Обзор ежедневных газет

06 декабря 2005

Экономика и политика

Московская область удивляет темпами промышленного роста — за 10 месяцев этого года они составили 33,7%. Чиновники уверяют, что секрет успеха в особых условиях для инвесторов, которые в этом году уже вложили в регион $2,9 млрд. А эксперты говорят, что все дело в близости к столице, отмечает газета «Ведомости» в материале «Подмосковное экономическое чудо».

По данным Росстата, с января по октябрь промышленное производство в Московской области выросло на 33,7%. Неплохо, учитывая, что в среднем по России эта цифра составляет 3,9%, а по Центральному федеральному округу — 17%. По этому показателю Подмосковье заняло второе место в России. На первом, как ни странно, Дагестан (33,8%), но там объем промпроизводства в прошлом году составлял всего 10,9 млн руб., а в Подмосковье — 380 млн руб. — третье место в стране после Москвы и Тюменской области.

За этот год в область только иностранных инвестиций уже пришло $2,9 млрд, отмечает председатель Московской областной думы Валерий Аксаков, а по итогам года будет не меньше $3 млрд. Это при том, что, по данным ЦБ, в Россию за первые три квартала пришло инвестиций $14,2 млрд, а по данным Росстата — $6,6 млрд. Даже по пессимистичной оценке выходит, что на Подмосковье пришлось около 20%. “Мы создаем условия для инвесторов, — объясняет Аксаков. — Помогаем им на всех этапах: предоставляем землю, льготы по налогам, за крупными проектами губернатор поручает лично следить своим заместителям”. В основном, по словам Аксакова, инвестиции идут в пищевую промышленность и производство отделочных и строительных материалов.

Предприниматели в отличие от чиновников сверхблагоприятного инвестиционного климата в Подмосковье не чувствуют. “Никаких особых льгот инвесторам область не предоставляет”, — говорит Ардашер Курбаншо, гендиректор “Кроношпана” — первого в России завода по производству ламината, который начал работать в начале этого года (инвестиции — 500 млн евро). “Компания получила лишь незначительную скидку по земельному налогу.

В прошлом году в Подмосковье открылся мясокомбинат “Велком”. Швейцарская компания Parintek Industries потратила на него $60 млн. Она расположила свое производство поближе к Metro и Auchan, через которые продает свою продукцию, рассказывает гендиректор завода Раиса Демина. Расчет оправдался: за год компания удвоила производство.

“Достижения Подмосковья во многом объясняются близостью к крупнейшему городу в Европе, — считает эксперт рейтингового агентства Standard & Poor's Борис Копейкин. — Схожая ситуация сейчас наблюдается в Ленинградской области, которая привлекает инвесторов и растет благодаря близости к Санкт-Петербургу”. Такое размещение производства позволяет сочетать низкие подмосковные затраты (по данным Росстата, за январь — сентябрь 2005 г. средняя зарплата в области — 9128 руб., почти в полтора раза ниже, чем в Москве) с высокими московскими ценами. “Иностранные инвестиции все больше текут не в Москву, а в область, где ниже зарплаты, не так загружена инфраструктура, но остается близость к главным центрам потребления и спроса”, — подытоживает главный экономист Объединенной финансовой группы Ярослав Лисоволик.

Однако не всегда так гладко в Подмосковье. Об этом пишет газета «Бизнес» в материале «Прокуратура вышла на стройку».

Едва президент заявил о необходимости защитить права частных инвесторов, вкладывающих деньги в недвижимость, как прокуратура Московской области ринулась в бой против недобросовестных застройщиков. Вчера прокурор области Сергей Васильев заявил, что в 28 районах и городах Подмосковья приостановлено строительство 93 жилых комплексов. При этом ряд руководителей крупных строительных компаний задержан по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Эксперты не исключают, что действия прокуратуры действительно помогут сделать рынок недвижимости более прозрачным и цивилизованным, однако платой за это может стать стремительный рост цен, вследствие чего на некоторое время рынок будет парализован.

"Причиной, по которой стало возможно незаконное строительство и, как следствие, нарушение прав граждан-соинвесторов, были умышленные преступные действия некоторых должностных лиц органов исполнительной власти на местах",- заявил Сергей Васильев. По его словам, по фактам правонарушений прокуратура области вынесла более 60 представлений на незаконные правовые акты и возбудила 23 уголовных дела в отношении руководителей таких компаний, как "Стройметресурс", "Стройиндустрия", "Принт-капитал", группа компаний "Дружба", "Стройсервис". Кроме того, прокуратура задержала двух руководителей ООО "Принткапитал" (бывшего и нынешнего генеральных директоров Валерия Мустафина и Игоря Сегеду), которые подозреваются в мошенничестве в особо крупном размере при незаконном строительстве жилого комплекса "Звезда России" в Химках.

Скандалы, связанные с неисполнением застройщиками инвестиционных контрактов, сотрясают строительный рынок Подмосковья в течение всего года. Однако столь масштабное наступление на недобросовестных застройщиков Московской области началось лишь сейчас, совпав по времени с требованием Владимира Путина защитить вложения граждан в недвижимость, которое он предъявил на прошлой неделе на совещании о ходе реализации национальных проектов (среди которых - и формирование рынка доступного жилья). Так или иначе сейчас, как рассказал вчера Сергей Васильев, в 28 районах и городах Московской области приостановлено строительство 93 объектов.

"Приостановление строительства 93 жилых комплексов в Подмосковье означает, что строительный рынок этих территорий будет парализован. В результате спрос на недвижимость значительными темпами станет опережать предложение на рынке,- прогнозирует начальник департамента стратегического анализа ЗАО "Система-галс" Александр Гаврилин.- Поэтому не исключено, что стоимость квадратного метра жилья в Московской области в среднем возрастет с $1000 до $1500".

Ряд игроков рынка считает, что сложившуюся ситуацию во многом спровоцировало несовершенство законодательства.

Недвижимость

“Эконта” выставлена на продажу
Крупнейшую нижегородскую сеть может купить “Магнит”

Компания Millhouse Capital продолжает избавляться от розничных активов: вслед за сетью “Гастроном-Эконом” могут быть проданы магазины “Эконта”, пишет газета «Ведомости». Представители нижегородских ритейлоров и оптовых торговцев продовольствием полагают, что наиболее вероятным претендентом на небольшие универсамы “Эконты” является федеральный розничный монстр — краснодарская компания “Тандер”, развивающая сеть “Магнит”.

Сеть “Эконта”, по данным сайта, управляет четырьмя гипермаркетами (около 3000 кв. м каждый), восемью супермаркетами (1300-1500 кв. м), четырьмя “экономными магазинами” и 77 магазинами формата “рядом с домом” (от 70 кв. м) в Нижнем Новгороде и областных городах. “Эконта” принадлежит группе “Альянс”, которую контролирует компания Millhouse Capital, управляющая непрофильными активами бывших акционеров “Сибнефти” и губернатора Чукотки Романа Абрамовича.

О том, что Millhouse Capital будет избавляться от розничных активов, стало известно в конце прошлого года. На продажу были выставлены все магазины группы компаний “Альянс”, больше известной как Национальный торговый альянс (НТА) — по названию одной из компаний группы. В 2004 г. в НТА входило более 80 магазинов “Гастроном-Эконом”, “Пятачок”, “Караван”, “Компас” и “Эконта” с годовым оборотом $300 млн. Найти одного покупателя на несколько разных форматов не получилось, и НТА решено было продавать по частям. По словам источника, близкого к акционерам “Сибнефти”, вначале из состава НТА вышла сеть “Гастроном-Эконом” (около 25 магазинов площадью до 1000 кв. м каждый): актив был передан в единоличную собственность экс-президента “Сибнефти” Андрея Блоха, который продал его “Дисконтцентру”, развивающему сеть “Дикси”.

Представитель одной из нижегородских торговых сетей, просивший не называть его имени, говорит, что информация о покупке части магазинов “Эконта” компанией “Тандер” (сеть “Магнит”) появилась на рынке около двух недель назад. По его информации, “Тандер” уже приобрел свыше 80 собственных и франчайзинговых магазинов “Эконты”, работающих в форматах “экономный” и “рядом с домом”. Директор НТА Игорь Канашкин заявил вчера, что теперь он “простой менеджер” и ничего не знает о продаже магазинов. В Millhouse Capital и “Тандере” факт сделки опровергли. Высокопоставленный представитель Millhouse Capital только отметил, что продажа актива отвечает интересам Millhouse.

По словам источника, близкого к акционеру “Сибнефти”, стоимость всей “Эконты” для покупателя должна была равняться годовому обороту сети и стоимости ее недвижимости. В 2004 г. выручка “Эконты”, по его словам, составила около $350 млн.

«Глобус гурмэ» идет в регионы
Сеть гастрономических бутиков ищет помещения в Самаре

Только в прошлом году появившись на российском рынке, сети гастрономических бутиков уже начинают выходить в регионы. Как стало известно "Бизнесу", принадлежащая Льву Хасису, Аркадию Новикову и Евгению Бернштаму сеть премиальных гастрономов "Глобус гурмэ" подыскивает помещения в Самаре. Участники рынка не уверены в том, что регионы готовы к супермаркетам со средним чеком более $50.

О том, что менеджмент самарского "Перекрестка" сейчас занимается поиском помещения для гастронома премиум-класса под брэндом "Глобус гурмэ", "Бизнесу" рассказал один из самарских ритейлеров. По его словам, менеджеры "Перекрестка" сейчас ведут переговоры об аренде помещения в одном из самарских торговых центров. Гендиректор Столичной торговой компании (управляет сетью "Глобус гурмэ") Андрей Яковлев информацию о переговорах не подтвердил, но и не опроверг. "Мы рассматриваем все предложения о развитии сети - как о покупке и аренде помещений, так и о продаже франшизы. Если проект нам понравится, начнем заниматься им в следующем году",- говорит Яковлев. Впрочем, по его словам, сейчас в плане на 2006 год открытие бутиков только в Москве и Петербурге.

Если помещение в Самаре все же будет найдено, "Глобус гурмэ" станет первой сетью столичных премиальных супермаркетов, решившейся открыть магазин не в Москве и Петербурге. Напомним, в схожем формате в Москве работают сети "Азбука вкуса" и Stockmann. Правда, средний чек в обеих немного ниже, чем в "Глобус гурмэ",- $30-40 по сравнению с $50-60.

Горбушкино «подворье»
К «Горбушке» пристроят бизнес-центр и гостиницу

Бывший производитель телевизоров холдинг "Рубин", ныне владелец легендарной "Горбушки", решил выйти сразу в несколько сегментов столичного рынка недвижимости. В 2004 году компания заявила о реализации своего первого "жилого" проекта, теперь наступила очередь и гостинично-офисного, пишет газета «Бизнес». До 2009 года рядом с "Горбушкиным двором" "Рубин" должен построить многофункциональный комплекс площадью около 108 тыс. кв. м. Объем инвестиций в первый гостиничный проект "Рубина" составит не менее $110-130 млн, однако эксперты не уверены в его успехе.

Согласно документу, в 2006-2009 годах по адресу: ул. Василисы Кожиной, вл. 1 ОАО "МТЗ "Рубин"" построит гостинично-деловой центр с отелем вместимостью не менее 250 номеров, а также спортивными и офисными помещениями. Такие параметры указаны в опубликованном вчера распоряжении столичного правительства. В "Рубине" отказались комментировать этот документ, сообщив лишь, что не все указанные там параметры верны.

Некоторые эксперты рынка считают новый проект холдинга экономически вполне обоснованным, а вложения в коммерческую недвижимость естественным решением развивающейся компании. "Сейчас в этом сегменте рынка наблюдается высокий уровень спроса на подобные объекты, а ставки стабильно растут",- поясняет руководитель отдела исследований и аналитики компании Praedium Ольга Кисаринова.

Для жилья и торговли улица Василисы Кожиной подходит меньше, чем для размещения офисного центра, решение в пользу строительства гостинично-офисного центра вполне обоснованно, уверяет начальник отдела маркетинга девелоперской компании "КВ инжиниринг" Антон Смирнов. По его оценкам, объем инвестиций в проект достигнет около $110-130 млн, а сроки окупаемости составят пять-семь лет.

Saturn уступил орбиту Media Markt
Первый магазин под маркой Media Markt откроется на рубеже 2006-2007 годов

Немецкая группа Metro окончательно определилась со сроками вывода в Россию своей сети по торговле электроникой, и тем, под каким брэндом она будет работать. Первый магазин под маркой Media Markt откроется на рубеже 2006-2007 годов. Эксперты считают, что выход западного ритейлера серьезно изменит расклад на рынке.

Информация о том, что "электронное" подразделение Metro откроется до 2007 года, была объявлена при публикации последнего ежеквартального отчета Metro Group. Эти планы "Бизнесу" подтвердили пресссекретарь Metro Юрген Хомайер и руководитель российского офиса Metro Юлия Белова. Хомайер уточняет, что первый российский магазин сети откроется либо в самом конце 2006 года, либо в самом начале 2007-го.

Вчера Хомайер также сообщил "Бизнесу", что группа окончательно решила, какой из двух своих брэндов будет развивать в России: выбор сделан в пользу Media Markt. Напомним, ранее сообщалось, что решение изменилось в сторону второй подобной сети Metro- Saturn, которая отличается от Media Markt немного более высоким ценовым сегментом и уклоном в сторону торговли носителями - CD и кассетами.

Эксперты уверены, что приход Media Markt существенно изменит расклад на рынке. "Не думаю, что они опоздали: наоборот, из-за сложностей с таможней ранее западные компании не могли напрямую импортировать технику. Вряд ли они смогли бы нормально функционировать в таких условиях",- отмечает президент отраслевой ассоциации РАТЭК Александр Пляцевой. В качестве основных преимуществ Media Markt он называет отлаженный формат и серьезные финансовые возможности, которые могут позволить ритейлеру работать с меньшей маржой, а также вложить значительные средства в продвижение. По мнению Пляцевого, бюджет Media Markt на время выхода будет сопоставим с бюджетом Metro, то есть составит "миллионы долларов".

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова