Обзор ежедневных газет

09 декабря 2005

Экономика и политика

Господдержка чаще негативно, чем позитивно влияет на кредитное качество компаний с госучастием. К такому выводу пришли специалисты международного рейтингового агентства Standard & Poor's (S&P) в обнародованном вчера аналитическом отчете, пишет газета «Бизнес» в материале  «Вредная господдержка».

Преимущества, связанные с государственной поддержкой, в конечном итоге очень редко являются позитивным фактором, перевешивающим ее отрицательное воздействие на компании с государственным участием (КГУ), говорится в отчете. Поддержка государства иногда, наоборот, может ухудшить финансовые показатели такой компании. "Вероятно, подобная позиция останется неизменной в обозримом будущем",- прогнозирует S&P.

У КГУ, по мнению агентства, есть ряд особенностей: они, как правило, имеют отношение к правительству и госфинансам, играют стратегическую или социальную роль.

Политика вмешательства в деятельность КГУ, основанная на политических или личных целях высокопоставленных чиновников, не может быть приравнена к поддержке, говорится в докладе. Кроме того, российская правовая система ограничивает возможности правительства предоставлять чрезвычайную финансовую помощь, что делает крайне обременительным предоставление прямой поддержки в случае финансовых сложностей у КГУ. Да и практика кредитования КГУ остается непрозрачной и непоследовательной.

Кроме того, такие компании, по мнению S&P, особенно уязвимы, поскольку "с точки зрения правительства, они - средства достижения политических целей". Примерами политически мотивированных решений, которые КГУ приходится выполнять, являются покупки непрофильных активов или участие в весьма дорогостоящих инвестиционных проектах: например, приобретение "Газпромом" значительных электроэнергетических активов, возможное одновременное участие ОАО АК "Транснефть" в нескольких крупных проектах, навязанные капитальные вложения компаний, входящих в "Связьинвест".

Также аналитики агентства сомневаются в защите интересов кредиторов таких компаний. Как правило, государство больше заинтересовано в бесперебойной работе компании с его участием, нежели в устойчивости ее финансового положения, а тем более - в благополучии ее кредиторов. Потому принятие своевременных мер по предупреждению дефолта компании, а это основной критерий оценки кредитоспособности, не является для государства первоочередной задачей.


Не прошло и суток с момента принятия Госдумой в четвертом чтении федерального бюджета на 2006 год, как Минэкономразвития заявило о коррекции ключевого бюджетного показателя - прогноза инфляции, отмечает газета «Бизнес» в материале «Инфляцию переоценили». Свое решение МЭРТ объяснило повышением прогнозной цены на нефть марки Urals в трехлетнем финансовом плане на 2006-2008 годы. Как следует из внесенного вчера в правительство уточненного прогноза социально-экономического развития страны до 2008 года, прогноз инфляции на 2006 год повышен с 7-8,5% до 8-9%. Эксперты считают, что у чиновников не было другого выхода: повышение цены на нефть гарантированно приведет к дополнительному притоку денег в экономику, что в свою очередь подстегнет инфляцию.

О том, что цена на нефть марки Urals будет повышена, заявил на этой неделе министр финансов Алексей Кудрин. Согласно уточненному финансовому плану, баррель Urals будет стоить $45 в 2006 году и $40 - в 2007 и 2008 годах (см. "Бизнес" от 7 декабря). Повышение прогнозной цены на нефть вынудило чиновников пересмотреть и планы по инфляции. Как следует из внесенного в правительство уточненного прогноза социально-экономического развития на 2006 год и основных параметров прогноза до 2008 года, рост цен в следующем году составит уже не 7-8,5%, как сообщалось ранее, а уже 8-9%. При этом прогноз по инфляции на 2007-2008 годы останется неизменным и составит 6-7,5% в 2007 году и 4-5,5% - в 2008-м.

Основные риски превышения целевого уровня инфляции в 2006 году чиновники связывают с комплексом причин.

Во-первых, это угроза более высокого, чем прогнозируется (15-20%), роста цен на услуги ЖКХ, а также отсутствие эффективного механизма регулирования тарифов. Во-вторых, сохранение значительного разрыва между ростом доходов населения (20% в номинальном выражении) и ростом предложения товаров (6-7,5%), особенно отечественного производства (2,4%). Наконец, к росту цен может привести увеличение темпов роста денежного предложения, особенно наличности, что может быть вызвано, в том числе, более высокими, чем прогнозируется, мировыми ценами нанефть.

Недвижимость

$110 млн на склад
Фонд Raven Russia купил логистический терминал

Фонд недвижимости Raven Russia Limited купил у компании “РосЕвроДевелопмент” складской комплекс “Крекшино”, пишет газета «Ведомости». Объект площадью 115 000 кв. м обошелся покупателю в $110 млн.

По словам коммерческого директора “РосЕвроДевелопмента” Андрея Подгорного, Raven Russia Limited продана первая очередь комплекса площадью 115 000 кв. м. Из них реально готовы 33 000 кв. м, остальное достраивается. Согласно договору “РосЕвроДевелопмент” обязуется достроить и сдать в аренду заявленные площади, после чего Raven Russia станет полноценным владельцем бизнеса. По словам Подгорного, арендаторы в строящихся зданиях будут. Например, точно известно, что в их число войдет Национальная логистическая компания (входит в “Росеврогрупп”), которая уже арендует площади в построенном здании. Директор проекта Raven Russia Ричард Хау подтвердил эту информацию. “Уже заключено соглашение об аренде 15% помещений”, — уточнил он. Это второй проект компании в России. Как говорится в распространенном вчера пресс-релизе Raven Russia, сумма сделки составила $110 млн.

Рубен Алчуджян, управляющий директор компании Praedium, считает сделку действительно крупной не только для московского, но и для российского рынка складской недвижимости. По мнению Виктора Малеванкина, старшего консультанта отдела рынков капиталов России и СНГ компании Knight Frank, который участвовал в сделке как консультант, это крупнейшая инвестсделка на рынке коммерческой недвижимости с участием иностранного инвестиционного фонда. Схема форвардного договора относительно новая для российской недвижимости. Однако остается фактом, что фонд обязуется выкупить все 115 000 кв. м после того, как они полностью будут построены и сданы в аренду подходящим арендаторам. “И Raven Russia также профинансирует их строительство”, — замечает руководитель проектов по недвижимости ИПГ “Евразия” Алексей Гришко.

Владельцев “О'кей” рассекретили
Гипермаркеты принадлежат бывшим совладельцам “Мултона”

Совладельцами сети гипермаркетов “О'кей” являются петербургские предприниматели Дмитрий Троицкий и Дмитрий Коржев, акционеры банка “Санкт-Петербург”, до мая этого года контролировавшие соковую компанию “Мултон”. Участники петербургского рынка считают, что у информационно закрытой “О'кей” на самом деле три владельца. Партнером Троицкого и Коржева они называют эстонского бизнесмена Хиллара Тедера.

О том, что Дмитрий Коржев и Дмитрий Троицкий являются совладельцами гипермаркетов “О'кей”, вчера официально объявил председатель правления банка “Санкт-Петербург” Александр Савельев. “При поддержке Троицкого и Коржева мы планируем расширить розничную сеть банка, в частности будем открывать свои филиалы в этих гипермаркетах”, — добавил он. С Троицким и Коржевым связаться вчера не удалось. Но участники питерского рынка и раньше связывали этих бизнесменов с деятельностью “О'кей”. Сотрудник петербургского офиса Colliers International говорит, что сеть “О'кей” — “не из числа прозрачных”. Переговоры от имени “О'кей”, по его словам, обычно ведет председатель наблюдательного совета “Доринды” Борис Волчек. Главным проектом Коржева и Троицкого считалась соковая компания “Мултон”, которую в мае они продали корпорации Coca-Cola за $501 млн. Журнал “Финанс” в июньском рейтинге 77 петербургских миллиардеров поставил Коржева на 12-е место, оценив его личное состояние в $230 млн, а Троицкого — на 13-е с $210 млн.

Осенью банк “Санкт-Петербург” объявил о появлении у него новых акционеров — компаний ЗАО “Нева-Русь” (17,59%) и ЗАО “Совместный капитал” (17,92%). Обе компании — бывшие бенефициары “Мултона”, контролируемые Коржевым и Троицким. Эти же компании в 2002 г. получили контроль над Очаковским молочным заводом.

Открылась флагманская Nokia
В конце декабря "мобильные супермаркеты" откроют Motorola и LG

Вчера в Москве открылся первый в мире flag shop производителя сотовых телефонов Nokia - это одновременно и магазин, и шоурум, где можно посмотреть и настроить любую модель телефона Nokia, а также распечатать фотографии и купить аксессуары. Компания планирует построить еще 17 таких магазинов-"флагманов" по всему миру: в Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Париже и других мегаполисах. Но компании уже дышат в затылок конкуренты. Как стало известно "Бизнесу", в конце декабря "мобильные супермаркеты" откроют Motorola и LG - продажи в таких точках в дватри раза выше чем в обычных сотовых магазинах.

Причиной открытия первого flag shop именно в Москве исполнительный директор Nokia Олли-Пекка Калласвуо объяснил быстрым ростом российского рынка. "Россия является для нас приоритетным рынком, поэтому Nokia будет активно в него инвестировать",- заявил господин Калласвуо.

В московском магазине можно будет протестировать любую модель от Nokia, настроить свой телефон, напечатать фотографию на принтере или отправить ее через интернет.

Подобные "демонстрационные" магазины - явление для российского рынка не новое. Уже два года в Москве работает галерея Samsung, а магазины с похожей концепцией от компании Sony существуют в столице с середины 1990-х.

В ноябре свой первый крупный магазин открыла в Москве компания Apple. Были и сотовые магазины такого плана, но их открывали дилеры - в столице уже несколько лет работают совместные с Dixis брэнд-шопы Nokia и Samsung.

Однако теперь в открытие такого магазина решил вложиться сам производитель мобильных телефонов. Руководитель подразделения маркетинга розничных торговых сетей Nokia Клиф Кросби уверен, что в будущем такие магазины станут главными каналами продаж. "Ежемесячный оборот московского магазина NokiaDixis составляет $250 тыс.",- подтверждает его мысль руководитель службы по связям с общественностью Dixis Татьяна Москалева. Для сравнения, обычный магазин, торгующий мобильниками, приносит $50- 100 тыс. в месяц.

"Бизнесу" стало известно, что вскоре похожие проекты представят еще два крупных производителя. Глава российского представительства Motorola Сергей Козлов сообщил, что компания планирует открытие своего хай-тек-магазина в ближайшие недели. С похожим проектом в конце декабря выступит и корейская LG Electronics.

"Мы полностью реконструируем и открываем большой магазин в торговом центре "Горбушкин двор"",- сообщил менеджер по маркетингу LG Роман Смолев.

 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова