Обзор ежедневных газет

02 февраля 2006

Экономика и политика

В распоряжении "Бизнеса" (материал «Монополиям назначат цену») оказался текст концепции нового законопроекта, с помощью которого государство планирует взять под жесткий контроль поставщиков товаров и услуг "общеэкономического значения". В соответствии с этим документом госконтроль за ценами и качеством товаров и услуг может быть введен в жилищно-коммунальной сфере, на транспорте и в сфере связи. Опрошенные "Бизнесом" эксперты опасаются, что нерыночные формы регулирования могут привести к снижению качества товаров и создадут угрозу возникновения их дефицита.

В концепции законопроекта "О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них" (копия документа имеется в распоряжении "Бизнеса") описаны лишь основные принципы новой системы контроля за ценой и качеством "общеэкономической" продукции, производимой естественными монополиями. В соответствии с первичной концепцией, этот закон должен "заменить устаревшее законодательство о естественных монополиях". Соответственно, главной задачей законопроекта должно стать создание "принципиально новой экономической концепции государственного регулирования естественных монополий". Это значит, что контроль государства будет распространяться не на тарифы компаний, являющихся естественными монополистами, а на товары и услуги "общеэкономического значения". Планируется, что первый вариант закона поступит в правительство до конца июня.

Ответ на вопрос, какие именно товары и услуги следует относить к "общеэкономическим", сформулирован в концепции весьма расплывчато. Сказано лишь, что это все товары и услуги, имеющие "важный социально-публичный элемент", "оказывающие существенное влияние на темпы инфляции" и обладающие рядом признаков: "универсальностью, непрерывностью, доступностью, определенным качеством и безопасностью". Четкий перечень товаров и услуг, отвечающих этим критериям, должен быть закреплен впоследствии в самом законе. Судя по всему, под эти параметры попадут прежде всего услуги, предоставляемые связистами, энергетиками, предприятиями жилищно-коммунальной сферы и транспорта.

Впрочем, по мнению экономиста инвестиционного банка "Траст" Евгения Надоршина, к "общеэкономическим" товарам или услугам может быть отнесена практически любая продукция. "Ведь их перечень будет определен в приложении к законопроекту, и он может постоянно корректироваться",- отмечает он. Таким образом, государство сможет контролировать цены на отдельные виды товаров. "Это, безусловно, может помочь в борьбе с инфляцией и удвоению ВВП,- говорит Надоршин.- Ведь если создать тепличные условия развития для какой-либо отрасли, заморозив для нее, к примеру, цены на энергоносители, то ее темпы роста существенно увеличатся".

Как следует из текста концепции, государство намерено довольно жестко контролировать цену "общеэкономических" товаров и услуг. Для обеспечения к ним всеобщего доступа предполагается установить "государственное регулирование цен и тарифов".

Фактически это означает, что государство может начать диктовать ценовую политику, в том числе и частным компаниям, предоставляющим массовые услуги. "В случае введения контроля за ценами на услуги компаний, предоставляющих "общеэкономические" услуги, качество этих услуг будет снижаться",- предупреждает Надоршин. Если же государство станет устанавливать невыгодные для производителей цены, то корпорации станут сокращать производство товаров. "И мы можем столкнуться с дефицитом той или иной продукции",- подводит он печальный итог.

Недвижимость

Природа берет свое
Олег Митволь нашел еще один проект в природоохранной зоне

Олег Митволь выступил с очередным громким заявлением: компания Mirax Group, которая собирается построить в Крылатском “Центр здоровья”, не сможет “получить государственную экологическую экспертизу на законных основаниях”, так как строительство запланировано в природоохранной зоне. Участники рынка считают, что “это чистой воды конкуренция”.
 
30 января Mirax Group объявила, что выиграла тендер Минздрава и РФФИ на строительство реабилитационно-гериатрического комплекса “Центр здоровья” на 3-й Черепковской улице в Крылатском. В состав “Центра здоровья” помимо медицинских учреждений площадью 37 000 кв. м., войдет жилой комплекс площадью 190 000 кв. м. На сообщение компании отозвался замглавы Росприроднадзора Олег Митволь. “Мы узнали, что компания Mirax планирует строительство крупного жилого комплекса на особо охраняемой природной территории (ОПТ) Москворецкого парка. Строительство станет возможным только в случае корректировки зоны ОПТ. Если этого не будет сделано, то получить государственную экологическую экспертизу на законных основаниях компании не удастся , — заявил вчера “Ведомостям” Митволь.

Президента Mirax Group Сергея Полонского такая постановка вопроса удивила: “Мы не собираемся ничего строить в парке. Тот участок, который мы собираемся застраивать, не относится к природоохранной зоне, а примыкает к парку "Москворецкий", — объяснил он "Ведомостям". Безусловно, когда мы сделаем проект, будем проходить экологическую экспертизу. Пока мы только выиграли конкурс, который проводил кардиологический центр им. Чазова совместно с РФФИ на строительство в Крылатском жилого комплекса и кардиологического центра. Сейчас второй этап — мы будем делать проект, согласовывать его, обращаться в Росприроднадзор”.

“Если Полонский только начал проектирование, а Митволь уже предъявляет претензии, это чистой воды конкуренция — у кого-то есть виды на этот участок, — объяснил "Ведомостям" участник строительного рынка, пожелавший сохранить анонимность. — Даже если конфликт будет исчерпан, Полонский попадает на длинные сроки согласования и большие деньги при согласовании с экологией”.

Как стало известно “Ведомостям”, в конкурсе на “Центр здоровья” также участвовала компания “Главмосстрой”, которая до этого занималась подготовкой проекта. Как сообщил источник в компании, “Главмосстрой” уже обратился с жалобой в Минздрав РФ на итоги конкурса. Главный инженер “Главмосстроя” Александр Колотов сказал, что о жалобе не знает и для “Главмосстроя”, который “построил Бакулевский центр и уникальное здание Боткинской больницы, соревнование с Полонским смешно”. “Мы вчера поздравляли Бориса Ельцина с днем рождения, так он очень удивился, что кардиологический центр будет строить не “Главмосстрой”, — поделился Колотов.

Директора не разобрались в стратегии
План обновления парка «Аэрофлота» отправлен на доработку

Совет директоров «Аэрофлота» отклонил «Стратегическую программу развития самолетного парка до 2010 года», предложенную правлением компании. По настоянию членов совета директоров, представляющих государство и частного акционера компании -- «Национальную резервную корпорацию» (НРК) -- документ отправлен на доработку. Вернуться к его рассмотрению совет намерен в марте. Тогда же предполагается подвести итоги тендера на закупку дальнемагистральных самолетов. Впрочем, не исключено, что это решение будет отложено на еще более поздний срок. Пока совет директоров поручил менеджменту «Аэрофлота» продолжить переговоры с обоими участниками тендера: европейским концерном Airbus и американской авиастроительной компанией Boeing.

На рассмотрение совета директоров «Аэрофлота» 31 января были внесены вопросы о состоянии безопасности полетов компании в 2005 году, о внедрении электронного билета и развитии интернет-технологий бронирования и продаж, о возобновлении рейсов Москва-Ханой и о перспективах развития международной маршрутной сети на ближайшие пять лет. Наряду с последним вопросом наибольшее стратегическое значение для компании представлял программа обновления и развития самолетного парка.

Как рассказал вчера газете «Время новостей» член совета директоров «Аэрофлота», представляющий НРК, Леонид Душатин, программа содержит предложения по развитию различных сегментов самолетного парка «Аэрофлота»: регионального, средне- и дальнемагистрального. При этом она содержит как уже принятые решения (например, о выборе самолета RRJ в качестве регионального лайнера), так и предложения по вопросам, в которых выбор между различными существующими на рынке моделями еще не сделан. По утверждению г-на Душатина, пункта о подведении итогов тендера по дальнемагистральным самолетам в повестке заседания не было. За этот заказ соревнуются две перспективные модели Boeing-787 и Airbus-350. Обе они пока находятся на стадии проектирования. Ранее генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов обещал, что итоги конкурса будут объявлены в марте этого года.

По словам г-на Душатина, программа была направлена на доработку, в частности, потому, что в ней не был достаточно подробно просчитан вариант эксплуатации парка при сохранении нынешних ставок на ввоз иностранных самолетов в Россию (разработчики программы исходили из предположения, что эти пошлины в ближайшее время будут отменены).

В Министерстве транспорта, представители которого входят в состав совета директоров «Аэрофлота» как представители государства, вчера отказались комментировать позицию ведомства, сославшись на то, что до окончания тендера это нецелесообразно.

Совет директоров поручил правлению «Аэрофлота» до завершения тендера продолжить переговоры с разработчиками обеих представленных на него моделей дальнемагистральных самолетов.

По материалам газеты "Бизнес",  "Время новостей", "Ведомости" 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова