Обзор ежедневных газет

21 апреля 2006

Экономика и политика

Из объяснений Алексея Кудрина следовало, что внутренние заимствования нужны для "сохранения и развития рынка государственных ценных бумаг, для дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией", отмечает Газета «Коммерсантъ» в материале «Алексей Кудрин ввергает правительство в долги».

Вчера на заседании правительства были в основном одобрены основные направления долговой политики Российской Федерации на 2007-2009 годы. Ближайшая перспектива этой политики парадоксальна: при росте бюджетных доходов от благоприятной конъюнктуры будет увеличиваться размер внутреннего долга для оплаты текущих бюджетных расходов. Михаил Фрадков, одобрив предложения Минфина, все-таки потребовал от него представить дополнительные обоснования необходимости внутренних заимствований при профицитном бюджете.

Главное, о чем сообщил на вчерашнем заседании правительства министр финансов Алексей Кудрин: внутренний долг в ближайшие три года не только увеличится к концу 2009 года до 1644,2 млрд руб. с 1032,1 млрд руб. в начале 2007 года, но эти заимствования впервые будут потрачены на текущие расходы. Со стороны такая конфигурация долговой политики очень напоминает условия дефицитного бюджета или "ненефтяного бюджета" – к формированию последнего Алексей Кудрин призывает кабинет министров. По словам министра, Минфин собирается потратить на текущие расходы в 2007 году 31,4 млрд руб., в 2008 году – 50,4 млрд руб. и 63,3 млрд руб. в 2009 году.

По мнению Минфина, несмотря на рост внутреннего долга, в реальном исчислении общий размер госдолга все же будет сокращаться. Алексей Кудрин на вчерашнем заседании правительства утверждал, что в случае досрочного погашения задолженности перед Парижским клубом кредиторов в $12 млрд доля внутреннего долга вырастет c 39,8% в конце 2006 года до 57,4% в 2009 году. Кстати, вчера же немецкая газета Passauer Neue Presse сообщила, что судьба досрочного возврата этого долга может быть решена уже 26-27 апреля на встрече президента Владимира Путина с канцлером ФРГ Ангелой Меркель в Томске. Германия – самый крупный кредитор России в Парижском клубе, и пока она выступает против досрочных выплат долгов из-за потерь процентных платежей.

Однако на вчерашнем заседании правительства ни премьер, ни министры так и не поняли, зачем влезать в новые долги при реальном профиците бюджета. "У государства достаточно средств, чтобы решать текущие проблемы, не прибегая к займам. Средства на текущие расходы нужно прежде всего искать в повышении эффективности их использования",– заявил Михаил Фрадков. Из объяснений Алексея Кудрина следовало, что внутренние заимствования нужны для "сохранения и развития рынка государственных ценных бумаг, для дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией".

Довод о стерилизации в Белом доме не поняли – внешний долг, кроме процентов, оплачивается из стабфонда, доходов от приватизации и допдоходов бюджета. То есть значительного изъятия денег из экономики при подобной долговой политике не происходит. Получается, что Минфин добивается только одной цели – поддержания жизнеспособности ныне непривлекательного рынка государственных ценных бумаг, которые из-за инфляции не приносят инвесторам доходности.

Не понял Михаил Фрадков вчера и предложения влезать в долги для оплаты текущих расходов. "У государства достаточно средств, чтобы решать текущие проблемы, не прибегая к займам",– заявил он.
Тем не менее, поскольку основные направления долговой политики на трехлетку, так же как и трехлетний финплан по Бюджетному кодексу, являются не нормативными документами, а лишь справочными, предложения Минфина вчера были одобрены.

Недвижимость

Сладкий город
Территория рафинадного завода близ “Сити” досталась Сулейману Керимову

Участвовать в самой амбициозной московской стройке, проекте “Сити”, планирует, кажется, добрая половина российских бизнесменов. Как стало известно “Ведомостям”, владелец “Нафта-Москвы” Сулейман Керимов собирается осваивать 7 га в том районе Москвы — они достались ему вместе с Краснопресненским сахарорафинадным заводом, выкупленным у враждовавших акционеров — группы “ПИК” и группы “Гута”. Возможно, Керимов объединит усилия с владельцами “Вимм-Билль-Данна”, которые задумали строить неподалеку офисно-жилой комплекс в $1 млрд.

Краснопресненский сахарорафинадный завод (КСРЗ) находится в одном из самых сладких, с точки зрения инвесторов в недвижимость, мест в столице — на Мантулинской улице. Именно в этом районе реализуются крупнейшие московские проекты — “Сити” и “Большой Сити”. Деньги в них вкладывают государственный Внешторгбанк, компании Владимира Потанина и Михаила Прохорова, Владимира Евтушенкова, группа “Гута”, “Интеко” и многие другие.

КСРЗ недавно приобрела компания “Нафта-Москва”, принадлежащая Сулейману Керимову, подтвердил “Ведомостям” источник, близкий к “Нафте”. Завод принадлежал группе “ПИК” (71% акций завода) и “Объединенным кондитерам” (совместная компания группы “Гута” и правительства Москвы, владеет блокпакетом КСРЗ). “Мы находимся в процессе сделки и связаны обязательствами не разглашать детали”, — сообщил “Ведомостям” руководитель пресс-службы группы “ПИК” Дмитрий Ивлиев. Представитель “Гуты” Андрей Першин от комментариев отказался.

Прежние владельцы завода вели затяжную корпоративную войну за 7 га в центре города. Группа “ПИК” собиралась построить здесь жилой комплекс на 170 000 кв. м, ссылаясь на то, что купила завод уже после того, как его прежнее руководство решило остановить производство сахара и перевести его в Тулу. “ПИК” попыталась провести допэмиссию акций КСРЗ, однако “Объединенные кондитеры” заблокировали ее. В конце ноября Лужков в письме в адрес прокурора города Александра Зуева обвинил “ПИК” в попытке преднамеренного банкротства КСРЗ и попросил провести проверку изложенных фактов. Представители “ПИК” утверждали, что купили рафинадный завод с ведома мэрии. В декабре 2005 г., после обращения руководства группы “ПИК” с жалобой к депутату Госдумы РФ Александру Хинштейну, московская прокуратура инициировала протест на создание “Объединенных кондитеров”. Но 19 апреля арбитражный суд Москвы отклонил этот иск.

В итоге “Нафта-Москва” выкупила доли обоих спорщиков — пакеты “ПИК” и “Гуты”. По словам собеседника “Ведомостей”, близкого к “Нафте”, владельцы “ПИК” сами предложили свою долю Керимову, а уж затем последовала сделка с “Гутой”. Доля “ПИК”, по оценке источника, обошлась в $80 млн, соответственно была оценена и доля “Гуты” (примерно $28 млн). “Такого исхода конфликта следовало ожидать: обе стороны принципиальные и не допустили бы, чтобы кому-то из них достался участок”, — говорит источник в Департаменте науки и промышленной политики Москвы. “Сделка была выгодной для нас, в рамках конфликта это решение было оптимальным”, — соглашается источник в группе “ПИК”.

Источник, близкий к акционерам “Гуты”, правда, утверждает, что обеим сторонам пришлось продать свои доли с большим дисконтом, конечным покупателем завода он называет “Интеко” Елены Батуриной. Такого же мнения и высокопоставленный чиновник мэрии. Но источник, близкий к “Нафте”, и представитель “Интеко” это категорически опровергают.

Росимущество оценит все аэродромы
Росавиация совместно с Росимуществом проводит полную инвентаризацию

Как стало известно "Бизнесу", Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) до 1 июня проведет инвентаризацию федерального имущества всех российских аэропортов. По мнению транспортников, в результате ревизии будет определена единая схема взимания платы с аэропортов за пользование федеральным имуществом.

Росавиация совместно с Росимуществом проводит полную инвентаризацию федерального имущества гражданских аэропортов. Об этом говорится в письме Федерального агентства воздушного транспорта руководителям территориальных управлений (копия документа есть в распоряжении "Бизнеса"). ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (АГА) должно подготовить сводный перечень пообъектного состава имущества аэродромов с указанием правового статуса и предоставить его в Росавиацию до 1 июня 2006 года.

В Росавиации факт проведения инвентаризации "Бизнесу" подтвердили. По словам главы Росавиации Александра Юрчика, по поручению агентства АГА проводит инвентаризацию, кадастрирование и регистрацию имущества аэродромов. Юрчик объясняет необходимость этой работы тем, что надо навести порядок в управлении этим имуществом.

Источник в Росимуществе сообщил "Бизнесу", что инвентаризация - плановое мероприятие, предусмотренное разработанной Минтрансом концепцией управления федеральным имуществом гражданских аэропортов, находящейся на рассмотрении правительства.

По словам собеседника, правила взимания платы за пользование федеральным имуществом определены постановлением правительства №685, в соответствии с которым арендная плата за использование федерального имущества взимается с предприятия на основании отчета независимого оценщика. После проведения инвентаризации Росимущество сможет проанализировать, соответствует ли эта плата реальному положению дел.

Подрядчиков поставят на счетчик
Срыв сроков дорожного строительства может дорого обойтись подрядчикам

Срыв сроков дорожного строительства может дорого обойтись подрядчикам, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Вчера на заседании правительства вице-премьер Александр Жуков предложил обязать подрядчиков, нарушивших сроки строительства или условия конкурса, завершать стройку за свой счет. Эксперты считают, что необязательность подрядчиков во многом обусловлена скупостью заказчиков и элементарной нехваткой денег.

Обсуждавшаяся вчера на заседании правительства транспортная стратегия России до 2020 года вызвала живой интерес отраслевых министров. Бурная дискуссия развернулась вокруг процесса строительства и реконструкции автомобильных дорог, который вице-премьер Александр Жуков сравнил с латанием дыр. Виновниками, по мнению Жукова, являются подрядные строительные организации, требования к которым при проведении конкурсов необходимо ужесточать.

Наиболее радикальная идея: обязать подрядчиков при нарушении условий конкурса или срыве сроков завершить стройку за свой счет. "Это способствовало бы улучшению качества дорог",- уверен чиновник.

Сейчас контроль за качеством строительных работ на федеральных автодорогах осуществляет ФГУ "Росдортехнология". По словам его сотрудника, усиление контроля за качеством заключается в том, что выявленные нарушители будут заноситься в черные списки и в дальнейшем не допускаться к участию в конкурсах.

В настоящее время выбор подрядной организации происходит, как правило, в результате конкурса. К участию в нем допускаются компании, подавшие заявки и отвечающие ряду требований. "Победитель должен заключить договор, в котором прописан объем работ, сроки их выполнения, порядок финансирования",- рассказывает секретарь экспертного совета по промышленной политике Совета федерации Валерий Белов. Если победитель конкурса отказался заключать договор, то он теряет внесенный задаток. По словам Белова, это не более 5% от стоимости всех работ. Заказчик при таком развитии событий теряет больше, так как необходимо повторно проводить конкурс, что приводит не только к материальным, но и временным затратам.

После заключения договора все дальнейшие действия подрядчика рассматриваются либо как выполнение условий договора, либо как их нарушение, напоминает председатель комитета по строительству и промышленной политике СФ Валентин Завадников. Защиту прав заказчика обеспечивает Гражданский кодекс, согласно которому при нарушении условий договора он может потребовать устранить недостатки, либо уменьшить цену за работу, либо вовсе отказаться от услуг. "Часто бывает, что победителю конкурса в виде социальной нагрузки дают ремонт какой-нибудь еще экономически неэффективной дороги",- рассказал сотрудник одной из московских дорожных организаций.- Приходится экономить".

По материалам газет "Бизнес",  "Ведомости", "КоммерсантЪ"
Портал RealEstate.ru не несет ответственности за информацию, опубликованную российскими газетами

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова