Обзор ежедневных газет

26 апреля 2006

Экономика и политика

Нефтегазовые доходы в прошлом году составили две трети налоговых поступлений. Дефицит бюджета без них достиг бы 5,2%, посчитал Центр развития. В Минфине не согласны с методикой и говорят, что нельзя полностью отрезать крупнейшую отрасль экономики. А эксперты не понимают, зачем вообще рассчитывать такой бюджет, если половину расходов все равно придется финансировать из нефтяных доходов, отмечает газета «Ведомости» в материале «Полуэкономика».

Идею разделить доходы бюджета на две части высказал министр финансов Алексей Кудрин, а премьер Михаил Фрадков одобрил ее — как “аналитическую меру”: такой механизм расчета позволит увидеть реальную ситуацию в экономике. Минфин же готов рассчитывать ненефтяной бюджет не только для справки, но и принять поправки в Бюджетный кодекс. “Все доходы от нефти поступают на отдельный счет, и с него разрешается трансферт на дефицит ненефтяного бюджета страны”, — объяснял идею Кудрин. Предельный объем трансферта из нефтяных доходов будет фиксироваться на несколько лет, чтобы сдержать рост расходов.

Поступления от нефтегазовой отрасли составили 71,5% налоговых доходов федерального бюджета, или 2,74 трлн руб. — если брать в расчет не только экспортную пошлину и НДПИ, но и налог на прибыль, НДС, акцизы, а также выплаты ЮКОСа. Без нефтегазовых доходов дефицит в прошлом году достиг бы 5,2% ВВП (1,1 трлн руб.), посчитал Центр развития. В 2004 г. дефицит ненефтяного бюджета был бы меньше, 3,5% ВВП, говорит эксперт Центра развития Наталья Акиндинова. В 2002 г. и 2003 г. он составил бы 4,5% ВВП. “Без учета нефтегазовых доходов устойчивый уровень дефицита у нас был бы 3,5-5% ВВП”, — считает Акиндинова. Ненефтяные доходы в номинальном выражении тоже потихоньку растут — с 2,1 трлн руб. в 2004 г. до 2,4 трлн руб. в 2005 г.

Такой высокий дефицит бюджета без нефтегазовых доходов — лишнее свидетельство уязвимости российской экономики, отмечает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. В мире ориентиром служит дефицит 3% ВВП (такое ограничение есть в странах ЕС), а если он выше, считается, что существует угроза макроэкономической стабильности. Расходы бюджета продолжают расти (в этом году, в частности, появились инвестфонд и нацпроекты), и чем быстрее будет их рост, тем дефицитнее будет ненефтяной бюджет, заключает Лисоволик.

На самом деле картина не так печальна, просто методику расчета ненефтяного бюджета Центр развития выбрал неправильную, возражает чиновник Минфина. “Нельзя полностью исключить все нефтегазовые доходы — это пол-экономики”, — поясняет он. Нужно определить базовый уровень цены на нефть и не включать в ненефтяной бюджет доходы выше него, рассуждает он: “Что это за цена — вопрос расчетов, но она должна быть ниже цены отсечения в стабфонд [сейчас $27]”. Дефицит такого бюджета будет 2-3% ВВП, а через 2-3 года аналитических расчетов можно будет закрепить этот подход законодательно, заключает чиновник.

Цель ненефтяного бюджета — не вырезать из него поступления от крупнейших отраслей, а исключить влияние ценовой конъюнктуры на формирование доходов и расходов, согласен главный экономист “Ренессанс Капитала” Владимир Пантюшин. Но определить базовую цену на нефть непросто, возражает Акиндинова. А по мнению экономиста HSBC Bank Александра Морозова, не принципиально, по какой методике считать: “Уровень дефицита в первом случае будет больше, во втором — меньше, но результат один и тот же: размер трансферта ограничит рост расходов в определенных рамках”.

Недвижимость

Конституционный суд изучит проблемы раздела госимущества
Безвозмездная передача собственности по одностороннему решению правительства РФ нарушает Конституцию

Вчера Конституционный суд (КС) приступил к проверке конституционности порядка передачи собственности субъекта РФ в федеральную собственность в процессе разграничения полномочий между уровнями власти. Обратившаяся в КС мэрия Москвы считает, что безвозмездная передача собственности по одностороннему решению правительства РФ нарушает Конституцию.

Поводом к рассмотрению дела стал запрос правительства Москвы, поступивший в КС в декабре 2004 года, накануне вступления в силу федерального закона #122, более известного как закон о монетизации льгот. Пункт 11 статьи 154 этого закона предусматривает безвозмездную передачу собственности субъекта РФ в федеральную собственность в процессе разграничения полномочий между центром и регионами. Перечень передаваемого имущества, составляемый по предложениям федеральных органов власти, утверждается правительством РФ, пишет газета «КоммерсантЪ».

В Москве, где расположены центральные аппараты всех федеральных органов власти, этот вопрос приобрел особую остроту. На сегодняшний день федеральные структуры арендуют у правительства города более 2 млн кв. м административных зданий, что составляет почти треть всех сдаваемых в аренду муниципальных площадей столицы. После вступления в силу 122-го закона, который дал возможность правительству РФ изменить статус этой недвижимости, между городом и федеральным центром возник серьезный конфликт, который до сих пор не разрешен.

По мнению заявителей, безвозмездное изъятие имущества из собственности региона на основании подзаконного акта правительства без получения согласия на это субъекта РФ и без решения суда противоречит Конституции. В частности, как заявил на вчерашнем заседании КС представитель правительства Москвы Андрей Шерстобитов, сегодня столице принадлежит 27 объектов недвижимости, построенных городом после проведенного в 2001 году разграничения собственности, где расположены федеральные органы власти. "Нет никаких гарантий, что после применения данной нормы они не окажутся в федеральной собственности,– отметил господин Шерстобитов.– Этот порядок напрямую противоречит Гражданскому кодексу РФ".

Представители центра с такой позицией не согласились, дружно заявив, что оспоренная норма не противоречит Основному закону. "Ни из Конституции, ни из Гражданского кодекса не вытекает невозможности установления особенностей при передаче имущества из собственности субъекта в собственность РФ",– отметила представитель Госдумы в КС Елена Мизулина.

Представитель президента в КС Михаил Кротов подчеркнул, что в собственности органов власти может находиться только имущество, необходимое этим "публичным образованиям" для осуществления своих функций, для чего и происходит его перераспределение при изменении полномочий центра, регионов и муниципалитетов. "Делается попытка распространить действие Гражданского кодекса на ту сферу, которая не относится к гражданско-правовым отношениям",– сообщил господин Кротов. По его мнению, перераспределение имущества "определяется природой публичного образования исключительно в целях формирования экономической основы исполнения функций органов публичной власти". А поскольку данные органы не преследуют коммерческих целей, распространять принципы возмездности на эти отношения неправомерно. "Субвенции регионам предоставляются также на безвозмездном уровне, никто не просит их возвращать,– напомнил господин Кротов.– А правительство Москвы сводит все к имущественному вопросу, мол, компенсируйте нам это".

Росимущество берет приватизацию на себя
РФФИ лишили госсобственности

Давняя борьба Росимущества и Российского фонда федерального имущества (РФФИ) за рычаги влияния при приватизации госсобственности закончилась поражением последнего. В ближайшее время будет принята новая редакция устава РФФИ, согласно которой полномочия фонда по утверждению цены на приватизируемые пакеты акций государства будут переданы Росимуществу. Кроме этого РФФИ лишится функций по управлению акциями госпредприятий, не включенных в план приватизации. Это означает, что РФФИ станет лишь посредником при продаже госсобственности, не претендуя ни на что большее, утверждают эксперты, заключает газета "Бизнес".

О том, что новый устав РФФИ вот-вот будет подписан премьер-министром Михаилом Фрадковым, заявил вчера глава РФФИ Юрий Петров. По его словам, в новой редакции закреплено два принципиальных изменения, которые, как полагают эксперты, могут окончательно ослабить позиции РФФИ при управлении и продаже госимущества.

Во-первых, РФФИ лишится права на управление акциями, которые не включены в прогнозный план приватизации. По мнению руководителя департамента готового бизнеса компании "Князев и партнеры" Алексея Курганова, такое предложение окончательно перераспределит влияние в пользу Росимущества. "Это говорит об усилении контроля Росимущества над РФФИ,- комментирует ситуацию другой эксперт, не пожелавший называть свое имя.- Вполне возможно, что это итог политической борьбы между двумя ведомствами". Фактически полномочия РФФИ сводятся к подготовке к продаже и продаже пакета акций, соглашается партнер юридической компании Legas Анна Кожушко.

Это далеко не первая попытка Росимущества, находящегося в крайне напряженных отношениях с РФФИ, забрать у последнего часть полномочий по приватизации государственных пакетов акций. Весной этого года Минэкономразвития внесло в правительство ряд поправок, которые фактически лишают РФФИ эксклюзивного права на продажу госсобственности, передавая эти функции частным компаниям (см. "Бизнес" от 1 марта). Кроме этого, по словам Юрия Петрова, в новой редакции устава РФФИ принципиально изменены правила определения цены акций, подлежащих продаже на аукционах. Сейчас нормативную оценку стоимости акций проводит Росимущество, но окончательную стоимость пакета определяет РФФИ. С вступлением в силу нового устава ситуация кардинально изменится: РФФИ будет оценивать акции по рыночной стоимости, а Росимущество - соглашаться или не соглашаться с мнением специалистов РФФИ.

Застройщиков проверят на прочность
С рынка могут исчезнуть застройщики, которые строят меньше трех домов в год

В ближайшие несколько лет с рынка могут исчезнуть застройщики, которые строят меньше трех домов в год. Вчера премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление о требованиях к размеру собственных денежных средств застройщика. Теперь каждому девелоперу для реализации проекта придется доказать, что его собственные средства составляют не менее 7% от суммы, привлеченной по договорам участия в долевом строительстве. Как утверждают эксперты, такая мера приведет к укрупнению строительного бизнеса, пишет газета "Бизнес".

Как и предполагал "Бизнес" (№56(261) от 31 марта), правительство РФ решило ввести в строительную отрасль ряд существенных ограничений, которые могут способствовать сокращению числа застройщиков на рынке. Вчера правительство утвердило положение о требованиях к размеру собственных денежных средств застройщика, порядке расчета размера этих средств, а также нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Михаил Фрадков, сообщив, что минимальный размер собственных денежных средств застройщика должен составлять 7% от привлеченных на основании договоров участия в долевом строительстве. Новое постановление вступает в силу с 1 января 2007 года.

Участники рынка считают, что с принятием этих мер усложнится жизнь для небольших застройщиков, при этом крупные девелоперские структуры этого не заметят. "Норматив не менее 7% собственных средств намного мягче, чем требуют отечественные банки при предоставлении кредитов (они требуют 20- 30%). Большинство застройщиков, работающих на рынке, смогут соблюсти норматив, хотя именно в Москве и Петербурге введение этих норм может вывести из бизнеса мелких застройщиков. Многие из них привносили в проект проектную документацию и участок земли, начинали продавать квартиры на этапе котлована и за счет привлеченных средств финансировали строительство",- говорит заместитель генерального директора компании "КВ инжиниринг" Илья Шкабара. По его словам, для строительства среднего жилого дома площадью 10 тыс. кв. м (при средней московской себестоимости около $1000 за кв. м) застройщикунужно будет вложить не менее $700 тыс., что для небольших застройщиков достаточно много.

Торговля землей вдоль скоростной трассы запрещена
Чиновники наконец приняли постановление о резервировании земель в зоне строительства платной автотрассы

После года невнятных проволочек областные чиновники наконец приняли постановление о резервировании земель в зоне строительства платной автотрассы Москва-СанктПетербург от МКАД до 50-го км. Ускорения подмосковным чиновникам придал лично глава государства. В начале недели Владимир Путин потребовал ограничить оборот прилегающих к крупным инфраструктурным объектам земельных участков, что моментально нашло отклик у правительства Московской области. По мнению экспертов, больше всего в этой ситуации могут пострадать арендаторы земельных участков в зоне будущего строительства трассы, а также предприниматели, которые владеют землей на правах бессрочного пользования, пишет газета "Бизнес".

"Год назад уже принималось постановление о резервировании земель с 50-го км до конца Московской области, до 100-го км, а сейчас мы приняли постановление, касающееся начального, самого перспективного и самого актуального участка",- заявил "Бизнесу" начальник ГУ "Управление автомобильными дорогами Московской области "Мосавтодор"" Игорь Косенков.

Как сообщал "Бизнес", в самом конце 2004 года власти Москвы, Московской области, а также Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Тверской областей получили от правительства России рекомендации по введению ограничений на оборот земель, расположенных в зоне строительства скоростной автотрассы Москва-Санкт-Петербург. Неделю назад вопрос был поставлен еще жестче: правительство предложило ввести мораторий на отчуждение земли под все крупные инфраструктурные объекты, а президент потребовал "исключить любые злоупотребления и жульничество в этой сфере" (см. "Бизнес" от 18 апреля). Как заявил глава МЭРТ Герман Греф, в готовящихся поправках в Земельный кодекс резервированию будут подлежать земли в коридоре шириной 2 км.

Как следует из постановления, принятого вчера правительством Московской области, резервированию подлежат участки в пределах 200-500 м по обе стороны от будущей автотрассы. "Это оптимальный вариант по нормативам,- считает Игорь Косенков.- В дальнейшем, поскольку на строительство этой дороги будут привлекаться инвестиционные средства, правопринимать участие в развитии объектов придорожной полосы в первую очередь будет принадлежать инвестору". По его словам, стоимость выкупа у собственников участков, попадающих под резервирование, будет регламентирована законом и не станет "источником для обогащения (собственников.- "Бизнес")". "Там есть земли и государственные, и частные, и областные, и принадлежащие различным конгломератам",- добавил Игорь Косенков.

Арабы инвестируют в столичную недвижимость
На рынок выйдет компания из ОАЭ

Быстрорастущий московский рынок недвижимости привлекает все больше иностранных инвесторов. Вчера на выставке "Realtex2006" девелоперская компания Tameer Holding из Объединенных Арабских Эмиратов объявила о том, что в ближайшем будущем планирует инвестировать более $100 млн в проекты недвижимости в Москве и других городах России. В случае реализации задуманного Tameer Holding может стать первой компанией с Ближнего Востока, инвестирующей в российскую недвижимость, пишет газета "Бизнес".

О планах инвестировать более $100 млн в российскую недвижимость вчера сообщил вицепрезидент по международным продажам компании Tameer Holding Нажиб Сераж (Nagib Seraj). Более подробную информацию о намерениях компании он сообщать не стал, уточнив лишь, что к 2011 году Tameer рассчитывает стать ведущим региональным застройщиком в ОАЭ.

Tameer была основана в 1991 году в ОАЭ, с 1997-го стала специализироваться на операциях с недвижимостью.

В начале 2005 года компания заключила соглашение о стратегическом партнерстве с Al Rajhi Investments Group из Саудовской Аравии, что усилило ее позиции, и сменила название на Tameer Holding Investments.

Сегодня в крупные проекты в ОАЭ и за рубежом компанией вложено $10 млрд.

Несмотря на то что до сих пор в России не было крупных компаний из этого региона, консультант одной из ведущих столичных компаний рассказал "Бизнесу", что в московском регионе уже активно работают арабские частные инвесторы, которые оперируют суммами, сопоставимыми с теми, о которых заявила Tameer.

Собинбанк стал более ипотечным
Собинбанк и владелец группы МИАН Александр Сенаторов покупают Русский ипотечный банк

Собинбанк и владелец группы МИАН Александр Сенаторов покупают небольшой Русский ипотечный банк (РИБ), единственным бизнесом которого является ипотека. Контроль в банке будет принадлежать Собинбанку. Участники рынка считают, что, таким образом, РИБ раскрыл своих владельцев.

Русский ипотечный банк (ранее Сибирский крестьянский банк) вышел на рынок в прошлом году. Три месяца назад его совет директоров возглавил бывший финансовый директор группы "Рольф" Сергей Гурьянов, а членами совета стали зампред правления Собинбанка Константин Беков и владелец холдинга "Московское инвестиционное агентство недвижимости" (МИАН) Александр Сенаторов. Однако своих конечных владельцев РИБ не называл до сих пор.

В недавнем интервью журналу "Секрет фирмы" Гурьянов говорил, что за банком стоят "серьезные акционеры, не менее известные, чем "Тройка Диалог", и обещал раскрыть их имена в течение двух месяцев.

Так и произошло.

Как пишет газета «Бизнес», вчера о покупке 100% акций РИБ объявили Собинбанк и холдинговая компания группы МИАН "Технополис-проект", на 100% принадлежащая Сенаторову. Контроль в банке (50,61%) будет принадлежать Собинбанку, 49,39% - "Технополис-проекту". Сумма сделки не раскрывается. По данным "Интерфакс-ЦЭА", на начало года активы РИБ составляли 1,2 млрд руб., собственный капитал - 159,3 млн руб. В ближайшее время акционеры собираются увеличить уставный капитал РИБ на 450 млн руб.

(сейчас 100 млн руб.), а до конца года довести его до 1,7 млрд руб., направив все деньги на выдачу кредитов.

По материалам газет "Бизнес", "Ведомости", «КоммерсантЪ»
Портал RealEstate.ru не несет ответственности за информацию, опубликованную российскими газетами

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова