Обзор ежедневных газет

31 августа 2010
"Медведи" с человеческим лицом

Что даст "Единой России" смена позиции по Химкинскому лесу

16 сентября Общественная палата проведет слушания по ситуации с вырубкой Химкинского леса под строительство автотрассы Москва--Петербург. В конце минувшей недели «Единая Россия» неожиданно обратилась к главе государства Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить строительство. Президент тут же удовлетворил эту просьбу и поручил провести дополнительные общественные слушания с участием экспертов. До этого единороссы публично отстаивали проект и обличали оппозицию, вставшую на защиту Химкинского леса. Тем более что решение  о прокладке трассы принимал лидер партии, премьер-министр России Владимир Путин. Газета «Время новостей» поинтересовалась мнением политологов о том, почему, на их взгляд, «Единая Россия» выступила с таким обращением и какие политические дивиденды это ей может принести. Эксперты в оценках разошлись.

Независимый политолог Дмитрий Орешкин считает, что партия поступила подобным образом «от страха». «Надвигаются выборы, а социологические службы показывают снижение рейтинга. После событий, связанных с пожарами и малоинтересными действиями той же самой «Единой России» и руководства страны, рейтинг явно не прибавился, -- отмечает эксперт. -- А тут еще и Химкинский лес. При этом понятно, что дело не в самом лесе, а в том, что вокруг него объединяются люди, которых раздражает нынешняя властная ситуация. Значит, надо что-то предпринимать, а что -- они не знают».

По мнению политолога, в этой ситуации проявляется искусственный характер властной вертикали. «Нам говорили, что должен быть у страны один начальник, сильный лидер, который консолидирует власть, которого поддерживает сильная партия. А сейчас мы видим, что эта самая партия вместо того, чтобы обратиться к своему лидеру, почему-то обращается к президенту. При том, что на хозяйстве сидит премьер и это его сфера ответственности. И всем хорошо известно, что именно он подписал вариант строительства трассы через Химкинский лес, -- отмечает г-н Орешкин. -- Не знаю, зачем «Единой России» это нужно было, но видно, что она разрывается между двумя лидерами. Или пытается втянуть Медведева в несвойственную ему разборку, то есть сама не может разобраться. Или делает вид, что перебрасывает свой взор, ищущий защиты и помощи, с национального лидера к Дмитрию Анатольевичу. В любом случае я вижу обостряющийся конфликт во властной верхушке в перспективе выборов 2011--2012 годов».

Уволить за бездействие

Московские власти недовольны тем, как ОАО «Сити» управляет строительством делового центра «Москва-сити», и грозят разорвать контракт с компанией. Президент «Сити» Алексей Бирюков уже ушел в отставку

В связи с «крайне неудовлетворительным уровнем выполнения ОАО “Сити” функций технического заказчика […] по всем городским объектам инженерной инфраструктуры ММДЦ “Москва-сити” сорваны […] сроки проектирования и строительства», сообщил замруководителя Мосгорзаказа Дмитрий Андрюшин председателю совета директоров «Сити» Олегу Гранкину в письме от 17 августа (копия есть у «Ведомостей»). Чиновник мэрии рассказывает, что опоздания достигают нескольких лет. Город, говорится в письме, подготовил исковые заявления о выплате в бюджет неустоек и о расторжении с ОАО «Сити» договора на выполнение функций технического заказчика, а также предложения по прекращению генерального договора на управление проектом «Москва-сити».

«Москва-сити» — крупнейший строительный проект московских властей, в который вкладывают деньги Лев Леваев, Елена Батурина, ВТБ, Альфа-банк и др. До конца 2010 г. «Москва-сити» планировалось сдать в эксплуатацию на 45%. Уже работают «Башня-2000», «Башня на набережной» (построила ENKA), «Северная башня» («Н-транс»), башня «Запад» комплекса «Федерация» (Mirax Group), частично — «Город столиц» (Capital Group). До конца года будут сданы Imperia Tower (MosCityGroup) и торговый комплекс Mall of Russia (AFI Development).

«Сити» выступает техническим заказчиком строительства дорог, энергосетей и коммуникаций, ведущихся за счет бюджета города (организует и контролирует выполнение работ вплоть до передачи объекта в эксплуатацию). Компания получает 2,5% стоимости работ.

Кто в лес, кто по права

В Химкинском лесу стало тихо, но дискуссии не умолкли

Эксперты экологических организаций вчера оценили ущерб от вырубки в Химкинском лесу. По их словам, пока природной катастрофы удалось избежать: вырубленную просеку можно восстановить за пять лет. При этом экологи пожаловалась на администрацию Химок, которая якобы принуждает горожан ставить подписи за продолжение строительства. В итоге коалиция "зеленых" направила главе государства открытое письмо с просьбой сделать президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека независимым посредником по вопросу строительства трассы Москва—Санкт-Петербург.

Осмотрев несколько участков просеки, экологи решили, что с помощью специалистов лес может восстановиться в течение пяти лет. Для этого необходимо прежде всего расчистить территорию от спиленных деревьев и веток. "Пострадала территория длиной 7,5 км и шириной около 30 м, причем в районе Шереметьево ширина просеки достигает 150 м,— рассказала "Ъ" специалист лесного отдела "Гринпис России" Илона Журавлева.— Приблизительная площадь вырубки составляет 27,7 га. Но существенного урона не нанесено, поскольку напочвенный покров не поврежден". "Восстановление леса — закупка и высадка саженцев — потребует 6-10 тыс. руб. на гектар (таким образом, общая сумма затрат составит около 280 тыс. руб.— "Ъ"), но это копейки по сравнению с общей ценой вопроса",— отметил руководитель лесной программы "Гринпис России" Алексей Ярошенко.

"Мы получили письмо от ФГУ "Дороги России" о том, что работы останавливаются на неопределенный срок,— заявил "Коммерсанту" глава компании "Теплотехника" Александр Семченко.— Думаю, что это продлится как минимум месяц". По его словам, сейчас с просеки нельзя вывозить бревна — "они являются государственной собственностью и будут реализованы по отдельному тендеру". Также господин Семченко отметил, что если французская строительная компания Vinci, для которой он расчищал лес, предъявит неустойку за срыв начала работ, то платить ее придется государству. Примерную цифру неустойки он назвать отказался, заявив, что "тут многое решается путем переговоров". В Росавтодоре "Ъ" отказались отвечать на вопрос о возможных потерях государства, а в московском отделении Vinci никто не брал трубку.

Между тем экологи рассказали о новых фактах давления администрации Химок на жителей города, которых заставляют подписаться за трассу через лес ("Ъ" сообщал об этом 28 августа). "Горожанам показывают какие-то ложные карты, говорят, что я хочу провести дорогу через их дома!" — возмущена лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова