Обзор ежедневных газет

16 марта 2006

Экономика и политика

Государственный банк развития с уставным капиталом $2,5 млрд, видимо, будет создан на базе Внешэкономбанка. Чиновники считают, что он лучше других госбанков подготовлен к масштабному кредитованию инфраструктурных проектов. Эксперты согласны с этим, но оговариваются, что ВЭБу придется расстаться с пенсионными деньгами — иначе возникнет конфликт интересов, пишут "Ведомости" в материале "Машина для инвестиций".

Сразу после выступления президента чиновники начали обсуждать, как и на базе какой структуры создавать Банк развития (БР). Наиболее серьезными претендентами были ВЭБ и РосБР. Вчера слушания на эту тему провел комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Совета Федерации. Выступивший на нем замминистра экономического развития Андрей Шаронов сделал выбор в пользу ВЭБа. Зампред Центробанка Алексей Улюкаев спорить с Шароновым не стал.

Государственный банк развития подвержен двум рискам, считает Шаронов: первый — “уход в рыночную нишу”, при котором БР будет конкурировать с коммерческими банками за перспективные проекты, а второй — “уход в убыточные проекты”, от которых частный сектор отказался. Чтобы банк избежал обеих крайностей, он должен функционировать как госкорпорация — по специальному закону (а не по нормативам ЦБ), считает чиновник.

По мнению Шаронова, БР следует создать на основе ВЭБа. В структуру последнего войдут Росэксимбанк и РосБР, став 100%-ными “дочками” ВЭБа, заявил чиновник. При этом внутри БР, добавил он, может возникнуть специализация по видам деятельности: банковское подразделение, лизинговое и др. Чиновник предлагает назвать БР “Госкорпорация “Российский банк развития (Внешэкономбанк)”. “ВЭБ — это брэнд, он стоит денег, на нем строятся рейтинги”, — объясняет он. Государственные средства Шаронов сулит БР только на первом этапе, при увеличении уставного капитала, потом же “предполагаются только частные деньги”.

Недвижимость

Жуковка переживает ПИК
Группа компаний ПИК представила проект строительства элитного поселка Park Vill

Вчера в рамках проходящей в Каннах международной выставки Mipim 2006 группа компаний ПИК представила проект строительства элитного поселка Park Vill. Поселок площадью 40 га расположится на Рублево-Успенском шоссе вблизи от деревни Жуковка (9 км от МКАД). Предположительный объем инвестиций в проект составляет $80 млн, пишет "Бизнес".

О новом проекте ГК ПИК "Бизнесу" рассказал председатель правления "ПИК холдинг" Артем Эйрамджанц. По его словам, коттеджный поселок класса de luxe расположится на северо-западе деревни Жуковка Одинцовского района Московской области. "С юга участок граничит с поселком "Царское село" и спорткомплексом World Class, с севера, востока и запада его граница- излучина Москвы-реки. Общая площадь застройки составит около 40 га",- рассказал Эйрамджанц. Всего поселок рассчитан на 57 участков, 23 из которых будут предлагаться с готовыми домами, и 33 - с индивидуальными проектами.

"По предварительным прогнозам, участки в пределах нового поселка будут продаваться по цене $50-70 тыс. за сотку, а стоимость домов составит $5-10 млн",- прогнозирует директор департамента загородной недвижимости компании Paul's Yard Андрей Васильев.

По словам Андрея Васильева, основную конкуренцию поселку Park Vill может составить "Усадьба Усово" (дома по $4-5млн). "Однако наличие водоема значительно увеличивает привлекательность проекта ПИК",- резюмирует эксперт.

Горный океанариум
Представлена окончательная концепция строительства океанариума на Поклонной горе

Вчера на международной выставке MIPIM 2006 компания "Евразия" представила окончательную концепцию строительства океанариума на Поклонной горе. Общая площадь комплекса составит 160 тыс. кв. м, а предполагаемый объем инвестиций в проект превысит $200 млн, сообщает "Бизнес".

Общая площадь комплекса составит около 160 тыс. кв. м, из которых 112 тыс. кв. м будет построено под землей. Проект предусматривает наличие гостинично-делового комплекса площадью более 35 тыс. кв. м (200 номеров), развлекательной части и океанариума (35 тыс. кв. м), а также подземной автостоянки (57 тыс. кв. м). Кроме того, в комплексе разместится и офисная часть- около 15 тыс. кв. м.

По словам источника, близкого к проекту, решение о строительстве океанариума было принято после визита Владимира Путина в Астану, где похожий проект уже реализован. "Решение вопроса принималось на высоком уровне, поэтому не исключено, что реализация этого проекта в дальнейшем даст "Евразии" некоторые преимущества на московском рынке",- отметил источник.

Франчайзинг на рынке недвижимости совсем не пошел
Мелким компаниям франшизы не продают, крупные — не покупают


В отличие от России, в других странах мира система франчайзинга получила очень широкое распространение почти на всех существующих рынках. В России на компании, работающие по этой схеме, приходиться только 5% от розничного оборота. На рынке недвижимости их доля исчезающе мала. Российские компании почти не покупают западные франшизы. Попытки запустить национальный франчайзинговый проект на рынке недвижимости пока тоже были по большей части безуспешны. Как пишет газета "Бизнес", эксперты уверены, что причины столь низких показателей кроется в непрозрачности бизнеса.

По данным экспертов, на франчайзинговые предприятия в США приходится около 42% розничного оборота, в Европе - 30%. В России эта цифра существенно меньше, не более 5%. Рынок недвижимости не стал исключением: за последние десять лет его активного развития игроков, работающий по схеме франчайзинга, можно пересчитать по пальцам. Одной из первых российских компаний, опробовавшей систему франчайзинга, стала "Миэль-недвижимость".

Помимо "Миэль-недвижимости" франчайзинговую схему развивает и компания "Бестнедвижимость". По словам начальника службы контроля качества корпорации "Бестнедвижимость" Дмитрия Реуцкого, стоимость франшиз компании составляет 60 тыс. руб. с возможностью выплаты суммы в рассрочку. При этом компания вообще не берет роялти. Помимо первоначального взноса в некоторых случаях может быть установлен рекламный сбор, который будет доходить до 50% от платежа за франшизу. Программа стартовала более года назад, планировалось продать около ста франшиз, однако первый проект будет запущен лишь сейчас: похоже, что темпы развития проекта оказались ниже ожидаемых.

Одним из немногих успешных примеров франчайзинговых компаний в сфере недвижимости в России является компания Hirsh, появившаяся на рынке в 2003 году. По данным самой компании, за этот период ей удалось реализовать около сорока франшиз. "В начале нашей работы три года назад наша франшиза стоила $8 тыс., сейчас ее цена возросла до $16 тыс.,- рассказывает управляющий "Хирш-Россия" Феликс Альберт. После приобретения франшизы сотрудники компании проходят обучение в специальном центре, а далее получают консультации по ведению бухгалтерской отчетности и построению бизнеса. В компании, покупающей франшизу у Hirsh, должно работать не менее 10-12 человек.

Согласно мировой практике франчайзи в среднем платит от 7% до 15% от оборота созданной компании. Однако в России классические схемы не работают, что также негативно сказывается на распространении франчайзинга. Взимание процентных платежей возможно только в тех странах, где все предприниматели предоставляют финансовую отчетность.

То, что франчайзинг не вписался в стратегию бизнеса игроков рынка недвижимости, объясняется и спецификой этой схемы. Так или иначе, при продаже франшизы собственные офисы начинают конкурировать с офисами франчайзи, констатирует Феликс Альберт. По его словам, именно поэтому для профессиональных участников продажа франшиз не является интересным бизнесом.

По материалам газет "Ведомости", "Бизнес"
Редакция портала RealEstate.ru не несет ответственности за информацию, опубликованную российскими газетами

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова