Обзор ежедневных газет

10 сентября 2010

Борьба за Москву

Конфликт Кремля и мэрии Москвы стал публичным: аппаратными методами отстранить Юрия Лужкова от должности пока не удается — он умело играет на противоречиях в тандеме

Конфликт мэра Юрия Лужкова и президента Дмитрия Медведева  вышел в публичную плоскость. В начале этой недели появилось сразу несколько сигналов о крайнем недовольстве мэром Москвы в Кремле. Во вторник на интернет-портале «Единой России» появилась статья «Лужков уйдет вслед за Илюмжиновым?», где эксперты назвали благом возможный скорый уход мэра. В среду днем сотрудник одного из государственных телеканалов сообщил «Ведомостям», что на случай объявления отставки срочно готовится соответствующий телесюжет. А вечером того же дня появился резкий комментарий в «Интерфаксе» анонима из Кремля: «Власти Москвы переусердствовали в своих попытках столкнуть президента и премьер-министра». Попытки вбить клин в отношения Медведева и Путина не останутся без соответствующей реакции, заверил аноним.

Как объяснил человек, близкий к администрации президента, непосредственным поводом для такой реакции стали несколько выступлений Лужкова и близких к мэрии СМИ. 1 сентября на ТВЦ мэр посетовал, что во время пожаров была поддержка Путина, а «с другой стороны, из администрации [президента] пошел пинок». В понедельник в «Российской газете» Лужков поддержал правительственный вариант прокладки трассы через Химкинский лес. В это же время в «МК» появились публикации в защиту Лужкова и с нападками на Кремль.

Владелец "Пяти озер" бросает сеть

Андрей Стрелец может продать свои супермаркеты "Астор"

Основной владелец третьего по величине производителя водки — Алкогольной сибирской группы (ранее "Омсквинпром"; бренды "Пять озер", "Кедровица") Андрей Стрелец продает принадлежащую ему сеть супермаркетов "Астор" в Омске. Бизнес сети с учетом недвижимости оценивается в 2,5-3 млрд руб. Поиском покупателей занимается инвестиционная Aquila Capital Group. Среди претендентов — федеральная сеть "Магнит" Сергея Галицкого и крупнейший сибирский оператор "Холидей", принадлежащий структурам Александра Мамута.

О том, что основной акционер Алкогольной сибирской группы Андрей Стрелец намерен продать принадлежащую ему розничную сеть "Астор", "Ъ" рассказал источник, знакомый с планами бизнесмена. Сеть управляет 16 магазинами формата супермаркет в Омске. Мандат на сделку со стороны продавца уже получила инвестиционная Aquila Capital Group.

Андрей Стрелец подтвердил "Коммерсантy", что Aquila Capital с начала лета ведет консультации по продаже сети "Астор", в которой бизнесмену, по его словам, принадлежит "пакет, близкий к контрольному" (остальных бенефициаров он не раскрывает). "Сеть находится в хорошем состоянии, и, если будет выгодное предложение от стратегического инвестора, мы готовы ее продать целиком или частично",— сообщил господин Стрелец. По данным одного из собеседников "Ъ", оборот "Астор" по итогам 2009 года составил 1,8-2 млрд руб., EBITDA — 200 млн руб. Андрей Стрелец подтвердил оборот сети. В случае продажи сети "Астор" вырученные средства могут быть направлены на девелоперские проекты, добавил он, не став раскрывать подробности нового проекта.

Золотой подряд

Москва вновь стоит на пороге строительного бума

Посткризисное оживление рынка недвижимости, заявившее о себе в прошлом году ростом покупательской активности, наконец коснулось и основных игроков строительного сектора. Как выяснила РБК daily, аномально жаркое лето 2010 года сумело разморозить столичные стройки. Ведущие подрядчики к осени увеличили объемы строительства жилья в полтора раза. Этот скачок эксперты объясняют долгожданной стабилизацией рынка и сокращением количества его игроков.

Подконтрольная Олегу Дерипаске компания «Главмосстрой», специализирующаяся на жилищно-гражданском строительстве и входящая в холдинг «Главстрой», за семь месяцев 2010 года увеличила объемы строительства в полтора раза. Так, число построенных объектов выросло с 98,3 тыс. кв. м в январе—июле 2009 года до 146,3 тыс. кв. м на тот же период этого года, сообщила РБК daily пресс-секретарь «Главмосстроя» Светлана Андреева.

Выручка компании составила 8,8 млрд руб., что на 46% выше аналогичного показателя 2009 года. Экономический рост в «Главмосстрое» объясняют расширением портфеля заказов компании, который в 2010 году достиг 959,7 тыс. кв. м недвижимости. Из них более 400 тыс. кв. м составили инвестпроекты «Глав­строя», а 500 тыс. кв. м — госзаказ.

Дорога требует жертв

Борьба с пробками невозможна без ущемления прав автомобилистов и землепользователей

Москве вряд ли удастся решить транспортную проблему города без жестких административных мер в отношении автовладельцев. По крайней мере и городские проектировщики транспортной инфраструктуры, и независимые эксперты в области дорожного строительства настаивают на применении «нетранспортных методов для решения  транспортных проблем». Судя по словам представителей НИиПИ генплана Москвы и института «Мосинжпроект», выступавших вчера в рамках «круглого стола» на тему «Логистика дорог в Москве», рассчитывать  на бурное развитие современной транспортной инфраструктуры в столице не приходится из-за нехватки материальных и земельных ресурсов, пишет "Время новостей".

Обслуживающие стройкомплекс столицы архитекторы и инженеры пока могут лишь компенсировать острую нехватку дорог «расселением жителей и размещением жилья так, чтобы минимизировать расстояние от дома до работы», утверждает директор НИиПИ генплана Сергей Ткаченко. «Транспортный каркас, на котором держится город, -- важная составляющая, но жилые кварталы и общественные центры сильно влияют на систему кровоснабжения города», -- заявил г-н Ткаченко, дав понять, что приоритетом властей по-прежнему остается жилищное и офисное строительство. В свою очередь главный инженер НИиПИ генплана Михаил Крестмейн заявил, что «транспортная проблема Москвы заключается не в том, какие дороги, а где будет разрешено строительство офисных центров и где это строительство будет запрещено». По данным НИиПИ генплана, на автомобилях в Москве ездит не более 20% населения. Поэтому, по словам г-на Крестмейна, дорога для автомобилистов в работе современных градостроителей вообще «не самоцель».

Заместитель руководителя института «Мосинжпроект» Генрих Абрамсон заявил, что раздвинуть Москву с ее радиально-кольцевой структурой просто невозможно. При этом, по его словам, столичная дорожная инфраструктура сегодня составляет лишь пятую часть от той сети, которая необходима для нормального функционирования транспортной системы такого мегаполиса. Проектировщик признает, что дорог не хватает, а те, что построены относительно недавно, крайне неудобны. «Нас часто упрекают, что Третье транспортное кольцо плохо спроектировано и с него съезжать неудобно», -- рассказал г-н Абрамсон, пытаясь оправдаться ссылками на то, что прилегающая к транспортным артериям города земля занята торговыми центрами и проектировщикам приходится «втискиваться в узкие рамки».

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова