Обзор ежедневных газет

29 декабря 2005

Экономика и политика

Последнее перед новым годом заседание столичного правительства, разумеется, было посвящено планам на будущий год. Рассматривая вчера программу работы исполнительной власти города в 2006 году, Юрий Лужков в очередной раз доказал, что, как и положено начальнику, смотрит вперед гораздо дальше, чем подчиненные. В результате все документы были отправлены на кардинальную доработку, подчеркивает газета «Время новостей» в материале «Новогодний провал».

Проект документа, который представила глава департамента экономической политики Марина Оглоблина, как две капли воды походил на программы предыдущих лет. Отличались только некоторые цифры. Мэр Москвы не мог не обратить на это внимания. «У вас вся программа на будущий год состоит из «внести», «разработать» и «подготовить предложения», -- заявил г-н Лужков, отметив, что в документе нет никаких конкретных целей. Основная претензия градоначальника сводилась к тому, что в программе совершенно не предусмотрены меры по реализации приоритетных национальных проектов.

Второй по важности проблемой стало жилищное строительство. Юрий Лужков поручил увеличить долю социальной ипотеки и жилья для молодых семей за счет городских инвестиционных программ. «Конечно, это вызывает внутреннее несогласие департамента экономического развития, но я готов направить сформированные в этом году резервы на увеличение социальной составляющей жилищного строительства», -- заявил г-н Лужков.

Проблемы дорожного строительства мэр Москвы поставил на третье место. «Мне тут периодически подкладывают программу дорожного строительства», -- угрожающе начал он, заявив, что не подпишет документ до тех пор, пока на строительство Четвертого транспортного кольца в 2006 году не будет выделено по меньшей мере 3 млрд руб., а не 500 млн, как в предложенном ему проекте. «В противном случае мы не выполним данное москвичам обещание начать в будущем году активное строительство Четвертого кольца», -- заявил мэр Москвы.


Грандиозные автомобильные пробки, парализовавшие в эти дни столицу России, -- верный признак приближения Нового года, отмечает газета «Время новостей» в материале «Пробка-2005». Предновогодняя суета и раньше сопровождалась сильнейшими заторами на дорогах, но традицией этот транспортный апокалипсис стал последние годы. Провести в пробке пять-шесть часов в сутки становится в это время правилом для двух-трех миллионов столичных водителей. Кошмар, прежде всего в центре, рассасывается лишь к 12 ночи, хотя рассказывают, что год назад особо "удачливым" повезло ночевать и на МКАДе.

Если бы феномен московской пробки был связан только с новогодней толкучкой, то такой экстрим можно было бы считать просто ежегодным экзаменом на выживаемость. Однако чем дальше, тем яснее: это скоро станет нормой. Столичный парк прирастает на 120--130 тыс. легковых авто в год, и процесс этот в самом богатом городе страны не останавливается. Он не останавливается и в целом по России: сегодня в ней почти 25 млн автомобилей, к 2010 году, по прогнозам, -- минимум 33 млн. Причем с транспортным прогнозом мы регулярно проваливаемся: автопарк растет гораздо быстрее, чем предполагали еще два-три года назад. Никто не сумел спрогнозировать ни такого роста доходов в стране, ни, в частности, такого бума потребительских кредитов (по итогам этого года физлица возьмут взаймы у банков более триллиона рублей). Поэтому лучше готовиться к худшему: вскоре практически половина российских семей будет обладать собственным авто. Москва тут, естественно, окажется впереди всех.

В этом случае, несмотря на усилия городских властей, Новым годом могут стать каждые сутки. При том что столица России по-прежнему еще будет отставать от крупнейших европейских столиц по уровню автомобилизации, она уже затмевает их масштабами своих пробок. По массе разных причин -- поведению водителей, пешеходов и дорожной полиции, конфигурации улиц, состоянию дорог и всей инфраструктуры -- она оказалась неготовой к такому количеству денег и, соответственно, к такой концентрации автомашин.

Недвижимость

Батурина продает, Дерипаска покупает
Крупнейшие сделки столичного рынка недвижимости

Расстановка сил на столичном рынке недвижимости меняется — компании с административным ресурсом сдают свои позиции, а на смену им приходят крупные финансово-промышленные группы. Иллюстрацией этому служат две сделки, произошедшие на столичном рынке недвижимости в этом году. Супруга московского градоначальника Елена Батурина продала цементные заводы и ДСК-3, а глава “Базэла” Олег Дерипаска стал владельцем холдинга, который строит примерно 15% столичной недвижимости, напоминает газета «Ведомости».

Полной неожиданностью для столичного рынка недвижимости стала продажа Еленой Батуриной практически половины активов компании “Интеко”. В апреле за $800 млн она продала владельцу “Евроцемент груп” Филарету Гальчеву все цементные заводы (“Осколцемент”, “Пикалевский цемент”, “Подгоренский цементник”, “Белгородский цемент”, Краматорский цементный комбинат и миноритарные пакеты в “Жигулевских стройматериалах” и “Ульяновскцементе”). В “Интеко” объясняли свое решение “выгодным предложением” со стороны покупателя, которое, по мнению некоторых участников рынка, почти в два раза превысило реальную стоимость этих компаний. На самом деле с 2002 г., когда в эту отрасль почти одновременно зашли Гальчев и Батурина, цены на цемент практически не росли. “Конкуренция была страшнейшая, цена держалась на грани нулевой рентабельности, и каждый ждал, кто сдастся первым”, — рассказывал сотрудник “Евроцемент груп”. Сдалась Батурина. Но в итоге Гальчеву, на которого пошли войной строители и Федеральная антимонопольная служба, сейчас приходится гораздо труднее.

Всего через три месяца после сделки с “Евроцемент груп” Елена Батурина продала группе “ПИК” за $300 млн специализирующийся на панельном домостроении ДСК-3. Вместе с производственными мощностями покупатель получил и инвестиционные проекты “Интеко” — около 1 млн кв. м жилья. “Мы считаем, что панельный рынок в Москве сужается”, — объяснил тогда вице-президент “Интеко” Олег Солощанский. Доля панельного домостроения действительно уменьшается, а свободных площадок под застройку в Москве практически не осталось. Подмосковье же, куда устремились московские строители, для супруги столичного мэра осталось закрытым. В компании подчеркивали, что продали ДСК-3, так как планируют сосредоточиться на монолитном домостроении и коммерческой недвижимости.

А в это время в Москве стали известны детали еще одной крупной сделки: Олег Дерипаска стал владельцем строительно-промышленной корпорации (СПК) “Развитие”. Сначала офис СПК, в который входят компании “Главмосстрой”, “Моспромстройматериалы” и “Мосмонтажспецстрой”, штурмом взяли 200 рейдеров. Руководство компании обвинило в захвате депутата Госдумы Сулеймана Керимова. Чиновники из мэрии не встали на сторону “Развития”, припомнив его владельцу Александру Воронину то, что он в свое время вывел эти компании из собственности города. По данным источника в мэрии, Керимову СПК обошлось менее чем в $50 млн, а продал он их Дерипаске за $200-250 млн.

Росимущество оставит "Ист Лайн" на земле
Но может лишить крыши над головой

 
Росимущество, ведущее тяжбу с управляющей крупнейшим аэропортом страны Домодедово группой "Ист Лайн", согласилось оставить аэродром аэропорта в распоряжении компании при условии роста арендной ставки за него в 15,5 раза, пишет  газета «КоммерсантЪ». Однако точку в одном из самых громких судебных разбирательств минувшего года ставить пока рано – чиновники в начале следующего года обещают продолжить попытки вернуть в госсобственность аэровокзальный комплекс "Домодедово".

"С 'Ист Лайном' возможно заключение договора об аренде по рыночной ставке – речь идет об $1,2 млн в год,– заявил вчера глава Росимущества Валерий Назаров.– Согласие группы есть, господин Коган (председатель наблюдательного совета группы 'Ист Лайн' Валерий Коган.–Ъ) согласовал эту цену, и они готовы ее платить". Чиновник также не исключил, что срок аренды составит 75 лет.

В Росимуществе и "Ист Лайне" подтвердили эту информацию, но источник Ъ в ведомстве уточнил, что обсуждается ставка в размере 46,578 млн руб. ($1,6 млн), предложенная независимым оценщиком ООО "Компания 'Бизнес Консалтинг'". "Мы не возражаем ни против той, ни против другой цифры,– заявила директор по PR 'Ист Лайна' Анна Краснова.– Группа неоднократно объявляла о готовности пересмотреть арендные ставки".
В феврале Росимущество добилось в суде признания недействительным договора аренды аэродромного имущества в Домодедово от 1998 года между госпредприятием "Администрация аэропорта Домодедово" и ЗАО "Международный аэропорт Домодедово" (МАД), аффилированным с "Ист Лайном". Чиновников не устроило, что группа, с конца 90-х годов взявшая под контроль практически весь аэропортовый бизнес в Домодедово, платит за аэродромное имущество, не подлежащее приватизации (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок самолетов, светосигнальное оборудование), слишком мало – около 3 млн руб. в год. Кроме того, Росимущество не устраивал длительный срок аренды имущества – 75 лет.

В течение всего этого года Росимущество и "Ист Лайн" не могли согласовать новую ставку аренды. Процесс активизировался только после того, как за группу, инвестировавшую в развитие Домодедово около $500 млн и сделавшую аэропорт лидером рынка (по итогам 11 месяцев обслужено 12,97 млн пассажиров, больше чем в Шереметьево, считавшемся главными воздушными воротами страны), вступился президент Владимир Путин, в середине октября давший соответствующее поручение Минэкономразвития и Росимуществу.


По материалам газеты «Время новостей» (Владимир Гуревич, Александр Гудков), «КоммерсантЪ» (Сергей Ъ-Рыжкин) и «Ведомости» (Бэла Ляув).

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова