о начале проверок по правильности приватизации земель в 1990-х, ситуация еще более осложнилась, число проверок резко возросло.

В этих условиях ряд владельцев решили достаточно безболезненно справиться с проблемой, "скинув" часть своих земель. Однако они столкнулись с проблемой отсутствия спроса на них. Для улучшения продаж создавались специальные компании, "земельные супермаркеты" и так далее, тем не менее ситуация практически не изменилась.

Даже в бум коттеджного строительства 2002-2004 годов, когда наделы покупались для строительства поселков, популярностью пользовались только наиболее ликвидные участки. Еще одной и, вероятно, основной проблемой слабого спросана земли стало отсутствие правильно оформленной документации на сельхозземли. Участники рынка говорят, что в сложившейся ситуации некоторые земли просто стали дотационными: они облагались налогами, за них надо было платить взятки в ходе проверок, а также нести прочие расходы. При этом прибыли они вообще не приносили.

По материалам газет "Ведомости",  «Бизнес». 
Портал RealEstate.ru не несет ответственности за информацию, опубликованную российскими СМИ

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова