Обзор ежедневных газет

06 февраля 2006

Экономика и политика


Российские банки могут получить право отказывать клиентам в открытии счета и проведении платежей без объяснения причин. Таково требование Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF), объявленное на прошлой неделе зампредом ЦБ Виктором Мельниковым. Сейчас банк может не принимать деньги у вкладчика или компании, только если они подозреваются в терроризме или не предоставляют достоверной информации о себе, пишет газета "Бизнес" в материале "Сильная подача".

В прошлом году после серии обысков в московских банках, партнеры которых подозревались в отмывании доходов, банкиры заговорили о том, что им приходится рисковать репутацией из-за клиентов.

"На банки зачастую ложится ответственность за действия клиента, которые невозможно контролировать полностью",- заявлял "Бизнесу" предправления Росбанка Александр Попов. Но теперь жалобы банкиров на то, что им приходится работать с подозрительными клиентами, могут быть услышаны регулятором с подачи FATF.

На прошлой неделе зампред Центробанка Виктор Мельников сообщил, что FATF настаивает на принятии ряда поправок в российские законы. В частности, по его словам, организация требует закрепить за банками право отказывать в открытии счета или проведении операций "без объяснения причин" отказа.


"Генпрокуратура должна улучшить работу по выявлению и пресечению попыток криминального захвата собственности",- заявил в пятницу на ежегодной расширенной коллегии Генпрокуратуры президент Владимир Путин. По мнению экспертов, глава государства не случайно поднял такой вопрос: в последнее время работники правоохранительных органов не уделяют должного внимания этой проблеме, сообщает газета "Бизнес" в статье "Упреждающий удар по рейдерам".

"Прокуратура и другие правоохранительные органы, конечно же, не должны вмешиваться в споры между коммерческими структурами",- сказал президент, выступая перед сотрудниками прокуратуры. Однако глава государства добавил, что добросовестная предпринимательская деятельность и право собственности должны быть надежно защищены, и попросил работников прокуратуры внимательнее относиться к расследованию дел по недружественным поглощениям.

Президент не случайно акцентировал внимание на этой проблеме. Как рассказала на днях директор департамента корпоративного управления МЭРТ Анна Попова, только за первые два квартала 2005 года в Москве зафиксировано 70 корпоративных захватов предприятий. "Почти каждые два дня - и это только в Москве",- подчеркнула она. Для борьбы с недружественными поглощениями МЭРТ реформирует корпоративное законодательство. Уже 16 февраля чиновники вынесут на рассмотрение правительства ряд поправок в Арбитражный процессуальный кодекс, направленных на защиту компаний от недружественных поглощений.


Недвижимость


“Интеко” и Mirax Group закапывают электричество
Чтобы получить 100 га московской земли


Столичные застройщики “Интеко” и Mirax Group вместе с Федеральной сетевой компанией собираются убрать под землю около 5 км воздушных линий электропередачи в Северо-Восточном административном округе Москвы, чтобы возвести на освободившейся территории более 1 млн кв. м недвижимости, сообщает газета "Ведомости".

О планах спрятать линии электропередачи (ЛЭП) под землю столичные власти говорят уже несколько лет. По подсчетам чиновников, при этом может высвободиться около 5000 га земли. 30 января мэр Москвы подписал распоряжение, которое дает старт первому масштабному проекту такого рода — убрав под землю около 5 км ЛЭП, инвесторы собираются застроить около 100 га освободившейся земли.

Инвестором проекта станет Российская инжиниринговая энергетическая сетевая компания (РИЭСК), созданная в прошлом году “Интеко” (31% акций), Mirax Group (32%) и двумя компаниями, аффилированными с Федеральной сетевой компанией (ФСК), — “Русэнергопроект” и “Энергопроект” (в сумме 37%).

Как объяснил “Ведомостям” гендиректор РИЭСК Михаил Медведев, заинтересовавшая инвесторов территория относится к Бескудниковской электроподстанции, там расположены частные гаражи — они подлежат сносу. По словам вице-президента “Интеко” Олега Солощанского, сейчас ведутся проектные работы, которые займут около года, только после этого инвесторы определятся с объемами строительства. “Мы хотим провести эксперимент и показать, что программа по перекладке воздушных линий перспективна”, — говорит он. Президент Mirax Group Сергей Полонский указывает, что в России еще никто не перекладывал ЛЭП в таких объемах: “Это крупномасштабный проект, который выгоден всем: город, не потратив ни копейки, получит благоустроенный район, сети будут в собственности РАО ЕЭС, а потери электроэнергии снизятся. Здесь можно построить более 1 млн кв. м недвижимости”.

В суд на страховщиков
Подали хозяева обрушившегося “Трансвааль-парка”

Владелец спортивно-оздоровительного комплекса “Трансвааль-парк” ЗАО “Европейские технологии и сервис” (ЕТС) обратился в арбитражный суд с исками к компаниям “Росно” и “Росгосстрах”. ЕТС требует от них страхового возмещения за рухнувшую крышу аквапарка на сумму 184,5 млн руб. Страховщики платить отказываются, пишут "Ведомости".

“После обрушения купола аквапарка компании "Росно" и "Росгосстрах", которые страховали конструктивную часть здания и имущество, отказались провести выплаты, поэтому 1 февраля мы направили в арбитражный суд Москвы иски”, — сообщил “Ведомостям” начальник юридического управления ЗАО ЕТС Иван Карабанов. По его словам, с “Росно” ЕТС требует 175,7 млн руб., а с “Росгосстраха” — 8,799 млн руб. “Эти суммы были определены на основании оценки БТИ”, — сообщил гендиректор ЕТС Сергей Арсентьев. “Мы считаем, что отказ страховщиков от взятых на себя обязательств не соответствует условиям договоров, достигнутых ранее”, — добавляет Карабанов.

Страховщики с доводами ЕТС не согласны. “По заключению комплексной судебно-строительной экспертизы причиной обрушения крыши аквапарка стала ошибка, допущенная при проектировании, — говорит замгендиректора "Росно" Дмитрий Попов. — Договор страхования не предусматривал покрытия таких рисков. За прошедшие три месяца у нас не появилось оснований для пересмотра решения, но любой страхователь имеет полное право обратиться в суд, если не согласен с решением страховщика. Мы внимательно проанализируем аргументы ЕТС, и, если в какой-либо части новые факты дадут законные основания для корректировки нашей позиции, мы будем готовы пойти навстречу страхователю”. В “Росгосстрахе” “Ведомостям” сообщили, что уведомление об исковом заявлении еще не получили. “У нас был застрахован риск гибели оборудования вследствие противоправных действий третьих лиц, — рассказал заместитель руководителя департамента по связям с общественностью Андрей Бирюков. — В настоящее время этот факт не установлен. Поскольку суд над обвиняемым еще не состоялся, "Росгосстрах" не может принять решение о выплате”.

По словам прокурора Москвы Анатолия Зуева, это «комплекс проектных ошибок, обусловленных грубыми просчетами при разработке проекта». В этом и заключается причина разногласий между владельцами «Трансвааль-парка» и страховщиками, пишет газета "Время новостей" в статье "Трансвааль-парк" судится со страховщиками".

По результатам расследования обрушения «Трансвааль-парка» к уголовной ответственности привлечены главный конструктор проекта Нодар Канчели и начальник Московской государственной вневедомственной экспертизы Анатолий Воронин. Канчели предъявлено обвинение в неосторожном причинении смерти и тяжкого вреда здоровью, а Воронину -- в халатности, приведшей к гибели двух или более человек. Однако проектировщик не признает себя виновным. Г-н Канчели убежден, что обрушение произошло «в результате внешнего воздействия на одну из колонн купола аквапарка». Предварительное слушание по делу состоялось в пятницу, защита обвиняемых потребовала вернуть дело в прокуратуру для доработки, в связи с этим процесс отложен до 6 февраля.

Внешэкономбанк проконтролирует финансы Шереметьево
Банк и аэропорт создали стратегическое партнерство

Внешэкономбанк (ВЭБ) в пятницу заключил договор о стратегическом партнерстве с ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ). В соответствии с этим документом ВЭБ будет не только кредитовать аэропорт, но и разрабатывать финансовые схемы проектов, осуществляемых в МАШ на средства из других источников. Напомним, что в декабре прошлого года ВЭБ подписал с Министерством транспорта России соглашение о сотрудничестве, которое фактически дало банку статус первого финансового консультанта всей транспортной отрасли страны (см. «Время новостей» от 28 декабря 2005 года), пишет "Время новостей".

В Шереметьево, как заявил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев, предметом профессионального интереса банка станут все терминалы аэропорта: два существующих (где в прошлом году началась масштабная модернизация) и строящийся третий. На финансирование этих проектов ВЭБ помимо собственных средств пообещал направить деньги, предоставляемые ему иностранными банками в рамках долгосрочных кредитных линий.

Г-н Дмитриев не скрыл, что наибольший интерес для его банка представляет третий терминал, строительство которого ведется пока на средства авиакомпании «Аэрофлот». Управляет этим проектом ОАО «Терминал» -- 100-процентная «дочка» «Аэрофлота». «ВЭБ готов участвовать в инвестиционных проектах по Шереметьево-3 самым активным образом», -- подчеркнул г-н Дмитриев. Он отметил, что для банка является «вполне приемлемым» тот объем финансирования, 250 млн долл., который обязались предоставить проекту «банки -- акционеры Шереметьево-3».

По материалам газет "Ведомости", "Время новостей", "Бизнес" (ЮВ) 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова