Обзор ежедневных газет

08 декабря 2005

Экономика и политика

Минфин собирается разработать и внести в правительство ряд предложений по сокращению доли наличных платежей. Об этом вчера сообщил директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Таким образом, Минфин поддержал предложения главы Федеральной службы по финансовому мониторингу (ФСФМ) Виктора Зубкова, который на прошлой неделе заявил о необходимости уменьшить долю наличности при проведении расчетов между юридическими и физическими лицами. Опрошенные "Бизнесом" эксперты в материале «Бой с «наличкой», полностью поддерживая эти предложения, считают, что в ближайшие несколько лет существенно уменьшить долю "налички" в экономике не получится.

Сейчас доля наличных платежей в розничной торговле составляет 97%, сообщил Алексей Саватюгин. "Это слишком много для такой развитой страны, как Россия, с самых разных точек зрения: и с налоговой, и с точки зрения контроля за доходами, и с точки зрения борьбы с финансированием терроризма",- отметил Алексей Саватюгин. Чтобы уменьшить количество наличных денег в экономике, Минфин в ближайшее время "начнет думать о повышении роли безналичных платежей", и в 2006 году правительство предложит ряд соответствующих мер.

Заявление Саватюгина можно считать ответом на высказанное на прошлой неделе руководителем федеральной службы по финансовому мониторингу Виктором Зубковым предложение подумать над сокращением доли наличных расчетов при совершении сделок.

По данным финансовой разведки, доля наличных расчетов в экономике сейчас составляет примерно 40% и в наличном обращении находится 1,7 трлн руб. Как отметил Зубков, налоговикам и представителям правоохранительных органов "очень трудно будет работать", если эту долю не снизить в ближайшее время.

Опрошенные "Бизнесом" эксперты, полностью поддерживая стремление чиновников сократить долю "налички" в экономике, сомневаются, что Минфину удастся найти меры, которые дали бы быстрый эффект. "Не могу не согласиться с доводами Зубкова и Саватюгина - действительно, теневая экономика базируется на наличных деньгах, и чем их меньше, тем меньше возможностей для коррупционных сделок",- отмечает аналитикИК "Русские финансовые традиции" Павел Ворожцов.

В США доля наличных расчетов исчисляется десятыми долями процента, тогда как в России - в несколько десятков раз больше, добавляет эксперт. "И с этим надо что-то делать",- считает он.

По мнению Павла Ворожцова, для увеличения привлекательности безналичного расчета между юридическими лицами правительству следует подумать о предоставлении налоговых или каких-то иных льгот тем предприятиям, которые, к примеру, полностью перевели выдачу зарплаты на карточную систему и резко уменьшили долю наличности в своем обороте. "С другой стороны, можно наложить какието ограничения на выдачу компаниям денег в банке",- полагает Ворожцов.


Минтранс возражает против пятикратного увеличения базовых ставок транспортного налога, пишет газета «Бизнес» в материале «Минтранс встал на защиту автовладельцев». В министерстве считают, что принятие такого решения снизит конкурентоспособность отечественных автоперевозчиков на европейском рынке и вызовет всплеск инфляции.

Напомним, что в ноябре Совет федерации предложил Госдуме и правительству внести в Налоговый кодекс (НК) поправки, которые в пять раз увеличивают с 1 января 2006 года базовые ставки транспортного налога, сохраняя за регионами право пятикратно уменьшать или увеличивать эту ставку на своей территории.

Сейчас ставка транспортного налога в России является самой высокой в Европе. Налог на машину мощностью от 70 до 100 л. с. составляет 350- 500 руб. (по 5 руб. за лошадиную силу). За автомобиль с двигателем 100-150 л. с. приходится платить от 700 до 1050 руб. (по 7 руб.), с двигателем 150-200 л. с.- 1500- 2000 руб. (по 10 руб.), с двигателем 200-250 л. с.- 3000- 3750 руб. (по 15 руб.). Владельцам более мощных машин приходится платить по 30 руб. за лошадиную силу.

По данным Минтранса, сейчас реальная ставка налога для большегрузных автомобилей увеличена в 14 регионах в пять раз, в 21 регионе - в трипять раз, в 25 регионах- в три раза, а еще в 28 субъектах федерации - удвоена.

Вчера Минтранс выпустил пресс-релиз, в котором сообщил, что считает дополнительное повышение ставки транспортного налога нежелательным. По мнению чиновников, рост ставки значительно ослабит конкурентоспособность отечественных автоперевозчиков на европейском рынке и приведет к росту инфляции

Недвижимость

Дело о полосе
Генпрокуратура недовольна итогами тендера в “Шереметьево”

Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту мошенничества при проведении конкурса на реконструкцию аэродрома “Шереметьево”, который недавно выиграл “Трансстрой”, пишет газета «Ведомости». Эта компания обошла в конкурсе еще шесть подрядчиков, четыре из которых предложили отремонтировать аэродром намного дешевле, чем потребовавший за работу почти $280 млн “Трансстрой”.

В ноябре Росавиация признала “Трансстрой” победителем тендера на реконструкцию одного из секторов аэродрома “Шереметьево”, в том числе и взлетно-посадочной полосы неподалеку от терминала “Шереметьево-2”. У победителя было шесть конкурентов — российско-германский “Автобан”, “Ингеоком”, “Центрдорстрой”, консорциум “Прогресстеха” и американской Parsons, “Смоленск Дорстрой” и турецкая Enka. Предложение “Трансстроя” было пятым по цене и третьим по срокам. “Трансстрой” предложил выполнить работу за 28 месяцев, а стоимость ремонта оценил в 8,1 млрд руб. Самым дешевым было предложение “Автобана” — 18 месяцев и 5,8 млрд руб.

Генпрокуратура посчитала, что конкурс провели с нарушением законодательства, и вчера завела уголовное дело по факту мошенничества, сообщила пресс-служба ведомства. “Некоторые лица путем обмана и злоупотребления доверием, введя своими действиями в заблуждение членов конкурсной комиссии относительно возможностей участников конкурса, создали условия, при которых победителем конкурса был признан “Трансстрой”, — говорится в сообщении Генпрокуратуры. В результате конкурсная комиссия “отклонила по формальным обстоятельствам” более выгодные для государства заявки. Кто эти “некоторые лица”, в прокуратуре не уточняют. “Расследование только началось, считайте их неустановленными”, — заявила дежурный прокурор Вера Захарчук.

В “Трансстрое” от комментариев отказались.

Mirax Group отхватила кусок Москвы
В Филях-Давыдкове построят один из крупнейших жилых районов в столице

Cтоличные власти окончательно одобрили проект застройки района Фили-Давыдково, где Mirax Group предполагает снести 28 пятиэтажек и построить 1 млн кв. м жилья бизнес-класса, пишет газета «Бизнес». На освободившейся территории будет построен целый район, сопоставимый по размерам с Молжаниновом. Стоимость проекта составляет около $3 млрд. Получить столь крупный проект - большая удача для любого девелопера, считают участники рынка.

О том, что Mirax Group собирается целиком застроить новый район в Филях-Давыдкове, журналистам рассказал вице-президент Mirax Group Алексей Адикаев. Он отметил, что это будет самый большой проект компании в жилой недвижимости. Всего планируется построить около 1 млн кв. м монолитного жилья с необходимой инфраструктурой. Для этого Mirax снесет 28 пятиэтажек, расселением которых займется сам город. Концепция этого проекта уже утверждена властями, говорит Адикаев.

Столь масштабные проекты в Москве уже реализуются: примерами могут служить реконструкция района Кунцево, который ведет "Системагалс" или проект "Интеко" в Молжанинове. Однако новых столь крупных проектов уже давно не появлялось. "Для любого девелопера - большая удача получить такие объемы. Любое кредитное учреждение обеспечит проект неограниченным количеством средств",- считает ведущий эксперт-аналитик компании Paul's Yard Владимир Кудрявцев.

"Осваивая район ФилиДавыдково, корпорация Mirax Group идет по нашим стопам (мы комплексно развиваем четыре квартала района Хорошево-Мневники). Получить нормальный доход - 25-40% - при окупаемости около пяти лет и при этом выполнить солидный градостроительный проект можно только путем реконструкции целых кварталов",- рассуждает директор по рекламе и коммуникациям компании "Крост" Леонид Белага.

Объем инвестиций в проект, по оценкам участников рынка, может составить около $700 млн. Средняя стоимость квартир бизнес-класса в этом районе составляет около $3000 за квадратный метр. "Район Фили-Давыдково, по сути, можно назвать "золотым дном" для инвесторов",- утверждает Кудрявцев. "Руководство Mirax наверняка рассчитывает на рост цен после завершения проекта "Москва-Сити"",- добавляет директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев.

Интересно, что раньше этот район застраивался очень неравномерно и фрагментарно- при том что запад столицы застраивается более чем активно. Многие девелоперы обращали на Фили-Давыдково внимание и раньше, однако пока до реальных проектов дело доходило крайне редко, исключение составляла разве что компания "Конти".

Шестая высотка НКМ уйдет с молотка
26 января 2006 года состоится шестой аукцион по определению инвестора одной из 60 высоток программы

26 января 2006 года состоится шестой аукцион по определению инвестора одной из 60 высоток программы "Новое кольцо Москвы", которые должны быть построены в столице до 2015 года. Победитель получит инвестиционный контракт на возведение административно-офисного здания общей площадью около 124 тыс. кв. м на Преображенской площади. Стартовая цена лота - $1 млн. Эксперты рынка считают комплекс на Преображенской рентабельным и интересным проектом.

В январе 2006 года состоится шестой аукцион в рамках реализации программы НКМ, на котором будет выставлен проект строительства административно-офисного здания на Преображенской площади. Согласно лотовой документации, общая площадь высотного бизнес-центра на Преображенской площади, вл. 8 составит 124 тыс. кв. м, из которых наземная часть займет 101 тыс. кв. м. Под застройку выделен участок площадью 0,64 га, располагающийся в 100 м от станции метро "Преображенская площадь".

В пресс-службе НКМ рассказали, что стартовая цена лота равна $1 млн, а, по предварительным оценкам, объем затрат инвестора составит около $80 млн.

Как стало известно "Бизнесу", победителю аукциона помимо компенсации управляющей компании "Новое кольцо Москвы" за разработку прединвестиционной документации придется также выложить значительную сумму фирмам, осуществившим снос строений на подготовленной под строительство площадке. По оценке начальника аналитического отдела девелоперской компании "Новая площадь" Дмитрия Попова, размер заявленных обременений составляет около $2,3 млн.

Но даже с учетом подобных затрат эксперты рынка полагают, что комплекс на Преображенской будет востребован инвесторами. "На этом достаточно привлекательном участке можно построить бизнес-центр класса В или В+ с арендными ставками около $500 за кв. м в год",- уверяет старший консультант отдела брокериджа управления коммерческой недвижимости и девелопмента компании "Миэль-недвижимость" Сергей Блохин. С ним соглашается и Дмитрий Попов. По его оценкам, стартовая цена лота низкая ($1 млн), поэтому конечная ставка может составить более $5 млн. Дмитрий Попов считает, что заявленный объем инвестиций несколько занижен. "Затраты составят на 20-30% больше, чем прогнозируют составители документации, то есть примерно $95- 105 млн",- полагает аналитик.

Эксперты рынка отмечают удачное расположение шестого объекта НКМ.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова