Обзор ежедневных газет

15 августа 2005

"Бизнес"

Центробанку нечего делать

Номинальный курс рубля в следующем году меняться почти не будет — потому что реальный эффективный курс рубля в 2006 году укрепится не более чем на 9% при инфляции 7–8,5%. Во всяком случае, именно такой прогноз Центробанк заложил в проект «Основных направлений денежно-кредитной политики на 2006 год», на прошлой неделе внесенный в правительство. Почти те же цели ЦБ ставил перед собой и год назад, но достичь их не удалось. Судя по всему, история повторится и на сей раз.
По традиции Банк России подготовил три экономических сценария — в зависимости от среднегодовой цены на нефть марки Urals в $28, $40 и $50 за баррель соответственно.
Согласно пессимистичному варианту, внешнеторговый профицит составит $48,9 млрд, валютные резервы ЦБ увеличатся на $22,8 млрд, инвестиции в основной капитал— на 5,7%, а рост ВВП составит 4%. Срединный сценарий предусматривает рост инвестиций на 11,1%, увеличение резервов на $54,5 млрд и рост ВВП на 5,8%.
Ну а максимальные цены на нефть обеспечат рост положительного сальдо торгового баланса до $108,3 млрд и прирост резервов на $82,5 млрд, при этом инвестиции увеличатся на 11,5% а темпы роста ВВП ускорятся до 6,2%. В зависимости от сценария темпы прироста денежной базы (наличные деньги вне Центробанка плюс обязательные резервы банков) за год могут составить 17–20%.
Как и правительство, ЦБ поставил цель удержать инфляцию в пределах 7–8,5%. В этих условиях «реальное укрепление рубля в пределах 9% позволит сохранить конкурентоспособность отечественных производителей и устойчивость платежного баланса и создать условия для модернизации экономики», говорится в проекте «Основных направлений». Таким образом, при инфляции, соответствующей ожиданиям ЦБ, номинальный курс рубля в 2006 году должен будет остаться почти неизменным, поясняет аналитик «Ренессанс Капитала» Алексей Моисеев.
В то же время авторы документа отмечают, что степень влияния ЦБ на динамику курса рубля «в условиях сильного платежного баланса ограничена». «Банк России может воздействовать на нее только в той мере, в какой это не противоречит главной цели денежно-кредитной политики — снижению инфляции»,— цитирует текст «Основных направлений» агентство Reuters.
«Центробанк заявляет, что цельпо укреплению рубля является вторичной по отношению к инфляции,— поясняет Моисеев.— Это хорошая новость для рубля». В то же время, сожалеет он, ЦБ опять выбрал путь нереального целеполагания: совместить контроль над инфляцией и умеренное укрепление рубля, судя по всему, вновь не удастся.

Москва придала энергии «Золотому острову»

Замена заказчика амбициозной программы по реконструкции Болотного острова явно пошла ей на пользу. Рабочая комиссия проекта «Золотой остров», возглавляемая префектом ЦАО Сергеем Байдаковым, приняла решение о перебазировании с территории Болотного острова завода ОЗАП и строительстве на его месте новой энергоподстанции. Именно она должна питать стройки на острове, а затем и возведенные здесь объекты. Строительные компании, участвующие в проекте «Золотой остров», утверждают, что дефицит энергомощностей как раз был главным препятствием реализации этого проекта на протяжении всех 13 лет.
В конце июля правительство Москвы фактически отстранило компанию «Корпорация развития территорий» (КРТ) от реализации программы «Золотой остров», предусматривающей инвестиции в размере $2,5 млрд и появление на Болотном острове 1,2 млн кв. м жилых, офисных, гостиничных и торговых площадей (см. «Бизнес» от 28 июля). Неделю назад заказчиком проекта стал департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города (ДГПРРГ).Теперь именно он будет привлекать инвестиции в проект и выбирать проектирующие и генподрядные организации.
Первым делом новый заказчик принялся за самый больной для проекта вопрос — обеспечение его новой энергоподстанцией.
Как сообщил Сергей Байдаков, на заседании рабочей комиссии принципиально решен вопрос о перебазировании с острова Опытного завода средств автоматизации и приборов (ОЗАП), примыкающего к территории ГЭС-1 ОАО «Мосэнерго». А в следующем году с территории Болотного выведут также ОАО «ГВЦ энергетики», занимающее собственное здание на Берсеневской набережной. На месте этих предприятий как раз и планируется разместить новую энергоподстанцию для «Золотого острова».

Элитный долгострой на Котельнической

Как стало известно «Бизнесу», ООО «Строительная жилищно-инвестиционная компания» приступила к реализации на Котельнической набережной масштабного инвестиционного проекта: строительству элитного жилого комплекса. Планировалось, что объект будет сдан в эксплуатацию к концу 2004 года, однако на сегодняшний день строительство комплекса все еще находится на стадии нулевого цикла.
Как рассказала «Бизнесу» Наталья Емельянова, начальник отдела инвестиционных проектов «Строительной жилищноинвестиционной компании», общая площадь элитного одиннадцатиэтажного дома на Котельнической набережной, вл. 21, составит 33 тыс. кв. м. Согласно постановлению правительства Москвы от 11 декабря 2001 года №1111-ПП, инициатором строительства дома на Котельнической выступил Московский государственный университет дизайна и технологии. Планировалось, что за 2002–2004 годы на месте снесенного общежития за счет собственных и привлеченных средств инвестора университет возведет административноучебный и жилой комплекс.
Исходя из текста документа, после сдачи дома в эксплуатацию в собственность университета перейдет 30% от общей площади объекта, а соинвесторам— 70%.
Однако в указанные сроки объект не был построен. В июле 2005 года было выпущено новое постановление правительства Москвы №548-ПП, в котором конечная дата реализации проекта была продлена до 31 декабря 2006 года.

Москве светит «Первая помощь»

Вторая по величине аптечная сеть Санкт-Петербурга «Первая помощь» всерьез заинтересовалась столичным рынком. К концу 2005 — началу 2006 года компания планирует открыть в Москве до 20 аптечных супермаркетов. Выйти в столицу сеть рассчитывает, впервые на рынке разместив рекламу на телевидении. Конкуренты сомневаются, что этот шаг поможет компании стать серьезным игроком на московском рынке.
О том, что сеть намерена открыть первые аптеки в Москве, «Бизнесу» рассказал коммерческий директор «Первой помощи» Петр Грек. По его словам, уже в конце этого — начале следующего года компания планирует открыть в Москве 10–20 аптечных супермаркетов, а в течение ближайших пяти лет «Первая помощь» собирается открыть в столице до 60 точек.
Первая аптека должна открыть в районе станции метро «Сокол». Напомним, этот район считает одним из самых насыщенных аптеками, в частности, там работает крупнейшая муниципальная аптека в Москве «Сокол». На ремонт и оборудование одной аптеки без учета арендной платы компания собирается потратить в $80–100 тыс.

У Mazda появился седьмой дилер

Дилерская компания «Кларус-Трейдинг» открывает сегодня салон продажи и сервисный центр для Mazda. Таким образом, компания диверсифицирует риски спада одной из марок своего портфеля, а также становится претендентом на получение дилерства Ford — до сих пор в Москве с Mazda работали только дилеры этой марки.
Аналитики считают, что это сигнал для небольших компаний: при успешной работе можно экстенсивно развиваться даже на тесном рынке, где доминируют крупные холдинги.
Как уже писал «Бизнес» (см. №146 от 10 августа), Mazda наряду с Toyota испытывает наибольший среди Top-10 автопроизводителей (по продажам) дефицит сервисных мощностей в Москве— у марки всего шесть дилеров. Седьмой открывается сегодня. «Кларус-Трейдинг» стал первым столичным партнером Mazda, который не работает с Ford (американский концерн владеет контрольным пакетом компании Mazda). По словам PR-менеджера российского представительства Mazda Марии Магуайр, при рассмотрении заявки дилера, предпочтение отдается более перспективному партнеру, который готов построить салон в том районе Москвы, где у марки пока нет партнера. «Работа с Ford это, конечно, плюс, но не определяющий»,— отметила она.

«КоммерсантЪ»

Смотрящие вместе
телеуправление

Как стало известно Ъ, мэр Москвы Юрий Лужков решил создать в столице молодежный телеканал с жесткой идеологической составляющей. Новый телепроект станет частью масштабной пропагандистской работы с молодежью, целью которой является пресечение "оранжевых настроений" в молодежной среде.
Работа с молодежью Поручение о создании молодежного телеканала мэр Москвы подписал 24 июня, распорядившись сформировать при правительстве профильную рабочую группу. К концу октября должен быть готов подробный медиаплан проекта с финансовым обоснованием, а уже в начале января 2006 года телеканал с рабочим названием "Молодежная Москва" должен выйти в эфир.
Специализированный телеканал – лишь часть масштабной "молодежной кампании" столичного градоначальника. 13 сентября на заседании правительства Москвы будет рассмотрен целый комплекс мер "по совершенствованию работы с молодежью и студенчеством в Москве". В проекте программы, оказавшемся в распоряжении Ъ, ее цели указаны с предельной откровенностью: столичное правительство намерено пресечь "оранжевые настроения" в молодежной среде. "Участие студенческой молодежи в цветных революциях, произошедших в Грузии, Украине, Киргизии,– говорится в документе,– свидетельствует о том, что недостаток внимания со стороны власти к молодежи и студенчеству был использован деструктивными силами в целях нарушения общественного спокойствия и порядка". На материально-техническое обеспечение программы планируется выделить из городского бюджета более 130 млн руб., на проведение молодежных мероприятий – более 150 млн руб. Самые значительные ассигнования предусмотрены для комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации – они достигнут 60,5 млн руб.

Лев Хасис трудоустроил менеджеров "Перекрестка"
розничная торговля

Как стало известно Ъ, председатель совета директоров ЗАО "Торговый дом 'Перекресток'" Лев Хасис реализует новый розничный проект – сеть небольших магазинов Daily. Только в московском регионе планируется открыть 400 магазинов. Помогать господину Хасису будут его коллеги из "Перекрестка": для участия в проекте Daily почти в полном составе уволился коммерческий отдел этой сети.
В конце июля–начале августа сразу несколько топ-менеджеров "Перекрестка" – коммерческий директор Евгений Лукьяненко, директор по маркетингу Светлана Зыкова, начальник отдела по закупкам продуктов Игорь Логачев, начальник отдела коммерческой рекламы Илья Иванов, заместитель коммерческого директора по собственным торговым маркам Максим Мискилев – покинули компанию. На днях стало известно, что все уволившиеся в полном составе перешли в создаваемую сеть Daily. Финансовый директор "Перекрестка" Виталий Подольский подтвердил Ъ, что некоторые сотрудники сети перешли "в новые проекты Льва Хасиса".
Один из сменивших работу топ-менеджеров на условиях анонимности сообщил Ъ, что сеть магазинов Daily станет аналогом американской сети магазинов шаговой доступности 7-Eleven (площадь магазинов составляет около 100 кв. м, ассортимент – товары первой необходимости). Первый магазин Daily откроется в Москве в октябре. До конца года планируется открыть 20 магазинов, в 2006 году – 200. Всего же за два-три года планируется открыть до 400 магазинов. Президент сети "Столица" Олег Горбольский оценивает инвестиции в один магазин Daily в $80-90 тыс. Впрочем, сам господин Хасис вчера информацию и о новом проекте, и об участии в нем выходцев из "Перекрестка" назвал слухами.


При подготовке обзора использованы газеты "Ведомости", "Коммерсант", "Бизнес"

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова