Обзор ежедневных газет

22 февраля 2006

Экономика и политика

Все большую часть российской банковской системы контролируют иностранцы. За прошлый год их доля увеличилась почти вдвое и превысила 11%. Они вкладывали средства в уставные фонды российских банков в семь раз активнее российских инвесторов. И в этом году наступление иностранцев на наш рынок продолжится — намечены крупнейшие в истории сделки, пишет газета «Ведомости» в материале «Почти удвоились»

За прошлый год уставный капитал действующих российских банков увеличился на 17% до 444,4 млрд руб., сообщил вчера Центробанк. Из 63,9 млрд руб. прироста этого показателя немногим менее половины, 26 млрд руб., приходится на вливания иностранцев. По итогам прошлого года они увеличили свои вложения более чем в 2,1 раза.

Теперь их доля в совокупном капитале российских банков выросла почти вдвое. Если на начало прошлого года она составляла 6,2%, то к началу этого достигла 11,2% и приблизилась к уровню квоты в 12%, которую однажды, в 1996 г., ЦБ вводил для иностранцев. Сейчас никакой квоты нет, хотя закон и позволяет ее ввести. А в ходе переговоров о вступлении России в ВТО переговорщики с обеих сторон близки к тому, чтобы согласиться на возможность ее введения на уровне 50%.

Доля иностранцев в уставном капитале — единственный публикуемый ЦБ показатель, информирующий о позициях нерезидентов на рынке. Оценить же их роль в сегментах кредитования, депозитов, в общем объеме активов и собственных средств официальная статистика не позволяет. Но экспертов это не смущает.

Доля в уставном капитале, пожалуй, один из основных показателей для оценки степени влияния иностранцев, говорит аналитик парижского офиса Standard & Poor's Екатерина Трофимова: он демонстрирует их вовлеченность в стратегические решения. По сути, это величина прямых иностранных инвестиций в банковский сектор. Поэтому вслед за ростом доли в уставном капитале должен произойти рост и по остальным основным показателям, считает она.

Конкуренция со стороны иностранцев все более ощутима, признает председатель правления Росбанка Александр Попов. Ситибанк, например, в прошлом году развернул агрессивное наступление на розничном фронте в столице и даже предложил Владимиру Путину стать клиентом. Хотя у многих граждан по поводу сервиса банка возникают нарекания, его бизнес растет как на дрожжах. Французская группа Societe Generale купила активно работающий на рынке автокредитования самарский Промэк-банк (эта сделка стала первой покупкой регионального банка иностранным) и пионера российского ипотечного рынка — банк “Дельтакредит”. Вышли на наш рынок Хансабанк, “внучка” одного из крупнейших в Скандинавии Swedbank, и “Морган Стэнли банк”, учрежденный одноименным мировым гигантом.

“Мы видим спрос на наши услуги, а конкуренция в России невелика, особенно на рынке кредитования”, — говорит председатель правления Хансабанка Друвис Мурманис. И добавляет, что сейчас “для наращивания российского бизнеса благодатное время”.

Иностранным и российским банкам есть что противопоставить друг другу, убежден Попов. Первые, по его словам, имеют более дешевые ресурсы и прогрессивные технологии, зато у российских банкиров уже создана сетевая инфраструктура и они лучше понимают предпочтения потребителей. Не только понимают, но и предъявляют к своим клиентам более мягкие требования, добавляет исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков.

Тем не менее 2006 год сулит не меньшее усиление влияния иностранцев, чем предыдущий. “Газпром” намерен отдать Dresdner Bank треть в капитале Газпромбанка, а Raiffeisen выкупит Импэксбанк. В ходе IPO иностранцы могут получить более чем по 10% акций Росбанка и Внешторгбанка. Тогда доля нерезидентов превысит 15%, уверен Лепетиков. “Макроэкономическая ситуация в России улучшается, и местный рынок становится все привлекательнее для иностранных инвесторов”, — констатирует Мурманис.

Недвижимость

Наружная реклама подорожает
Столичные власти поднимают цену аренды земли

Участников рынка наружной рекламы ждет очередной сюрприз от правительства Москвы. Как стало известно “Ведомостям”, столичный комитет по рекламе и оформлению подготовил постановление, увеличивающее арендную ставку за землю под рекламными щитами на 10-50%. Это повышение приведет к росту цен на размещение рекламы на 20-30%, что в первую очередь ударит по рекламодателям.
 
Председатель комитета по рекламе и оформлению Владимир Макаров уточнил, что размер повышения будет зависеть от расположения рекламных конструкций — чем ближе к центру, тем больше вырастет арендная ставка. Сейчас соответствующее распоряжение находится у мэра Москвы Юрия Лужкова и вступит в силу после подписания. Это может произойти сразу после праздников, заявил Макаров. Последний раз ставки аренды для рекламистов повышали летом 2003 г. — тогда на 15%. По словам чиновника, с тех пор рынок рекламы рос на 30% в год и город тоже должен получать от этого прибыль.

Участники рынка знают об инициативе московских властей и традиционно с Макаровым не согласны. По словам гендиректора исследовательской компании “Эспар-Аналитик” Андрея Березкина, сегодня арендная плата за землю под щитом 3 × 6 составляет в Москве в среднем $250-300. Он считает, что такое повышение арендной ставки, особенно в центре города, может увеличить стоимость рекламы на 25%. А замглавы российского представительства международной рекламной компании Clear Channel Алексей Нестеренко говорит о 30%.

Только платить за инициативу комитета по рекламе придется не операторам наружной рекламы, а рекламодателям — повышение арендных ставок операторы рынка наружной рекламы заложат в конечную стоимость своих услуг. “В наших договорах такие случаи прописаны как форс-мажорные обстоятельства”, — говорит генеральный директор Outdoor One Владислав Захаровский. “Такого повышения рынок может не выдержать, рекламодатели могут попросту не согласиться с таким подорожанием наружной рекламы”, — считает Березкин. С ним согласен и Нестеренко, отмечая, что в таких условиях небольшие рекламные компании могут не выжить.

«Защитный» рейд
Большинство рейдеров перепрофилировались из захватчиков в защитников поглощаемых предприятий

За последние несколько лет большинство рейдерских компаний стали активно предоставлять услуги защиты от своих же коллег. Оказалось, что побочный бизнес приносит "перевертышам" неплохие и уже легальные доходы: проведя удачную защиту, структура может получить около 20% от рыночной стоимости активов защищаемого предприятия, в некоторых случаях эта доля может доходить до 50%, пишет газета «Бизнес».

Игроки рынка слияний и поглощений рассказывают, что первые рейдерские захваты в Москве стали происходить в конце 1990-х: тогда предприятия обычно старались отразить нападения с помощью собственных юридических отделов. С развитием схем захвата и появлением на рынке все большего числа рейдерских структур юристы поглощаемых компаний все чаще оказывались в проигрыше, и руководству предприятий приходилось обращаться за помощью к самим рейдерам. По словам партнера компании "Стратагема" Эльнура Велиева, тогда рейдерский бизнес мог приносить от 500 до 1 тыс. процентов годовых. Потом ситуация стала меняться: в 2003 году был образован департамент экономической безопасности, который возглавил Александр Корсак, и столичные власти стали уделять все больше внимания захватам, происходящим на рынке слияний и поглощений.

"По мере роста рынка и появления новых игроков рентабельность проектов падала, а конкуренция росла, и, учитывая прессинг власти, некоторые структуры решили переквалифицироваться в компании по защите",- рассказывает Велиев.

Тенденция публичного обеления бывших рейдеров началась в конце 2004-го, а в 2005м обозначились четкие схемы их работы и размеры вознаграждений. Однако несмотря на активные PR-кампании таких игроков было не много, большинство фирм, открыто заявляя об изменении корпоративной политики, продолжали и продолжают заниматься захватами. Среди бывших рейдерских структур, которые сейчас специализируются исключительно на защите от враждебных поглощений, сами участники рынка выделяют только АНТИ и "Росразвитие".

"Как правило, действия рейдеров базируются не только на применении серых и черных схем, но и на поиске ошибок руководителя: неправильно оформленные документы, черная бухгалтерия, невыплата дивидендов миноритарным акционерам и тому подобные просчеты",- рассказывает председатель совета директоров "Агентства антикризисных технологий и инвестиций" (АНТИ) Андрей Быстров. Цель же защитной структуры - создать ситуацию, при которой компания будет практически недоступной для рейда. "К примеру, защитник с помощью создания кредиторской задолженности старается сделать предприятие менее интересным для поглотителей,- говорит Эльнур Велиев.- Если же рейдер уже успел скупить часть акций предприятия, проводятся допэмиссия и встречная скупка для консолидации максимального пакета". По его словам, чтобы гарантировать, что в дальнейшем компания не станет объектом захвата со стороны других рейдерских компаний, защита обязательно должна выкупить поглощенный пакет.

"Необходимо до конца провести переговоры с нападающей стороной по выкупу их пакета, иначе захват будет приостановлен только временно",- заверяет Велиев. Гендиректор компании "Росразвитие" Павел Петровский настроен более скептически: "Тем не менее даже успешная защита предприятия не гарантирует безопасности его активов. Это связано с постоянными изменениями законодательства и вечно меняющимися и совершенствующимися рейдерскими технологиями".

Агентское вознаграждение "защитников" очень сильно варьируется и зависит от стадии захвата, на которой компания вошла в проект, а также сложности ситуации. По оценкам участников рынка слияний и поглощений, оно обычно составляет 5-20% рыночной стоимости объекта. Зачастую люди обращаются к защитным структурам, когда по документам у них уже нет ни денег, ни бизнеса. "Приэтом "защитники", как правило, берут предоплату - $30-50 тыс., которая затем вычитается из стоимости услуг. Понятно, что разного рода PR-мероприятия, покупка правильных судебных решений и т. д. оплачиваются отдельно",- поясняет источник.

За последний год развития рынка услуг по защите от поглощений многие игроки стали брать вознаграждение активами, а не деньгами. "Связано это с тем, что сейчас рынок немного по-другому сегментирован, нежели несколько лет назад: остались либо очень мелкие предприятия, захватывать которые не очень рентабельно, либо крупные, к которым трудно подступиться,- рассказывает консультант консалтинговой группы "Минфин" Александр Иванов.- Раньше рейдеры бились за самые интересные компании, у которых были деньги для оплаты услуг защитников. Теперь поглощаются предприятия, средняя стоимость которых $10-30 млн: в большинстве случаев у них не хватает средств на оплату услуг защиты, и они стали предлагать активы".

Формат «барахолка»
Вещевые рынки сохраняют первенство по привлекательности для покупателей


Несмотря на бурный рост фэшн-индустрии в Москве, самым главным форматом на рынке одежды в столице остаются вещевые рынки. На них приходится около 40% продаж одежды в Москве и до 80% в регионах. Участники рынка уверены, что в ближайшее время ни приход новых ритейлеров, ни вывод на рынок новых модных брэндов серьезно ситуацию не изменят. Причину непотопляемости ярмарок эксперты видят в грамотной маркетинговой политике рынков. Они умело поддерживают свой статус самых бюджетных ритейлеров, хотя давно таковыми не являются.

Исследования российского рынка одежды последних двух-трех лет полны оптимистичных нот. В одном из прошлогодних исследований, найденных корреспондентом "Бизнеса" в интернете, сообщается: "Объемы продаж в Москве ежегодно увеличиваются на 30-40%, в этой области российская столица обогнала многие города мира". По сравнению с 2000 годом, с точки зрения брэндовых предпочтений горожан, Москва все меньше напоминает Стамбул и все больше европейские столицы. По оценкам директора по коммерческой недвижимости компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Константина Сахарова, в Москве представлено уже около 50% глобальных модных брэндов. Участники рынка убеждены, что эта цифра не окончательна. Сами ритейлеры подтверждают это: в канун нового года компания "АБМ холдинг" (управляет сетью "Модный базар") заключила франчайзинговый договор с британской маркой Fcuk, российское представительство шведской девелоперской компании Centrum в 2005 году объявило о планах привести в Россию один из самых известных молодежных брэндов - шведский H&M, а сотрудники "Детского мира" рассказывали о переговорах компании с конкурентом H&M - американской Gap с той же целью.

 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова