Обзор ежедневных газет

20 июля 2005

Коммерсант

Президенту доложили о росте доходов без труда
Ничто в этот день не омрачило светлого настроения президента России. Пенсионерам повышают пенсии, работающим – зарплаты, аспирантам – стипендии... И все – с 1 сентября, и всем – на 11%.
Кажется, нет больше в стране людей, не охваченных процессом повышения всего того, что они получали до сих пор. Ну кому, кому еще что-нибудь повысить, кажется, так и сверлил пытливым взором своих беспокойных министров президент России.
– Гражданскому персоналу силовых ведомств,– быстро сказал министр обороны Сергей Иванов.
– На сколько? – уточнил господин Путин. – Повышаем так же, на 10%,– проинформировал министр социальной защиты и здравоохранения Михаил Зурабов.
Я насторожился. Ведь только что процентов было 11. Куда делся один процент? Возможно, почувствовав, что надо возместить присутствующим моральный ущерб от утраты одного процента, господин Зурабов заявил:
– А в реальном выражении доходы вырастут на 20-23%! Министры обменялись с президентом взглядами, в которых сквозила отрада. Министр экономического развития и торговли Герман Греф подвел итоги экономического развития и торговли страны за июнь и первое полугодие 2005 года. Нельзя сказать, что страна с нетерпением ждала этого момента. Но нельзя и не заметить, что с начала года она в соответствии с промежуточными результатами неуклонно катилась – нет, не в пропасть, конечно, но к закономерному, как предсказывали независимые наблюдатели, финалу. Показатели, короче говоря, снижались.
И вот господин Греф объявил, что итоги июня оказались более оптимистичными, чем он сам ожидал. Впрочем, неизвестно не только то, что мог ожидать господин Греф, но и то, чего можно ожидать от него. Интересовали цифры. Рост ВВП в России за июнь составил 6,7% по отношению к уровню прошлого года, а за последний месяц вырос на 0,9%. Теперь общий рост ВВП за шесть месяцев 2005 года составляет 5,6%.
Промышленное производство в России выросло за июнь на 6,9% по отношению к июню прошлого года и на 1,6% за последний месяц.
Доходы населения, по убеждению господина Грефа, за те же полгода выросли не меньше чем на 10%.

Аквапаркинг
Московские автостоянки уходят под воду
Вчера столичное правительство рассмотрело проект постановления "О размещении гаражей-стоянок для временного хранения автотранспорта". Разработчики предложили организовать в городе стоянки двойного назначения – днем это будут "перехватывающие" парковки, а ночью там будут оставлять свои автомобили жители близлежащих районов. Всего в городе будет построено около 170 стоянок, включая подземные и подводные. Впрочем, вице-мэр Валерий Шанцев раскритиковал документ, посчитав такое количество паркингов избыточным.
Организацию "перехватывающих" гаражей-стоянок рядом с конечными станциями метро и на подъездах к центру Москвы предусматривает утвержденная в январе 2005 года "Целевая программа строительства гаражей-стоянок в городе Москве с 2005 по 2007 год". Для реализации этих планов департамент градостроительной политики подготовил специальное постановление столичного правительства, которое вчера и рассматривалось на пленарном заседании. "Впервые такие стоянки будут использоваться в режиме временного хранения по двойному назначению",– доложил первый замруководителя стройкомплекса Москвы Константин Королевский. Он пояснил, что днем стоянки будут выполнять функцию "перехватывающего" паркинга для едущих в центр авто, а в ночное время здесь смогут оставить автомобили жители ближайших домов. "К концу 2007 года мы планируем построить стоянки на 15 тыс. машиномест в центре города и на 32 тыс. машиномест на периферии",– поделился господин Королевский. Размещение автомобиля, по расчетам разработчиков, будет стоить от 10 до 20 рублей в час.
11 объектов, которые будут построены в первую очередь, это стоянки около крупных транспортных узлов: станций метро "Юго-Западная", "Планерная", "Профсоюзная" и т. д. Для временного размещения автомобилей градостроители собираются использовать и десять подэстакадных пространств третьего транспортного кольца. Кроме того, будут построены 64 стоянки на центральных улицах, среди которых 26 – подземные, 25 – механизированные (машины на такие стоянки въезжают не по пандусам, а спускаются на специальных подъемниках) и одна, на 1 тыс. машиномест, будет находиться под Водоотводным каналом в районе Малого Каменного моста. Чиновники рассматривают возможность организации стоянок еще около 84 станций метро.
Однако энтузиазм столичных градостроителей не разделил первый заместитель мэра Москвы Петр Аксенов. "Стоянки на 20 тыс. машиномест в Москве находятся только на самой ранней стадии разработки в Мосгорархитектуре,– отметил он.– И к 2007 году построить их по всем указанным адресам не удастся". Раскритиковал инициативу чиновников и вице-мэр Валерий Шанцев. "200 тыс. автомобилей приезжают каждый день в столицу из области, для них и нужно в основном строить перехватывающие стоянки,– отметил он.– Поэтому они должны быть размещены в основном на окраине города, а еще лучше – около станций пригородных поездов на подъезде к Москве". Вице-мэр назвал строительство "перехватывающих" стоянок в центре "ненужной работой", а число периферийных стоянок призвал сократить хотя бы до 20. "Стоянка у метро 'ВДНХ' для кого? – удивился вице-мэр.– Пока человек проедет через пробку на Ярославском шоссе, он с ума сойдет и не поедет на вашу стоянку". "Надо менять идеологию документа",– подытожил обсуждение господин Шанцев и отправил проект постановления на доработку.

Бизнес

Правительство Москвы ждет $100 млн
28 тыс. машино-мест на «перехватывающих» парковках отдадут инвесторам
Вчера на заседании правительства Москвы было принято постановление "О размещении гаражей-стоянок для временного хранения автотранспорта", согласно которому до 2007 года в столице должно быть сдано в эксплуатацию не менее 30 тыс. машино-мест. Только 2 тыс. из названного числа машино-мест будут построены за счет бюджетных средств, остальные - за счет частных инвесторов. Эксперты рынка недвижимости считают, что гаражная программа может быть реализована только к 2010-2012 годам: срок окупаемости таких вложений слишком высок и составляет восемь лет.

Планируется, что новые гаражи-стоянки будут функционировать в двух режимах: в ночное время для хранения автомобилей жителей города, в дневное - как "перехватывающие" паркинги. Согласно утвержденному постановлению, новые гаражи-стоянки будут располагаться в центральной части города рядом с крупными торговыми и офисными комплексами. Однако большая часть разместится в подэстакадных пространствах, в том числе и Третьего транспортного кольца, а также вблизи радиальных магистралей и в составе транспортно-пересадочных узлов.

Непривлекательными в глазах потенциальных инвесторов проекты гаражного строительства становятся в первую очередь из-за низкой доходности.

Так, по словам замруководителя департамента градостроительной политики Константина Королевского, сроки окупаемости проектов гаражно-стояночного хозяйства составляют не менее восьми лет.

Закон о рейдерах
cВчера заместитель начальника управления по экономической безопасности Москвы Вячеслав Иванов объявил о внесении на рассмотрение совета Госдумы поправок к более чем 10 законам, призванным поставить заслон на пути недружественных поглощений предприятий. Однако эксперты рынка поглощений сомневаются, что исправленные законы смогут остановить рейдеров. Более того, пострадавшей стороной могут оказаться акционеры предприятий, а также добросовестные приобретатели активов.

Поправки к законам, направленным на борьбу с рейдерами, были разработаны в рамках межведомственной рабочей группы по фактам силовых захватов предприятий и организаций, созданной при Госдуме.

Сначала возможность их рассмотрения депутатами оценит совет Думы, который занимается планированием осенней сессии. Группой предлагаются поправки к законам "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственной регистрации юридических лиц", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" и еще к семи федеральным законам, а также в Арбитражно-процессуальный кодекс, Гражданско-процессуальный кодекс и Уголовный кодекс России. Вячеслав Иванов вчера так обосновал разработку поправок: "К сожалению, мы выявляем много случаев, когда на основании подложных документов имели место факты регистрации перехода права собственности.

Это связано в основном с несовершенством законодательства. К примеру, формально при регистрации имущества государственный регистратор не обязан проверять на подлинность предъявляемый пакет документов. Проверяется только их состав, а также как они были оформлены. Именно из-за подобных проколов законодательства была организована специальная группа, которая и внесла поправки".

В частности, рабочая группа предлагает принять специальный федеральный закон, который определит само понятие недружественного поглощения. А также предмет и участников процесса недружественного поглощения, ответственность агрессоров, государственных органов и должностных лиц за неправомерные действия, содействие недружественным поглощениям и непринятие мер по предотвращению недружественных поглощений и сохранность частной собственности. Кроме того, закон должен определить структуру и полномочия органов, на которые будет возложен контроль за противодействием недружественным поглощениям.

Участники рынка слияний и поглощений с недоумением отнеслись к инициативе межведомственной группы. "Я думаю, что это осложнит работу рейдеров, но незначительно, так как будут изобретены новые схемы обхода законодательства. Эти поправки по большей части защищают интересы акционерных обществ, но нельзя забывать также про интересы акционеров",- говорит Павел Петровский, гендиректор компании "Росразвитие". Более того, некоторые эксперты опасаются, что принятие поправок может привести к обратному эффекту.


Распродажа балласта
Правительство огласило список предприятий, подлежащих приватизации в 2006 году
Вчера Минэкономразвития опубликовало перечень предприятий и государственных пакетов акций, которые должны быть приватизированы в 2006 году. Несмотря на то что из года в год по спискам кочуют одни и те же неликвиды, эксперты считают, что при определенных условиях это имущество все же может заинтересовать бизнес.

Избавиться от неликвидного балласта государство пытается из года в год. Традиционно в список попадают федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и открытые акционерные общества (ОАО), пакеты акций которых находятся в федеральной собственности. В их числе есть весьма привлекательные активы. К примеру, на 2006 год намечена продажа 69,78% акций ОАО ВВЦ, 100% акций Российского банка развития, 85,38% акций "Енисейзолота". Однако малому бизнесу эти активы явно не по карману, более того, значительная часть предприятий не интересует вообще никого, так как представляет собой исключительно набор долгов.

Статистика продаж государственного неликвида говорит сама за себя. За последние годы приватизация государственных долей была успешно завершена лишь в отношении 2188 объектов из 3926.

В 2004 году было продано было лишь 1090 пакетов акций предприятий из списка, содержащего 3076 позиций. План на нынешний год составляет 1915 предприятий на сумму 40 млрд руб. В 2006 году МЭРТ в очередной раз понизило планку - до 1500 объектов, за которые государство рассчитывает выручить 31 млрд руб.

При этом, по данным МЭРТ, государство по-прежнему является собственником имущества 8293 ФГУП и акционером 3783 ОАО.

Ведомости

Все дело в политике
S&P не повысило кредитный рейтинг России
Ни хорошие бюджетные и торговые показатели России, ни сокращение ее внешнего долга не способны убедить аналитиков Standard & Poor's в том, что страна заслуживает более высокого кредитного рейтинга. Все экономические успехи меркнут на фоне растущего политического риска и замедления реформ, считают в агентстве. Последний раз S&P меняло оценку кредитоспособности России полгода назад, когда вслед за своими конкурентами - Moody's и Fitch Rating. И сейчас повысить рейтинг могут конкуренты S&P, надеются аналитики.

"Я допускаю, что два других агентства повысят рейтинг, опираясь на стандартные параметры", - это слова руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина. А директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин уверен в том, что до 2008 г. Россию переоценят все агентства. "Ведь сокращение долга, подавление инфляции и выход на удвоение ВВП неминуемы", - настаивает он.

Рынок на заявления S&P не отреагировал, говорит аналитик инвестбанка "Траст" Николай Подгузов.

Держите консультантов

Налоговая служба посоветуется с частными компаниями
Налоговики решили сами воспользоваться услугами налоговых консультантов, помогающих компаниям успешно отбиваться от налоговых претензий. Конкурс по выбору таких "добровольных помощников" Федеральной налоговой службы (ФНС) уже начался. Объявление о нем размещено на сайте службы. "Нередко случается, что схема ухода от налогов основана на технологических особенностях отрасли, - приводит пример представитель ФНС Елена Толгская. - А наши эксперты не всегда глубоко знают эти особенности". Работу консультантов ФНС будет оплачивать по количеству затраченных человеко-часов, а ставка оплаты является одним из критериев конкурса.

Услуги налоговых юристов стоят не менее $40 в час, говорят участники рынка, а средний уровень - $70-100 за час. Если же говорить о "большой четверке" консультантов и именитых российских юристах, их часовая ставка доходит до $300. Подготовка экспертного заключения занимает минимум 1,5-2 часа, а на подготовку развернутой рекомендации консультанту требуется 5-8 часов, говорят юристы.

Сами консультанты относятся к конкурсу двояко: одни видят в партнерстве с ФНС имиджевую выгоду и ожидают сильной конкуренции, а другие, напротив, усматривают в сотрудничестве с регулятором конфликт интересов.

Налоговые службы развитых стран часто привлекают экспертов для участия в налоговых проверках, говорит партнер налогового отдела компании Ernst & Young Игорь Венедиктов. В США, к примеру, налоговые органы даже поручают адвокатским фирмам вести судебные процессы против налогоплательщиков, рассказывает партнер юридической компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин.

ВВЦ уйдет с молотка

Арендатора 240 га столичной земли приватизируют
Государство решило продать госпакет акций в ГАО “Всероссийский выставочный центр” (бывшая ВДНХ). Минэкономразвития включило принадлежащие государству 70% ВВЦ в программу приватизации на 2006 г. Риэлторы надеются, что им разрешат принять участие в застройке 240 га выставки, но власти считают, что профиль ВВЦ будет сохранен.
Вчера стало известно, что Министерство экономического развития и торговли включило ГАО “ВВЦ” в проект правительственной программы приватизации. Госпакет акций ВВЦ будет продан на аукционе в 2006 г., уточнил “Ведомостям” один из руководителей МЭРТ. По его словам, инициатива приватизировать ВВЦ принадлежит Росимуществу. Источник в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом сказал, что пока говорить о приватизации рано: “Сначала проект должен пройти одобрение правительства”. Назвать стартовые условия продажи акций ВВЦ чиновник также затруднился. Госпакет, говорит он, оценит РФФИ, после чего определит условия.

Газета

Громов проверит стройки Подмосковья      по просьбам возмущенной общественности
Подмосковные власти решили проверить благонадежность строительных компаний, занимающихся строительством жилья в Подмосковье. Поводом для такого рода инициатив главы Московской области стали многочисленные факты «недостроя» или задержек строительства в ближнем Подмосковье и митинги неудавшихся новоселов. Результатом проверок может стать передел рынка подмосковного строительства и рост цен на квартиры.

Каким образом будут выявляться неблагонадежные компании, и кто в областном правительстве возьмет под контроль проверки строительных компаний, пока не сообщается. Однако, как заявил губернатор Подмосковья Борис Громов, «прав тот, кто заплатил свои деньги, и правительство Московской области полностью на стороне людей, которые оказались жертвами обмана». Речь идет прежде всего о случаях, когда квартира приобреталась по договору долевого участия в строительстве, и компания - основной инвестор не выполнила свои обязательства перед частными дольщиками. При этом подмосковный губернатор обещает взять под защиту всех обманутых дольщиков - как областных, так и москвичей.

Нелегкая доля
Безопасность частного инвестора стала заботой федеральных властей еще в апреле этого года с вступлением в силу закона о долевом участии в строительстве. Согласно новым положениям, собирать деньги с граждан можно только тем застройщикам, которые имеют разрешение на строительство. Клиенту предоставляется право расторгнуть сделку во внесудебном порядке и получить назад свои средства с процентами, тогда как застройщик этого права лишен. Кроме того, была введена специальная форма договора о долевом строительстве. В нем должны быть прописаны четкие сроки окончания строительства, а в случае срыва оговоренных сроков дольщики имеют право оштрафовать компанию-застройщика. Размер выплачиваемой неустойки определяется как 1/75 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующая на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки.

Но нормы федерального закона действуют только для тех строек, которые начались после его вступления в силу. Между тем на подмосковной земле задержки строительства давно приобрели повсеместный характер. В некоторых случаях дольщики вовсе оставались без денег и квартир. Массовые митинги покупателей квартир в недостроенных домах ближнего Подмосковья, видимо, и стали толчком для инициатив областной власти.

Мелких просят беспокоиться
Рынок строительства Подмосковья, в отличие от столичного, пока пестрит разнокалиберными застройщиками, тогда как в Москве основной состав крупных игроков строительного рынка устоялся уже несколько лет назад. «Сегодня в Подмосковье работают сотни мелких АО, появившихся на месте бывших подмосковных СУ. Как раз для них эти проверки могут оказаться роковыми. Зачастую такие компании переоценивают собственные возможности, а в результате - срыв сроков строительства», - пояснил ГАЗЕТЕ руководитель отдела продаж новостроек Подмосковья компании "МИЭЛЬ-Недвижимость" Алексей Кубарев. По его словам, губернаторские проверки для крупных московских компаний не страшны.

С ним согласен гендиректор компании «ПИК-Регион» Сергей Канаев: «Инициативу Громова мы только приветствуем, поскольку нашей компании приходилось достраивать дома в Подмосковье. Это и морально тяжело, поскольку за недостроем всегда строит человеческая трагедия, и финансово не всегда привлекательно - брать на себя обязательства за другую компанию».

Гендиректор агентства "Дружба Недвижимость" Светлана Шальская считает, что результатом проверок станет консолидация строительного бизнеса в Подмосковье. "Я думаю, что решение Губернатора - шаг, который продиктован временем, - сказала она ГАЗЕТЕ. - Во многих отраслях экономики сейчас наблюдается консолидация и наведение порядка. После проверки ряд фирм могут лишиться лицензий. И в данном случае действия власти будут соответствовать общему вектору развития экономики - переводу бизнеса в прозрачное, правовое поле".

Цена проверки
Не секрет, что 90% покупателей новостроек в Подмосковье на стадии котлована привлекает, в первую очередь, невысокая цена. Проверки и возможное ужесточение правил застройки могут добавить солидный процент к стоимости жилья. Прямой зависимости между дополнительными проверками и ростом цен на подмосковную недвижимость столичные риэлторы не признают, однако делают весьма неутешительные для потенциальных покупателей выводы.

«Проверки приведут прежде всего к тому, что мелкие застройщики или уйдут с рынка или притормозят освоение новых строительных площадок. Меньше площадок – задержка по предложению. Эта задержка в условиях постоянного спроса рождает дефицит. А по законам рынка, где дефицит, там рост цен», - рассуждает Алексей Кубарев.

Такого же мнения придерживается руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко: «Если будут проводиться подобные проверки, то возможно сокращение выхода на рынок новых объектов. Инвесторы просто могут прекратить продавать квартиры на «нулевом» цикле. Соответственно и цены пойдут вверх, но резкого скачка, думаю, не будет». 


При подготовке обзора спользованы материалы газет 
КоммерсантВедомости,  Бизнес  Газета

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова