Обзор ежедневных газет

25 июля 2005

«Газета»

Российский таун-хаус

Западный микс проживания за городом со всеми удобствами мегаполиса активно приживается в России. За последний год количество поселков таун-хаусов выросло в два раза. Экономный вариант загородного жилья обходится в среднем в 1200 долларов за кв. метр, что в среднем составляет на несколько сот долларов меньше стоимости квадрата жилья в столице. Впрочем, массового переселения среднего класса в отдельные квартиры-секции ожидать пока не стоит: за счет большей площади "домика" конечная цена таун-хауса приближается к 300 тыс. долларам.
Сегодня заморское изобретение прижилось и у россиян. По данным аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» (ИРН), в Московском регионе на разных этапах строительства находится 57 поселков с таун-хаусами. Из них порядка десяти расположены в черте Москвы, оправдывая свое название (городской дом). Темпы возведения поистине ударные: еще год назад аналитики рынка насчитывали в Москве и ближнем Подмосковье порядка 30 таких поселков.
Географически большая часть таун-хаусов располагается в 15-километровой зоне. Более отдаленное расстояние в 30-40 км, привлекательное для большинства коттеджных поселков, таун-хаусам не свойственно. Прежде всего в силу того, что таун-хаус позиционируется как место постоянного проживания семьи, а не летняя резиденция или загородный дом. Направления-лидеры по возведению таун-хаусов - Калужское, Ярославское и Дмитровское шоссе - изначально ориентированы на зажиточный средний класс.
По данным аналитиков ИРН, средняя стоимость квадратного метра жилья в «почти отдельном доме» - 1256 долларов (с учетом земли). Что является ниже среднего уровня цен на московские квартиры, который колеблется в пределах 1800-1900 долларов за метр.
Впрочем, стоит учесть, что средняя площадь квартир-секций в таун-хаусах составляет 229 квадратных метров, в то время как в многоквартирных домах вторичного рынка средняя площадь квартир составляет около 60 метров (из-за большой доли малогабаритных квартир советского периода), а в современных домах-новостройках – порядка 100 'квадратов'. В результате полная стоимость квартиры-секции в таун-хаусах в среднем составляет 300 тысяч долларов, что в 2-3 раза превышает среднюю стоимость типовых московских квартир и сравнима со стоимостью трех-четырех-комнатных квартир в домах бизнес-класса. Другими словами, жилье в таун-хаусах оказывается недешевым.

«Бизнес»

АТС превратятся в офисы

Компания "Система-Галс", строительное подразделение АФК "Система", предложила оригинальное решение по минимизации затрат на модернизацию телефонной системы Москвы. В ближайшее время МГТС приступит к масштабной замене аналоговых станций на гораздо более компактные цифровые. Так вот, "Система-Галс" намерена перепрофилировать освободившиеся площади станций под офисы и другие объекты коммерческой недвижимости. При этом эксплуатация или продажа таких бизнес-центров позволит МГТС даже заработать на модернизации телефонных станций.
В "Системе-Галс" была разработана программа модернизации помещений, высвобождаемых при замене станций. "Каждая из станций МГТС занимает от 2 тыс. до 4 тыс. кв. м. При этом цифровой станции требуется около 300 кв. м. Высвобожденные площади будут отданы под офисные помещения",- говорит Лапидус. Кроме того, часть станций МГТС вообще может быть снесена, и на их месте появятся жилые дома. Уже известны и первые адреса АТС, которых коснется модернизация. Так, на месте телефонной станции на Большой Грузинской улице появится жилой дом бизнес-класса, а в Милютинском переулке - элитный жилой дом. Однако большая часть АТС превратится всетаки именно в объекты коммерческой недвижимости. Например, здание МГТС на Новом Арбате будет переделано в торгово-офисный центр, а в Столярном переулке- в офисный центр класса А.

Kotipizza идет в две столицы

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге открылось первое заведение крупнейшей финской сети Kotipizza. До конца года первый фастфуд под этой маркой появится в Москве, где финны в течение десяти лет надеются открыть по одному заведению из расчета на 100 тыс. жителей. Эксперты объясняют интерес иностранцев высокими темпами роста рынка общественного питания, однако сомневаются, что они сумеют закрепиться на специфичном российском рынке. Похоже, что скандинавские сети общественного питания поверили в российский рынок.
Вслед за появлением шведской сети фаст-фудов Wokie Dokie и покупкой скандинавским инвестфондом Trigon Direct Investments 85% акций сети кофеен "Идеальная чашка" финская Kotipizza объявила о выходе на российский рынок.
"На этой неделе мы открыли первое заведение в петербургском торговом центре "Крокус", а до конца года планируем выйти на московский рынок. Поиск помещения уже ведется",- говорит основатель Kotipizza Раббе Гренхольм.
Kotipizza - крупнейшая сеть пиццерий в Финляндии, насчитывающая 250 заведений. 90% пиццерий этой сети работает по франшизе. Оборот компании в 2004 году составил 53 млн евро.

При подготовке обзора использованы материалы газет  "Газета", "Бизнес"

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова