Обзор ежедневных газет

20 сентября 2010
Отели против СНИПов

Развитие гостиничного бизнеса в России тормозят устаревшие нормы и визовые правила


Мировые гостиничные операторы намерены в ближайшие годы серьезно расширить бизнес в России, и в частности в Петербурге, поскольку уверены в дальнейшем росте туристического потока минимум на 10% в год. Однако строить новые отели по устоявшимся в каждой сети стандартам качества мешают российские нормы: вписаться в них практически невозможно, но и своими принципами отельеры жертвовать не готовы. Еще одним серьезным препятствием бизнесмены считают визы — без них проблемы сезонности для гостиниц просто не существовало бы, пишет РБК daily.

Развитию гостиничного бизнеса в России в ближайшие годы будет способствовать постоянный рост внутреннего туристического потока, который прогнозируется на уровне 10—30% в год, в то время как доля иностранцев, которая уже составляет около 45% в общем турпотоке, будет и дальше сокращаться, говорит генеральный директор УК «Туррис» Сергей Кукушкин. По его данным, внутренний турпоток в Петербурге растет примерно на 8% в год, эксперты говорят примерно о таких же темпах роста количества иностранцев, приезжающих в город, — в 2009 году Петербург посетили около 5 млн зарубежных гостей.

По подсчетам экспертов, в Петербурге насчитывается около 26 тыс. гостиничных номеров, при этом, согласно разным оценкам, только 13—18 тыс. — это качественное предложение, и его явно недостаточно. «В среднесрочной перспективе Петербург — очень интересный рынок», — говорит первый вице-президент по развитию бизнеса The Rezidor Hotel Group (в России представлена брендами Radisson и Park Inn) Арилд Ховланд. По его словам, сейчас в России под брендами Rezidor работает 16 гостиниц, еще порядка 20 проектов в разработке, большин­ство из них — в стадии строитель­ства. У Accor Group в Петербурге два отеля Novotel в Петербурге и Москве и гостиница Ibis в столице, всего в России у оператора восемь отелей, идет работа по 25 проектам, и российский рынок — один из стратегических для компании, говорит генеральный директор Accor Group в России Алексис Деларофф.

"РусГидро" потратит 308 млрд руб.

в ближайшие три года


ОАО "РусГидро" впервые получило трехлетнюю инвестпрограмму, которая уже утверждена главой Минэнерго Сергеем Шматко. За 2011-2013 годы компания намерена потратить 308 млрд руб. и увеличить свою установленную мощность на 23,6% — до 31,4 ГВт. У компании есть все возможности для финансирования программы, считают аналитики.

В пятницу ОАО "РусГидро" сообщило об утверждении скорректированной инвестпрограммы на 2010 год, которая увеличилась по сравнению с планировавшейся ранее на 3 млрд руб.— с 97 млрд до 100 млрд руб. Но, как выяснил "Коммерсантъ", у компании уже готов инвестиционный план на 2011-2013 годы. По словам источника "Ъ" на рынке, глава Минэнерго Сергей Шматко подписал этот инвестплан в четверг. Представитель "РусГидро" Борис Зверев подтвердил "Ъ", что трехлетняя инвестпрограмма компании одобрена министром и будет рассмотрена руководством "РусГидро" на одном из ближайших заседаний совета директоров. Он также отметил, что она сбалансирована по источникам финансирования и увязана с генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики.

Согласно документам, с которыми удалось ознакомиться "Ъ", средний уровень ежегодных инвестиций сохранится на уровне 100 млрд руб. Так, в 2010 году "РусГидро" должна вложить 100,4 млрд руб., в 2011-м — 108,8 млрд, в 2012-м — 103,6 млрд, в 2013-м — 95,6 млрд руб. В общей сложности генкомпания в 2010-2013 годах намерена инвестировать 408,4 млрд руб. ($13,17 млрд по текущему курсу).

Крупнейшая статья затрат "РусГидро" — новое строительство. На него компания хочет выделить 297,9 млрд руб. (74,9 млрд руб. в 2010 году и 223,1 млрд руб. в 2011-2013 годах). Еще 70 млрд руб. за четыре года уйдет на программы техперевооружения и реконструкции. Отдельно "РусГидро" считает статьи по восстановлению Саяно-Шушенской и Баксанской ГЭС — 33,1 млрд руб. и 1,8 млрд руб. соответственно в период 2010-2013 годов.

Найдите десять отличий

Депутатский проект договора ритейлеров с поставщиками списан с документа Х5


В июле соавтор закона «О торговле» и депутат Госдумы Ирина Яровая, лоббирующая интересы производителей продуктов питания, задумала написать типовой договор, регулирующий взаимоотношения поставщиков и ритейлеров. По замыслу депутата, договор должен справедливо учитывать интересы обеих сторон, тогда как сейчас поставщики жалуются, что торговцы тянут одеяло на себя. РБК daily удалось ознакомиться с подготовленным документом: на первый взгляд он мало чем отличается от типового договора Х5 Retail Group. А те отличия, которые в нем имеются, противоречат букве закона, уверяют ритейлеры.

Эпопея с договорной кампанией между ритейлерами и поставщиками началась в феврале этого года, когда X5 Retail Group первой из ритейлеров представила общественности новый типовой договор с контрагентами в соответствии со вступившим в силу законом «О торговле». В документе содержался противоречивый пункт, касающийся начисления НДС на ретробонусы, которые поставщики платят сети. Производители продуктов питания и других товаров народного потребления стали протестовать и спустя полгода добились победы — ритейлер убрал из договора болезненное условие, пишет РБК daily.

Но осадок, видимо, остался. Летом самые активные поставщики встретились с Ириной Яровой, депутатом Госдумы и соавтором нового закона о торговле, и решили разработать свою версию типового договора. Г-жа Яровая предложила сделать его обязательным для всех сторон. Документ был готов к началу сентября, авторы начали рассылать его отраслевым союзам и всем участникам торговой цепочки.

Изучив его, ритейлеры удивились: договор до боли напоминает аналогичный документ Х5. Это подтверждают и в самой компании. «Мы с удовольствием отмечаем, что был взят за основу наш вариант документа, на 99% он остался нетронутым», — заявил РБК daily директор по корпоративным отношениям Х5 Михаил Сусов. При этом он отметил, что компания готова провести совмест­ную работу по анализу предложений г-жи Яровой.

РБК daily проанализировала оба документа (имеются в распоряжении редакции) и выяснила, что в них есть десять отличий. Например, в договоре Х5 говорится, что поставщик должен сообщать торговой сети о любых изменениях в документации, которая подтверждает качество и маркировку товара, а также при изменении штрих-кода, не позднее 14 дней до поставки товара. Вариант г-жи Яровой и ее единомышленников гласит: «Поставщик обязуется сообщить о таких изменениях по запросу покупателя». Однако ритейлер не может предсказать, что какие-то изменения произойдут, — он узнает о них, только получив товар.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова