Обзор ежедневных газет

11 апреля 2006

Экономика и политика

В ходе вчерашней традиционной встречи с министрами Владимир Путин потребовал от главы Минэкономразвития Германа Грефа положить конец существованию "частных таможен" – пунктов пропуска, находящихся в собственности коммерческих структур. Министр пообещал президенту выкупить подобные пункты у частников или построить новые в течение двух лет, но Владимир Путин дал указание сделать это намного быстрее, отмечает газета «КоммерсантЪ» в материале  «Владимир Путин потребовал ликвидировать частные таможни».

Таможенная тема стала одной из главных на вчерашнем совещании президента и министров в Кремле. "Когда мы на границе-то наведем порядок? – без всякого предисловия обратился Владимир Путин к курирующему таможню Герману Грефу.– Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе?" Глава Минэкономразвития, истолковавший вопрос президента как напоминание о необходимости бороться с коррупцией на таможне, попытался углубиться в рассуждения о человеческом факторе, без учета которого идут прахом все подготовленные концепции развития таможенного дела в России. Однако Владимир Путин прервал министра и конкретизировал претензии – они оказались вовсе не в этом.

Речь Владимира Путина была посвящена существованию частных пунктов пропуска на границе, которые принадлежат не самой таможне, а коммерческим организациям, в первую очередь таможенным брокерам. Это, по мнению президента, недопустимо: "Таможенные органы используют возможности бизнес-структур по организации перевалки грузов через границу. Бизнес-структуры, соответственно, начинают пользоваться услугами таможни, причем часто в обход действующего законодательства и интересов экономики страны".

Виноват в этом, по мнению президента, лично Герман Греф. "Для того чтобы этого не было, нужно таможне выделять соответствующие средства, чтобы они сами имели возможность оборудовать эти переходы. Пока вы этого не сделаете, все время будут идти ссылки на то, что нет денег",– заявил Владимир Путин.

Немного смутившийся министр, впрочем, спустя минуту в ответ заверил президента, что проблема ему известна и уже решается. По его словам, программой развития таможенных органов отведено два года на то, чтобы построить альтернативные государственные пункты пропуска либо выкупить у частников помещения, которые сейчас занимают таможня и пограничники. Президента сроки выполнения поставленной задачи не устроили. "Почему два года? Почему так долго? Вы же представляете масштаб потерь для экономики страны?" – упрекнул Владимир Путин министра. После чего обратился к находившемуся там же премьеру Михаилу Фрадкову и поручил ему "отдельно обсудить этот вопрос".

Обсуждать премьеру и министру есть что. Как сообщили Ъ в Минэкономразвития, сейчас из 413 пунктов пропуска 137 находятся не на балансе таможенных органов, а принадлежат коммерческим структурам. Такое "государственно-частное партнерство" сложилось исторически – хронически недофинансируемая в 90-е годы таможня была вынуждена решать задачу прикрытия границы любыми способами. Впрочем, около половины из 137 "чужих" пунктов пропуска (59 железнодорожных) находятся на балансе ОАО РЖД, 18 воздушных эксплуатируются аэропортами, 7 речных и 29 морских – структурами Минтранса.

Скорее всего, президентский гнев вызвали вовсе не полугосударственные таможни, а 13 автомобильных пунктов пропуска, принадлежащих частным организациям в привычном понимании этого термина – ООО и акционерным обществам. В частности, инфраструктура всех пяти автомобильных пунктов пропуска Приморского края принадлежит частным компаниям. При этом администрация пунктов пропуска самостоятельно устанавливает размеры сборов на все услуги, связанные с перемещением товаров через таможенную границу. По словам одного из представителей рынка, участники внешнеэкономической деятельности, близкие к владельцам таких пунктов, получают привилегии при таможенном оформлении.

В ФТС впрочем, отрицают, что такой симбиоз наносит прямой вред государству. "Претензии президента мне совершенно непонятны. Похоже, его не вполне точно информировали о сути дела",– сказал Ъ источник в таможенной службе. Впрочем, существование частных пунктов пропуска ФТС явно не устраивает, поэтому последние два года служба активно лоббирует идею создания единой структуры, отвечающей за строительство, обустройство и содержание пунктов пропуска. Предполагается, что такая структура может быть создана на базе ФГУП "Ростэк" – сейчас предприятие, бизнес которого, впрочем, мало чем отличается от деятельности частных коллег, занимается строительством и эксплуатацией таможенной инфраструктуры и является крупнейшим таможенным брокером.

Отметим, что для бизнеса требования президента, судя по всему, станут серьезным ударом.

Недвижимость

Новокосинский терминал нашел арендатора
Rewico планирует расширить свое присутствие на российском рынке

Немецкая логистическая компания Rewico планирует расширить свое присутствие на российском рынке. Сейчас оператор завершает переговоры об аренде терминала "Новокосинский" площадью около 20 тыс. кв. м. Эксперты не исключают вероятности, что Rewico уже нашла клиента под проект.

О том, что Rewico ведет переговоры по аренде Новокосинского терминала, "Бизнесу" рассказал начальник отдела маркетинга и рекламы компании "Крона-маркет" (девелопер терминала) Олег Зеленюк. По его словам, договор аренды может быть оформлен уже в течение этой недели. "Мы сдаем объект целиком сроком от пяти лет",- рассказал Зеленюк. Тем не менее в Rewico комментировать ситуацию отказались. Сейчас логистический оператор уже располагает собственным складским комплексом площадью 24 тыс. кв. м в Нагатинской пойме и имеет 8,5 тыс. кв. м складов в Шереметьеве.

Новокосинский терминал площадью 18,6 тыс. кв. м располагается на ул. Салтыковская, вл. 26, в двух километрах от МКАД. По словам источника, близкого к проекту, поиски арендаторов начались еще около двух лет назад. "Проблема в том, что объект построен не слишком удачно с точки зрения планировки. Кроме того, в терминале располагается около 2 тыс. кв. м офисных площадей, что слишком много для такого объекта",- рассказал источник.

По его словам, интерес к терминалу уже проявляли несколько логистических компаний, однако соглашение так и не было достигнуто. "Тогда ставка аренды составляла не менее $125 за 1 кв. м за склады и $260 за офисы",- отметил источник.

"Сейчас площади предлагаются по усредненной ставке в $145 за 1 кв. м в год. Более того, годовая стоимость эксплуатации 1 кв. м составит еще до $20.

“Семерка” делит бизнес
“Столичные гастрономы” будут строить торговые центры для других ритейлоров

“Столичные гастрономы”, которые до сих пор ограничивались операциями с московской недвижимостью супермаркетов “Седьмой континент”, диверсифицируют бизнес. Компания начинает строить торгово-развлекательные центры (ТРЦ) площадью 80 000-160 000 кв. м за пределами столицы. До 2008 г. будут сданы ТРЦ в Реутове и Ростове-на-Дону, а затем — в Брянске и Самаре.

Как стало известно “Ведомостям”, роль “Столичных гастрономов” окончательно изменилась — компания планирует строить торгово-развлекательные центры за пределами столицы для сдачи в аренду. В опубликованном вчера отчете Росбанка, организатора облигационного займа “Столичных гастрономов”, говорится, что стратегия компании помимо обслуживания потребностей “Седьмого континента” предусматривает “развитие деятельности на растущем рынке девелопмента”, в частности “выстраивание долгосрочных взаимоотношений с другими операторами розничной торговли”. В 2007-2008 гг. “Столичные гастрономы” запустят два торгово-развлекательных центра в Ростове-на-Дону (площадью 78 000 кв. м) и Реутове (более 160 000 кв. м), говорится в отчете.

Пресс-секретарь “Столичных гастрономов” Елизавета Лучицкая подтвердила “Ведомостям”, что “Столичные гастрономы” начинают работать в регионах с форматом торгово-развлекательных центров. По ее словам, строительство ТРЦ вскоре начнется в Самаре и Брянске, где компании уже принадлежат участки.

Директор департамента Colliers International Максим Гасиев считает, что строительство ростовского и реутовского торгцентров может стоить до $240 млн. На приобретение и строительство торговых площадей “Столичные гастрономы” собираются потратить средства от облигационного займа в размере 1,5 млрд руб.

На развитие девелоперского направления владельцев “Семерки” вдохновила высокая прибыльность “Столичных гастрономов” и рост рынка торговой недвижимости.

По материалам газет "КоммерсантЪ", "Бизнес", "Ведомости"
Редакция портала RealEstate.ru не несет ответственности за информацию, опубликованную российскими газетами

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова