Обзор ежедневных газет

10 мая 2006

Экономика и политика

Темпы роста цен в апреле, исходя из опубликованных в субботу данных Росстата, оказались ниже, чем предполагалось: 0,4%. Замедление инфляции становится особенно заметно при сравнении с прошлым годом. За четыре месяца 2006 года инфляция составила 5,4%, тогда как за тот же период 2005 года – 6,5%. Сохранение этой тенденции будет означать, что Центробанк сможет отказаться от существенного укрепления рубля, а Минэкономразвития будет труднее форсировать госрегулирование цен, отмечает газета "КоммерсантЪ" в материале  «Инфляция принизила ожидания».

Уже предварительные оценки апрельской инфляции (0,5-0,6%) позволили главе МЭРТа Герману Грефу заявить на прошлой неделе, что ситуация с ценами находится под контролем правительства. Теперь же стало понятно, что темпы роста цен действительно снижаются. По сравнению с провальными январем и февралем 2006 года, когда цены выросли на 2,4 и 1,7% соответственно, итоги марта и апреля оказались вполне удовлетворительными – 0,9 и 0,4% соответственно. Да и по сравнению с предыдущим годом ситуация выглядит лучше: в январе–апреле 2005 года цены выросли на 6,5%, а за соответствующий период 2006 года – на 5,4%.

Господин Греф объясняет снижение темпов роста цен административным ограничением роста тарифов ЖКХ. Росстат находит объяснение в сезонном удешевлении продуктов питания: "В семи субъектах РФ индекс потребительских цен был ниже 100% (другими словами, наблюдалась дефляция.– Ъ) в результате снижения цен на продукты питания". Есть и еще одно возможное объяснение замедления темпов роста цен, которое не упоминают ни в МЭРТе, ни в Росстате,– ужесточение курсовой политики Центробанка (ЦБ). Только в первом квартале 2006 года реальное укрепление рубля составило 5,2%, при том что планка укрепления рубля на 2006 год составляет 8%. Текущая курсовая политика не может не влиять на замедление темпов роста цен.

Впрочем, насколько будет или может быть превышена восьмипроцентная планка реального укрепления российской валюты, не могут сказать ни в ЦБ, ни в правительстве. Это будет зависеть от того, продолжится ли снижение инфляции. Если продолжится, то можно предположить, что ни укрепления рубля темпами, сравнимыми с первыми месяцами 2006 года, ни тем более резкого скачка курса в ближайшее время ожидать не стоит. Впрочем, пока ведомство господина Игнатьева вынуждено балансировать между задачами снижения инфляции и поддержания ценовой стабильности, риски, связанные с неопределенностью курсовой политики, будут по-прежнему высоки.

С другой стороны, если рост цен не будет выбиваться из графика (в 2006 году инфляция не должна превысить 9%), противникам избыточного государственного вмешательства в экономику удастся успешнее противостоять многочисленным предложениям вернуться к административным мерам ценового регулирования. Напомним, что они содержатся в программе антиинфляционных мер, подготовленной ведомством господина Грефа; не исключено, что именно снижение инфляции позволило правительству отложить их рассмотрение.

Недвижимость

Улетный актив
Владимир Путин разрешил продать аэропорт в Сочи

 
Президент Владимир Путин исключил ФГУП "Аэропорт Сочи" из перечня стратегических предприятий. Теперь один из крупнейших аэропортов России может быть акционирован и продан. По мнению участников рынка, главным претендентом на аэропорт и инициатором начала его приватизации являются структуры Олега Дерипаски, уже владеющие аэропортами в Краснодаре, Анапе и Геленджике. Особенно привлекательным для предпринимателя аэропорт делает участие Сочи в конкурсе Международного олимпийского комитета по выбору места проведения зимней Олимпиады в 2014 году. По данным Ъ, конкуренцию Олегу Дерипаске могут составить "Ренова" и частные акционеры аэропорта Внуково, пишет газета "КоммерсантЪ" .

Как стало известно в субботу, указ президента об исключении аэропорта Сочи из перечня стратегических предприятий был подписан 3 мая, в день падения в Черное море не долетевшего нескольких километров до Адлера самолета A-320 авиакомпании Armavia. Указ уже вступил в силу. "Это подготовка к акционированию и приватизации аэропорта",– сообщили Ъ в Минэкономразвития, готовившем проект указа, и Минтрансе, в ведении которого находится ФГУП. Сроки, в которые сочинский аэропорт может быть выставлен на продажу, в министерствах пока не уточняют. Источники Ъ считают, что на это уйдет не меньше года.

Аэропорт Сочи (расположен в Адлере) – один из крупнейших в России. В 2005 году обслужил 1,2 млн пассажиров. Образован в 1946 году на базе военного аэродрома, имеет две взлетно-посадочные полосы длиной 2,89 км и 2,2 км, пропускная способность одноэтажного аэровокзального комплекса – 750 пассажиров в час. Строительство нового аэровокзала, начатое в 1989 году, было фактически заморожено в 1994 году в связи с прекращением госфинансирования. Финансовые результаты за 2005 год не разглашаются, в 2004 году выручка аэропорта составила 311,5 млн руб., чистая прибыль – около 11 млн руб.

Сочинский аэропорт попал в число немногих крупных предприятий, исключенных президентом в последние годы из списка стратегических. Чиновники не скрывают того, что зеленая улица приватизации ФГУПа дана в расчете на определенных покупателей. Советник главы Минэкономразвития Игорь Коньков сообщил Ъ, что к аэропорту проявляет интерес "широкий круг частных инвесторов", приход одного из которых позволит профинансировать модернизацию предприятия. "Очевидно, что это лоббированное, но правильное решение,– считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.– Продажа аэропорта позволит привлечь в него частные инвестиции и навести в нем порядок". "У аэропорта накопилось очень много проблем, в частности, с недостроенным терминалом, которые нужно решить, особенно в преддверии возможной Олимпиады в 2014 году",– поясняет гендиректор международного аэропорта Шереметьево Михаил Василенко.

Источник Ъ, знакомый с ситуацией, считает, что приватизация ФГУПа инициирована Олегом Дерипаской, чьи структуры уже владеют аэропортами в Краснодаре и Анапе и участвуют в государственно-частном проекте по строительству аэропорта в Геленджике. В Русско-азиатской инвестиционной компании (РАИнКО), управляющей авиационными активами господина Дерипаски, Ъ подтвердили свой интерес к аэропорту Сочи. "Будем ждать его акционирования и приватизации и участвовать в торгах по продаже",– заявил Ъ гендиректор РАИнКО Андрей Загорский.
 
 Ипотека — на биржу
Через ПИФ недвижимости УК “Ямал”

АИЖК продало управляющей компании “Ямал” ипотечные закладные на рекордную сумму — почти на $100 млн. Из этих средств “Ямал” намерен сформировать ипотечный ПИФ, паи которого будут торговаться на бирже, пишет газета «Ведомости».

Ипотечные ПИФы, которые замруководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Сергей Харламов в прошлом году назвал перспективным инструментом, позволяющим выстроить “целую технологию [взаимодействия участников рынка]”, в России пока редкость. Год назад первый такой фонд — “Югра — Ипотечный фонд” — создали управляющие из “Регион Девелопмента”. А месяц спустя появился фонд “НВК — Городская ипотека” управляющей компании НВК. “Для нашей страны подобные инструменты пока экзотика”, — отмечает замдиректора департамента управления активами УК Банка Москвы Кирилл Тремасов.

Но это утверждение пытаются опровергнуть управляющие “Ямала”, создающие очередной ипотечный ПИФ. Вслед за “Первым ипотечным” (в его портфеле — закладные АИЖК на 1 млрд руб.) он получил название “Второй ипотечный”. “Ямал” приобрел у АИЖК около 5000 закладных на 2,64 млрд руб. и обязался выплачивать пайщикам “Второго ипотечного” инвестиционный доход, рассказал “Ведомостям” гендиректор “Ямала” Александр Скоморохов. А агентство, уточнил он, берет на себя сопровождение проданных в фонд закладных, выкуп закладных при прекращении деятельности ПИФа, а также риск дефолта заемщика. Получить комментарии в АИЖК не удалось, но Скоморохов уверяет, что риски диверсифицированы и сведены к минимуму — паи сформированы из закладных на отличные друг от друга недвижимые активы.

Весь портфель “Второго ипотечного” будет размещен на ММВБ. “Это позволит повысить ликвидность паев”, — уверен Скоморохов. По словам руководителя службы ипотечных закрытых ПИФов “Ямала” Виталия Гонтарука, паи “Первого ипотечного” пользуются спросом в основном у инвестиционных компаний.

Сейчас продажа ипотечных активов в ПИФы не самый удобный из существующих на рынке способов даже для поддержания ликвидности, и тем более для получения дохода ипотечными компаниями и банками, полагает гендиректор компании “БТА Ипотека” Александр Черняк. Процентная ставка по ипотечным кредитам снижается, а ожидания инвесторов по доходности — пока нет, объясняет он. “Поскольку эти тенденции, по-видимому, продолжатся, то для ипотечных компаний и банков продажа ипотечных активов в ПИФы в дальнейшем может оказаться непривлекательной и неинтересной”, — заключает Черняк.

Еще 500 000 кв. м
Обещает построить питерский “Адамант” до 2009 г.

Холдинг “Адамант” объявил о планах построить в Петербурге до 2009 г. по крайней мере девять торговых центров и две гостиницы, увеличив площадь принадлежащей ему коммерческой недвижимости приблизительно до 1 млн кв. м. Питерские девелоперы признают, что “Адамант” станет крупнейшим из них, если реализует планы. Вот только 460 000 кв. м, которыми “Адамант” владеет сейчас, холдинг строил почти 10 лет.

О том, что “Адамант” до 2009 г. откроет не менее девяти торговых центров и двух гостиниц, увеличив площадь принадлежащей ему коммерческой недвижимости до 1 млн кв. м, “Ведомостям” рассказал президент компании “Адамант” Игорь Лейтис. Среди крупнейших объектов, запланированных к открытию уже в 2006 г., — торговый комплекс “Невский атриум” (9000 кв. м на Невском проспекте, 71), торгово-офисный центр “Тауэр” (около 8000 кв. м на Балканской площади), вторая очередь ТРК “Невский” (37 000 кв. м на проспекте Большевиков) и торговый комплекс “Новое Девяткино” (14 000 кв. м на Токсовском шоссе). К принадлежащей “Адаманту” гостинице “Москва” на площади Александра Невского (более 800 номеров) должны добавиться еще два гостиничных комплекса на Пулковском шоссе (на 350 номеров) и на улице Чайковского (около 100 номеров).

Генеральный менеджер консалтинговой компании “Knight Frank — Санкт-Петербург” Олег Барков оценивает стоимость 11 новых объектов “Адаманта” в $700-800 млн. А гендиректор компании “РМС-Оценка” Петр Козин считает, что они стоят не менее $600 млн. По словам Лейтиса, только в 2006-2008 гг. на завершение начатых проектов и строительство новых “Адамант” потратит не менее $253 млн.

“Сомнения вызывают не столько финансовые возможности "Адаманта", сколько амбициозные планы построить около 500 000 кв. м за такой короткий срок”, — говорит один из петербургских девелоперов. Предыдущие почти 500 000 кв. м, по его подсчетам, “Адамант” строил примерно десять лет.

По материалам газеты "Ведомости", "КоммерсантЪ"
Портал RealEstate.ru не несет ответственности за информацию, опубликованную российскими газетами

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова