Обзор ежедневных газет

15 сентября 2005

Экономика

Правка первой части Налогового кодекса, затеянная Минфином, грозит перерасти в радикальный пересмотр отношений между налогоплательщиками и налоговиками, пишет «Ведомости». Завтра поправки в НК в первом чтении рассмотрит бюджетный комитет Госдумы. Не все изменения- к лучшему, считают эксперты.

К примеру, камеральная проверка станет почти непрерывной, поскольку налогоплательщик будет обязан в течение 10 дней отвечать на любой запрос налоговой инспекции, прилагая подтверждающие выписки из бухгалтерских регистров. При этом согласно поправкам налоговики вправе требовать у налогоплательщика некие "иные документы", что расширяет их перечень до бесконечности. Намерение чиновников прописать исчерпывающий перечень документов, которые можно потребовать при камеральной проверке, тоже грозит бизнесу неприятностями. Пока компании успешно доказывают в судах, что обязаны предоставлять только налоговые регистры, а не первичную документацию. Минфин же собирается узаконить право налоговиков требовать счета-фактуры, приходные ордера, договоры и проч. В результате общий срок выездной проверки увеличится до 12-15 месяцев против нынешних четырех.
Экспертов беспокоит, что в законопроекте понятия "налог" и "авансовый платеж" приравниваются друг к другу. "Получается, что налогоплательщика можно будет привлечь к ответственности до окончания налогового периода", - объясняет руководитель экспертного совета по налогам при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов.

Федеральная таможенная служба (ФТС) вчера настоятельно рекомендовала крупнейшим зарубежным производителям электроники и бытовой техники представить прайс-листы с актуальными на сегодня ценами и списки официальных поставщиков, пишет «Ведомости». Таким способом ФТС намерена выявить фирмы-однодневки и ликвидировать серый импорт. Производители поддерживают российских таможенников в их стремлении сделать рынок чище, но предупреждают о возможном повышении цен для потребителей на 10-15%.

Как пишет «Коммерсант», именно на прайс-листы будут ориентироваться теперь таможенники при расчете таможенных сборов с импортерами.

Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала Сбербанк за то, что он указал не все условия выдачи потребительских кредитов. Времени исправить нарушение банку не дали, поскольку закон о рекламе не подразумевает отсрочки, пишет «Коммерсант». И похоже, ФАС намерена поставить подобную практику на поток. Вчера было опубликовано письмо ЦБ, где его теручреждениям приказано во время проверок отмечать нарушения рекомендаций ФАС и ЦБ, касающихся раскрытия информации при выдаче потребкредитов. Собранную информацию ЦБ будет передавать в ФАС, которая и будет разбираться с недобросовестными банками.
Вчера ФАС рассмотрела дело в отношении Сбербанка по факту распространения им в Великом Новгороде ненадлежащей рекламы потребкредитов. Претензии ФАС заключались в том, что Северо-Западный банк Сбербанка в газете "Новгород" опубликовал рекламный модуль об условиях выдачи потребкредитов. Однако в рекламе Сбербанк не указал дополнительные комиссии, увеличивающие процентную ставку по кредиту. На заседании комиссии ФАС 5 сентября Сбербанк уже был признан нарушителем, после чего получил предписание в месячный срок устранить нарушения.
Однако вчера, спустя всего девять дней, ФАС приняла решение оштрафовать Сбербанк на 40 тыс. рублей (400 МРОТ) за нарушение закона "О рекламе". Как пояснил вчера Ъ замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, "нарушения Сбербанка были выявлены, а по закону 'О рекламе', в отличие от закона 'О конкуренции', штрафы платятся не только за неисполнение вынесенного предписания, но и за сам факт нарушения". Таким образом, если Сбербанк не выполнит еще и предписание ФАС, то он может быть оштрафован вторично.

Московскому рынку наружной рекламы грозит самый серьезный кризис за всю его историю. Как стало известно "Бизнесу", правительство Москвы предложило операторам заключить семилетние контракты на право размещения щитов, увеличив при этом суммы выплат в несколько раз - до $5-50 млн. По мнению участников рынка, предложенные городом расценки смогут осилить лишь самые крупные операторы. Разумеется, эксперты уже прогнозируют рост цен на "наружку" в полтора-два раза. 
Ккомитет рекламы, информации и оформления города правительства Москвы подготовил проект постановления, в котором предусматривается заключение новых долгосрочных контрактов на право размещения наружной рекламы.
Но вот мнения городских властей относительно стоимости контрактов не просто не нравятся участникам рынка - по их словам, такие цены "могут его вообще разрушить".
Если повысятся цены, то рекламодатели будем вдвое меньше размещать. Но в случае двукратного повышения цен "наружка" может стать менее эффективной, чем остальные носители, добавляет он.

Недвижимость

Сносный участок

В октябре состоится аукцион по продаже двух недостроенных зданий общей площадью 53,5 тыс. кв. м на Клинской улице в Северном округе. Начальная цена лота - $2,8 млн., пишет «Бизнес».
Комплекс строений из сборных железобетонных плит на Клинской улице располагается в лесопарковой зоне недалеко от станции метро "Речной вокзал". Общая площадь первого здания - 48,9 тыс. кв. м, второго - 4,5 тыс. кв. м. По данным организаторов тендера, сейчас процент износа по первому объекту не превышает 67%, по второму - 65%. Начальная стоимость лота - 78,6 млн руб. ($2,8 млн).
Эксперты рынка недвижимости считают, что на Клинской улице логичнее построить жилой комплекс, чем бизнес-центр.

Церковь заинтересовалась ритейлом

В ближайшее время около церквей появятся торговые центры. Как стало известно "Бизнесу", Московская патриархия и Художественнопромышленное предприятие Русской православной церкви (ХПП РПЦ) "Софрино" совместно с менеджерами Олд-банка построят 10 небольших ТЦ на принадлежащей РПЦ земле около храмов.
О том, что ООО "Финжилсервис" совместно с РПЦ "Софрино" на церковных землях займется строительством "магазинов шаговой доступности" и торговых центров, "Бизнесу" рассказал Георгий Мествиришвили, советник председателя правления Олд-банка, который выступает одним из учредителей ООО (17% в уставном капитале). По его словам, уже ведется строительство по трем адресам в ЦАО, еще ряд площадок планируется утвердить в ближайшее время.
Всего, как отметил Мествиришвили, запланировано построить более 10 таких объектов. Руководитель отдела коммерческой недвижимости Delta Realty Светлана Муханова оценивает инвестиции в проект в $25-30 млн.
Каждый ТЦ будет иметь площадь 3-10 тыс. кв. м. Как пояснили в ХПП РПЦ "Софрино", за землю "Финжилсервис" бесплатно предоставит церкви площади в ТЦ для церковных лавок.
Часть церковных земель уже сдается в аренду под строительство объектов недвижимости, говорят эксперты. Как рассказала "Бизнесу" Светлана Муханова, как правило, в таких проектах участвует и правительство Москвы. "Например, так было с бизнес-центром "На Спартаковской". Согласно инвестконтракту, 30% площадей центра должно было отойти правительству Москвы, а 70% - инвестору. Но затем в инвестконтракт каким-то образом попал Богоявленский собор, и власти города распоряжением передали ему свою долю бизнес-центра",- поясняет Светлана Муханова.
 
При подготовке обзора использованы газеты "Коммерсантъ", "Бизнес", "Ведомости"

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова