Обзор ежедневных газет

10 августа 2005

Коммерсантъ"

В ЦБ нашли место для кредитных историй

Как стало известно Ъ, ЦБ наконец создал спецподразделение, отвечающее за организацию центрального каталога кредитных историй (ЦККИ). Его главой стал бывший начальник отдела корпоративного и финансового законодательства МЭРТа Борис Воронин. Таким образом, появилась надежда на то, что ЦККИ успеет начать работу в срок, установленный законом.
Закон "О кредитных историях" вступает в силу с 1 сентября 2005 года. Согласно одному из его положений, банки обязаны предоставлять всю информацию о заемщиках, давших на это согласие, хотя бы в одно бюро кредитных историй. ЦБ же должен вести центральный каталог, где будут накапливаться "титульные листы" кредитных историй, с помощью которых можно будет найти бюро, где хранится кредитная история заемщика.
Сейчас Банк России готовится к вступлению в силу закона "О кредитных историях". ЦККИ должен быть создан к 1 сентября, но пока ЦБ опубликовал лишь проекты указаний о работе центрального каталога. Не было создано и подразделение, которому предстоит вести ЦККИ. В связи с этим многие эксперты высказывали сомнения, что закон вступит в действие в установленные сроки (см. Ъ от 26 июля).
Однако, как стало известно Ъ, на днях Банк России в срочном порядке создал при департаменте банковского лицензирования спецподразделение, которое будет отвечать за создание и функционирование центрального каталога кредитных историй. Как сообщили Ъ в ЦБ, в его базе данных это подразделение числится под названием "Центральный каталог кредитных историй" с пометкой "на правах отдела". Главой ЦККИ был назначен Борис Воронин, ранее занимавший должность начальника отдела корпоративного и финансового законодательства МЭРТа.
Отметим, что Борис Воронин стоял у истоков создания закона "О кредитных историях", поэтому его назначение на эту должность выглядит вполне закономерным. Сам он вчера заявил Ъ: "Я очень рад продолжить ту работу, которой были посвящены последние четыре года моей жизни. Очень большая часть работы была проделана до моего прихода в ЦБ, и сейчас она идет в том же направлении".
"С Борисом Ворониным мы вдвоем начинали писать еще первоначальный вариант закона 'О кредитных историях', изучали западный опыт,-- говорит гендиректор Национального кредитного бюро Владимир Малеев.-- Как товарищ, я могу сказать, что Борис Воронин достаточно компетентный человек и к существующему закону относится с долей скепсиса". "Он очень хороший специалист и с кредитными историями знаком не понаслышке,-- говорит о Борисе Воронине гендиректор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин.-- Если бы вступление в силу закона к 1 сентября зависело только от работы Бориса Воронина, то я не сомневаюсь, закон бы вступил в срок. Но, к сожалению, это не так".

Центр расщедрился на 118 млрд рублей
Регионам обещаны новые трансферты межбюджетные отношения. Вчера трехсторонняя бюджетная комиссия распределила 1,3 триллиона рублей финансовой помощи регионам на 2006 год. Депутаты, которые еще недавно ожесточенно бились за увеличение в бюджете госинвестиций, почти без возражений приняли предложения Минфина по трансфертам.

"Газпром" ответил за Южно-Русское
Иск американцев он согласен рассмотреть только в России. Как стало известно Ъ, на прошлой неделе ОАО "Газпром", подконтрольные ему ОАО "Запсибгазпром" и "Севернефтегазпром", а также немецкий концерн EON Ruhrgaz направили в суд Северного округа штата Техас требование отклонить иск американской нефтегазовой компания Moncrief Oil International, добивающейся восстановления ее прав на 40% в проекте разработки Южно-Русского месторождения газа либо компенсации "в несколько миллиардов долларов". "Газпром", помимо прочего, указывает, что этот спор может рассматриваться только Международным коммерческим арбитражным судом (МКАС) при Торгово-промышленной палате (ТПП) России.
"Газпром" просит суд отклонить иск Moncrief Oil по трем причинам. Во-первых, российский газовый концерн указывает, что он и аффилированные с ним компании не ведут бизнеса в Техасе и потому юрисдикция суда этого штата на них не распространяется. Во-вторых, юристы "Газпрома" отмечают, что этот спор вообще не может рассматриваться в обычных судах, так как соглашение от 23 ноября 1998 года предусматривало разрешение всех споров только в коммерческом арбитраже (по сути, третейским судом), а именно в МКАС при ТПП РФ. В-третьих, как утверждается в требовании "Газпрома", даже если бы соглашения не предусматривали обязательного арбитража, этот спор все равно следовало бы рассматривать только в российских судах.

Американцы ищут в Минфине управу на АЛРОСА

Как стало известно Ъ, АЛРОСА намерена кардинально пересмотреть условия сотрудничества с американской Lazare Kaplan International (LKI), которая еще недавно рассматривалась Россией в качестве альтернативы De Beers. Российский алмазный монополист усомнился в эффективности контракта, заключенного с LKI в 1996 году, и затеял его аудит. В ответ глава совета директоров LKI Морис Темпельсман направил письмо на имя курирующего отрасль министра финансов Алексея Кудрина, предложив ему выступить в качестве арбитра.

«Бизнес»

Москва запускает руку

Не успело правительство определиться с размером инвестиционного фонда на будущий год, как уже нашлись желающие его потратить. Вчера на заседании правительства Москвы мэр Юрий Лужков потребовал от министров максимально быстро подготовить заявки на реализацию проектов, которые могли бы финансироваться из инвестфонда. В число потенциальных объектов попала Олимпийская деревня и «Сити-2».
Столь решительный настрой столичного мэра, желающего принять участие в освоении инвестфонда, вполне оправдан: уже завтра российское правительство собирается утвердить порядок конкурсного отбора проектов, претендующих на финансирование из инвестиционного фонда.
По предварительным оценкам МЭРТ, в ближайшие три года в фонд будут направляться по 70 млрд руб. ежегодно. Эти деньги должны быть направлены на проекты, реализуемые по схеме так называемого государственно-частного партнерства (ГЧП). При этом финансироваться будут только крупные проекты, минимальная стоимость которых составляет не менее 5 млрд руб., а господдержка будет осуществляться не более пяти лет.
Юрий Лужков считает, что Москва, например, «могла бы предложить правительству такие крупные проекты, как сооружение „Сити-2” и новой Олимпийской деревни в районе Силикатных улиц», а также представить «еще ряд программ в сфере промышленности», например, развитие электроники в Зеленограде. Интересно, что два проекта из трех, на которые Юрий Лужков предлагает направить средства инвестфонда, входят в сферу интересов АФК «Система» и ее дочерних предприятий.
Так, представители «СистемыГалс», «дочки» АФК «Система», не раз заявляли, что собираются участвовать (правда, пока неизвестно, в каком качестве — как инвесторы или как генподрядчики) в проекте «Сити-2». Там на площади 500 га на территории Хорошевского и Пресненского районовдолжны быть построены жилые дома, офисы и торговые помещения. Проект оценивается в $2–3 млрд. Непосредственно к «Сити-2» должна примыкать и новая Олимпийская деревня («Бизнес» рассказывал об этом проекте 27 апреля). Эксперты предполагают, что инвестором этого проекта, стоимость которого оценивается в $500–600 млн, также должны стать компании, близкие к правительству Москвы. Электроникой в Зеленограде опять же в основном занимаются предприятия, входящие в АФК «Система».

Ипотека с госучастием

Требование Владимира Путина сделать ипотечное кредитование максимально доступным для населения приобретает все более причудливые формы. В начале августа в Госдуму был внесен законопроект, авторы которого предлагают субсидировать ставки по ипотечным кредитам в размере 50% ставки рефинансирования Центробанка. Эксперты сомневаются, что предложение депутатов заинтересует коммерческие банки, а субсидирование ставок по кредитам сделает ипотеку доступной.
Принятый в конце прошлого года Госдумой пакет законов, направленный на стимулирование роста рынка доступного жилья, так и не сделал ипотеку массовой, а процентные ставки по кредитам по-прежнему остаются непосильными для большинства населения страны. Сейчас правительство пытается решить проблему субсидирования процентных ставок через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, которое выкупает закладные у банков, работающих по программам ипотечного кредитования населения. Однако даже c учетом госдотаций воспользоваться ипотекой сегодня могут не более 6% россиян.
Авторы законопроекта депутаты Андрей Буренин и Игорь Игошин предлагают выделять субсидии на ипотечные кредиты в размере 50% ставки рефинансирования ЦБ. Скорее всего, документ будет рассмотрен уже на осенней сессии Госдумы, и, как считают в нижней палате, он имеет неплохие шансы быть одобренным.
Эксперты называют депутатскую инициативу довольно спорной. В первую очередь из-за того, что даже если предложение будет одобрено, его реализация неминуемо спровоцирует рост цен на недвижимость. Кроме того, субсидирование процентных ставок до 50% ставки рефинансирования ЦБ повлечет и увеличение расходных статей бюджета на 2006 год. Учитывая, что «инвестиционные» статьи финансового плана на будущий год уже сейчас предлагается увеличить почти вдвое («Бизнес» сообщал об этом 9 августа), вряд ли правительство согласится на дополнительные обременения для бюджета.
 
«БазЭл» спускается с небес на землю

Как стало известно «Бизнесу», «Базовый элемент» Олега Дерипаски намерен продать перевозочный бизнес принадлежащих ему «Авиационных линий Кубани» после выделения аэропортов Краснодара и Геленджика. Таким образом, «БазЭл», очевидно, намерен сконцентрироваться на более рентабельном аэропортовом бизнесе в Краснодарском крае. У компании уже есть два аэропорта, она строит третий и намерена купить четвертый.
В прошлом году структуры, аффилированные с компанией «Базовый элемент», приобрели на аукционе около 80% акций «Авиационных линий Кубани» (АЛК), принадлежащих государству, за 729,5 млн руб.
В состав предприятия, помимо авиакомпании, входят аэропорты Краснодара и Геленджика. О том, что «БазЭл» намерен продать перевозочную составляющую АЛК, «Бизнесу» сообщили пожелавшие остаться неназванными информированные источники сразу в двух крупных авиакомпаниях. По данным одного из собеседников, уже осенью может быть принято решение о выделении аэропортов из состава «Авиационных линий Кубани», после чего планируется продать перевозочный бизнес АЛК одной из ведущих авиакомпаний страны. Источник в другой компании также предположил, что «БазЭлу» будет сложно продать авиаперевозки за те деньги, которые он хочет получить: эта сумма сравнима с той, что «БазЭл» заплатил за 80% акций АЛК.
Кроме того, «БазЭл» начал подготовку строительства между Анапой и Сочи нового аэропорта с пропускной способностью не менее 500 тыс. пассажиров в год, который планируется открыть в 2008 году. Министр транспорта Игорь Левитин поддерживает этот проект. «Государство планирует выделить 4,5 млрд руб. на взлетно-посадочную полосу, перроны и светосигнальное оборудование,— заявил он.— Здание аэропорта и инфраструктура будут построены за счет частных средств».

На месте автовокзала в «Щелково» построят многофункциональный высотный комплекс

Правительства Москвы и области достигли принципиальной договоренности о переносе крупнейшего в столице Щелковского автовокзала. Как пишет газета «Бизнес», уже в конце года состоится тендер на право строительства на его месте многофункционального высотного комплекса в рамках городской программы «Новое кольцо Москвы».
Согласно вышедшему вчера совместному распоряжению мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Московской области Бориса Громова, рабочей группе поручено в двухмесячный срок разработать план мероприятий по перебазированию автовокзала. В пресс-службе областного Минтранса подтвердили информацию о создании рабочей группы, однако подробностей сообщить не смогли. По словам пресс-секретаря Минтранса Николая Шефова, инициатором проекта были московские власти, и именно они занимаются подбором инвесторов.
Создание рабочей группы говорит о том, что вопрос с переносом начал решаться, заявила пресс-секретарь управляющего автовокзалом ГУП «Мострансавто» (МТА) Наталья Каледина. У МТА более 40 автовокзалов в Московской области, а Щелковский - центральный и единственный на территории Москвы. Ежесуточно с него отправляется примерно 170 автобусов дальнего сообщения и 850 пригородных автобусов.
Действительно, решение о перенесении Щелковского автовокзала в район станции метро «Черкизовская» было принято на Градостроительном совете Москвы в мае 2004 года. Тогда главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что здание вокзала устарело и не справляется с возросшим в последние годы объемом перевозок. Кроме того, 50-метровая защитная зона вокруг вокзала не позволяет проводить реконструкцию пятиэтажек в Гольяново и Северном Измайлово.
Однако, как сообщил источник в правительстве Москвы, процесс переноса автовокзала остановился из-за споров о том, кто будет финансировать перебазирование. По словам источника, правительство Москвы планировало возложить расходы на инвестора, который получит этот участок. В то же время инвестор не соглашается финансировать перебазирование. «Мы планируем, что работы по выводу автовокзала будут проведены не за счет инвестора, а за счет города»,- сказала пресс-секретарь ОАО Анастасия Киселева. 
В ОАО «Новое кольцо Москвы» (НКМ), которое ведет программу по постройке высотных зданий, подтвердили, что земельный участок, где сейчас располагается автовокзал, зарезервирован под строительство высотного здания. Тендер, на котором будет выбран инвестор строительства комплекса, пройдет, возможно, уже в 2006 году
 
«Газета»

Московский мэр продемонстрировал устойчивость

После ухода вице-мэра Валерия Шанцева и распродажи крупнейших строительных активов столичный градоначальник Юрий Лужков решил противопоставить слухам о "бегущих с тонущего корабля" демонстрацию силы. На прошедшем во вторник заседании правительства Москвы он раскритиковал первого заместителя мэра, главу стройкомплекса Владимира Ресина.
Но первые упреки Юрия Лужкова касались не итогов: он заявил, что не во всех строительных организациях выплачивается вовремя зарплата. И тут же отметил, что в докладе не упомянуто о проблеме регистрации иногородних рабочих. Оправдание Владимира Ресина («сегодня у нас людей без документов остались единицы») мэр не услышал, велев проблему снять, «пока не придет прокурор и не начнет самостоятельно решать эти вопросы».
Далее начальственный разнос пошел по нарастающей. «Почему вы ничего не сказали об ипотеке? - обрушился на Владимира Ресина столичный мэр. - Желающих решить свои жилищные проблемы с помощью ипотеки в городе очень много, но в стройкомплексе никто персонально не отвечает за развитие ипотеки». Тут, правда, отмахнуться от того факта, что за развитие ипотеки отвечает департамент жилищной политики и жилищного фонда города, не подчиняющийся главе стройкомплекса, Юрию Лужкову не удалось. Но это не помешало ему возложить персональную ответственность за развитие ипотеки на чиновников стройкомплекса. 'Найдите, кто персонально будет этим заниматься', - поручил он Владимиру Ресину. «Болтовня. Ипотеки нет. Только одни телепания в стройсберкассе, - сокрушался мэр. - Такими темпами мы в короткое время угробим строительный комплекс'.
Нельзя сказать, что столичный стройкомплекс не дает поводов для критики. Но устроенная мэром публичная головомойка, да еще, как выяснилось в процессе перепалки, не совсем по нужному поводу и адресу, наводит на мысль, что дело здесь не в проштрафившемся подчиненном.
А в том, что продажа крупнейших активов, контролировавшихся столичными чиновниками и близкими к ним людьми - от цементного бизнеса 'Интеко' до крупнейшего столичного застройщика 'Главмосстроя', - давно вызывает у наблюдателей подозрение, что время нынешней власти уходит. Переход вице-мэра Валерия Шанцева, когда-то претендовавшего на роль преемника Лужкова, в нижегородские губернаторы превратил подозрения в устойчивое мнение. Можно предположить, что в свете этого мнения у столичной власти появились проблемы и с держателями других активов, которые до сих пор и не помышляли о независимой от чиновников политике. И Юрий Лужков почувствовал это.

"Будапештом" меньше

Во вторник стало известно, что ОАО «Торговый дом «ГУМ» продало здание универмага «Будапешт». Покупателем стала малоизвестная на рынке компания ЗАО «Новые розничные технологии». Сумма сделки сторонами не разглашается, однако эксперты рынка сходятся во мнении, что цена вопроса составляет от 15 до 20 млн. долларов. Возможно, новый владелец "Будапешта" разместит в нем супермаркет.
Окончательное решение о том, чтобы избавиться от непрофильных и недоходных активов, руководство ТД 'ГУМ' приняло в начале этого года. Напомним, что с начала 2002 года ГУМ активно пытался развивать сеть универмагов «Стильный Город». Первые два магазина были открыты в марте 2002 года в Москве в филиалах ГУМа «Будапешт» (метро «Кузьминки») и «Красана» (метро «Люблино»). Спустя некоторое время открылся третий универмаг в помещении отремонтированного магазина «Прага». Затем проект вышел в регионы – магазины новой сети открылись в Костроме и Красноярске. Всего в рамках проекта планировалось открыть 8 универмагов, общие инвестиции были заложены на уровне 22 млн. долларов. Однако первоначальным планам так и не суждено было сбыться. Поскольку ценовой сегмент, в котором работает ГУМ, достаточно конкурентен, у руководства, вероятно, просто не хватило сил на одновременное поддержание базового комплекса на Красной площади и отслеживание развития проекта «Стильный Город».
В отчете ГУМа по итогам работы в 2004 году сказано, что стратегия развития сети «Стильный Город» не оправдала ожиданий, поэтому дальнейшие инвестиции в этот проект нецелесообразны. Стало понятно, что ГУМ, скорее всего, расстанется с уже открытыми универмагами. И действительно, в конце мая этого года руководство ТД заявило о том, что на продажу выставляются региональные универмаги в Костроме и Красноярске. На днях стало известно о распродаже филиалов на окраинах Москвы: «ГУМ на Ленинском», «Прага», «ГУМ-Спорт», «ГУМ-Ядран». Теперь очередь дошла до старожила проекта 'Стильный Город'.
По словам директора управления непрофильными активами ТД 'ГУМ' Дмитрия Сокольникова, продажа универмага связана с тем, что торговый дом решил сконцентрироваться на развитии основного здания на Красной площади. Официально сумма сделки сторонами не разглашается, однако эксперты рынка сошлись во мнении, что она составляет от 15 до 20 млн. долларов. Интересно, что покупателем стала компания «Новые розничные технологии», которая до этого момента ничем особенным на рынке не отметилась.

"Время новостей"

Лужков разрешил Абрамовичу построить новый стадион

Мэр Москвы Юрий Лужков подписал распоряжение о строительстве в столице нового футбольного стадиона международного уровня. Футбольная арена вместимостью до 50 тыс. зрителей будет расположена в районе станции метро «Ботанический сад». Строить спортивный объект при содействии Российского футбольного союза будет фонд «Национальная академия футбола» -- некоммерческая организация, созданная Романом Абрамовичем.
Похоже, радостное известие о выделении приличного куска столичной земли застало руководителей «Национальной академии футбола» врасплох. Вчера никто из них так и не смог прокомментировать это сообщение. Тем более что еще десять дней назад Юрий Лужков весьма жестко прокомментировал обещания г-на Абрамовича построить стадион в Москве, назвав их «муляжными».
Новая арена может обойтись Роману Абрамовичу в 300 млн долл., а ее строительство займет не менее трех лет. Но возводить стадион владелец «Челси» начнет в лучшем случае в следующем году. Сейчас пока даже нет приблизительного проекта спортивного сооружения. В ближайшее время «Национальная академия футбола» закажет в Москомархитектуре разработку градостроительного обоснования размещения объекта и разработку проектно-сметной документации с последующим представлением ее в Мосгосэкспертизу.


При подготовке обзора использованы материалы газет "Газета", "Коммерсант", "Бизнес", "Время новостей" 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова