Обзор ежедневных газет

31 мая 2010
Ресин не ждет роста

Глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин уверен, что цены на жилье в Москве расти в этом году не будут. Рынок стабилизируется, соглашаются эксперты

В 2010 г. цены на квартиры в Москве расти не будут, так как на рынок выйдет значительный объем коммерческого жилья, заявил Ресин в конце прошлой недели. По его словам, ситуация на рынке недвижимости оставляет желать лучшего, но, несмотря на это, в текущем году в Москве будет построено 3 млн кв. м жилья, из которых 738 000 кв. м — по городскому заказу. В прошлом году в столице было построено почти на 17% меньше жилья — 2,7 млн кв. м, из них около 800 000 кв. м — социального, пишут "Ведомости".

Сокращение объемов строительства происходит в основном за счет социального жилья: раньше при общем объеме ввода 5 млн кв. м на горзаказ приходилось более 2 млн кв. м жилья, указывает руководитель аналитического портала IRN.ru Олег Репченко. По его словам, объемы коммерческого строительства упали не так сильно, как пугают строители, и строить по-прежнему выгодно: цены упали не только «на квадратный метр», но и на землю, стройматериалы, подрядные работы. У председателя совета директоров корпорации «Инком» Константина Попова другое мнение: «По сравнению с 2009 г. объемы строительства растут, но если сравнивать с докризисным периодом, то сегодняшние цены и обороты можно называть кризисными».

По данным компании «Миэль», в апреле 2010 г. на первичном рынке жилья Москвы объем новых предложений вырос на 3,9% до 290 адресов. При этом в структуре предложения сократилась доля новостроек экономкласса с 9,6 до 4,5%. Большая популярность квартир в новостройках экономкласса способствует вымыванию таких предложений и существенному повышению цен по сегменту, указывает Владислав Луцков, гендиректор аналитического консалтингового центра «Миэля». «Если в 2009 г. мы продавали в среднем 3,4 квартиры в день, то в I квартале 2010 г. — уже 14,8 квартиры в день, достигнув докризисных показателей. И это при том, что цены на отдельных проектах были повышены еще в феврале», — рассказывает представитель группы ПИК Дмитрий Ивлиев.

Ипотека восстанавливается

Без крыши над головой останутся только злостные неплательщики

Больше половины — 65% проблемных ипотечных заемщиков справились с финансовыми сложностями, смогли восстановить платеже­способность и готовы расплачиваться по кредитам без всяких льготных условий, говорят в Агентстве по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (АРИЖК). Часть из тех, кто все же не оправился от кризиса, сможет воспользоваться повторной реструктуризацией. А расстаться с собственным жильем придется только тем заемщикам, которые по очевидным признакам не желает расплачиваться по кредиту: им будет предложено арендовать свою бывшую квартиру или искать другое место жительства, пишет РБК daily.

По словам гендиректора АРИЖК Андрея Языкова, агентство постарается сделать все возможное, чтобы избежать на рынке таких неприятных процессов, как выселение заемщиков, и сложно­стей, которые возникают у банков при реализации заложенной недвижимости. А такие неприятности вполне могут возникнуть, поскольку, по словам первого заместителя гендиректора АРИЖК Евгения Чепенко, тех, кто смог восстановить платеже­способность, пока на 30% меньше, чем в период взятия кредита.

«Поэтому выходить из стимулирующих антикризисных пакетов пока рано», — признал Андрей Языков. И, по его словам, если за год человек не смог по объективным причинам восстановить свою платежеспособность, АРИЖК предложит ему повторную реструктуризацию. Правда, г-н Языков уточнил, что такая поддержка будет оказываться прежде всего социально незащищенным заемщикам, например семьям с несовершеннолетними детьми, молодым семьям, а также жителям моногородов. Помогая этим категориям граждан, АРИЖК будет просто выкупать у банков проблемные кредиты и самостоятельно решать дальнейшую судьбу заемщика, удлиняя срок реструктуризации и изменяя процентную ставку по кредиту, вплоть до ставки рефинансирования Банка России.

«Мы также сможем помочь и тем заемщикам, которые не успели воспользоваться программами помощи и у кого банк по суду взыскивает долг», — добавил г-н Языков. По его словам, таких кредитов порядка 20 тыс. В этом случае АРИЖК будет выкупать долг у банков, полностью закрывая долг заемщика. В дальнейшем это жилье пойдет на формирование маневренных фондов (подробнее см. РБК daily от 21.05.10). «Для нас главное, чтобы человек не оказался на улице с долгом банку», — подчеркнул Андрей Языков, отметив, что агентство уже оказало помощь примерно 7 тыс. заемщиков на сумму почти 10 млрд руб.

Фуд-корт городского значения

Туристические кластеры ускорят развитие Петербурга

Фуд-корт крупного торгового центра — пример классиче­ского кластера. Разные предприятия ресторанного сегмента консолидируют усилия и совместно создают зону высокого притяжения посетителей. От этого выигрывает не только каждая точка общественного питания, но и размещенные рядом магазины и торговый центр в целом. Использование кластерного принципа при развитии города стимулирует рост в самых разных отраслях — от энергетики до туризма, пишет РБК daily.

Кластеры — это образования, состоящие из предприятий, специализирующихся в определенном секторе экономики и объединенные по географическому признаку. Эта концепция применяется и на микроэкономическом уровне. Концентрация конкурентов, их поставщиков и покупателей делает эффективным проект торговой зоны, ресторанной улицы или музейного квартала.

Сохо, Монмартр, Рамбла — примеры успешного развития по кластерной модели. Лондонский Сохо — фешенебельный район высококлассных ресторанов, бутиков, а также центр медийного бизнеса. Париж­ский Монмартр — территория музеев, арт-галлерей, кафе и ресторанов, популярных среди творческой элиты. Барселон­ская Рамбла привлекает тысячи туристов нестандартными магазинами, ресторанами и одним из крупнейших в Европе продуктовых рынков. Эти кластеры сложились исторически, но затем города сознательно дополняли и развивали их. С другой стороны, американ­ский Лас-Вегас — искусственно созданный туристический кластер, ставший главным рычагом развития территории.

Санкт-Петербург привлекает туристов отдельными объектами и архитектурными ансамблями. Кластерных зон, способных обеспечить разнообразный досуг значительному числу гостей, здесь пока нет, что не позволяет увеличить число повторных посещений Петербурга туристами. В то же время город приступает к реконструкции территорией, оптимальных для создания туристических кластеров — Новой Голландии, Апраксина Двора, Сенной площади и других. Однако кластеры не будут сформированы, если эта функция не запланирована и не оформлена в специальные проекты.

Группой МКД в рамках анализа туристической среды в Санкт-Петербурге и перспектив ее развития был определен список возможных форм реализации кластерных зон туристических аттракций. В частности, рассматривалось создание зоны, ориентированной на сектор общественного питания в среднеценовом сегменте, с набором площадей под создание магазинов и офисов. В отличие от приведенного выше примера фуд-корта в торговом комплексе, ориентированного на бюджетный сегмент общественного питания, речь идет о зоне с набором ресторанов, баров и кафетериев в среднеценовом сегменте, предоставляющих достойный уровень сервиса и разнообразное меню. В качестве дополнения к сектору общественного питания следует использовать часть площадей под создание магазинов и офисов.

Привлекателен и вариант создания кластерной зоны, ориентированной на арт-сегмент. Это направление отвечает имиджу Санкт-Петербурга как культурной столицы. В данном случае кластер наполнят художественные галереи, театральные студии, шоу-рум, мастер­ские и тематические магазины. Дополнительными факторами аттракции смогут служить площади, отданные под офисы арт-школам и компаниям, задействованным в медийном секторе. Предприятия общественного питания логично дополнят эту зону. Кроме того, такой кластер может служить событийным центром, ориентированным на международную аудиторию.

Возвращение в дорожный фонд

Транспортный налог отменят, а акцизы на бензин повысят уже в следующем году


Транспортный налог отменят уже в следующем году. Зато акцизы на бензин повысятся. Такие решения были приняты правительством, отметил вице-премьер Сергей Иванов на заседании Правительственной комиссии по транспорту и связи, пишет "Российская газета".

Кроме того, начнут взымать плату за проезд большегрузов свыше 12 тонн. За счет нее и повышенных акцизов будет пополняться Федеральный дорожный фонд. Деньги из него будут направляться на ремонт, содержание и строительство федеральных автодорог, уточнил Иванов.

По его мнению, новая система сбора средств на дороги будет объективней, чем взымание транспортного налога. Сейчас тем, кто редко ездит на машине, приходится платить налог наравне с заядлыми автолюбителями и профессионалами. А со следующего года расходы на содержание автомобиля будут определяться, в первую очередь, количеством потребляемого топлива. Те, кто пользуется своим железным конем один раз в неделю, будут платить меньше, отметил Иванов.

Но, по прогнозам экспертов аналитического агентства "Автостат", чтобы компенсировать выпадающие при отмене транспортного налога доходы бюджета, стоимость бензина надо поднять на 10 процентов. По подсчетам редакции, его цена окажется на уровне около 30 рублей за литр А-92.

Принципиально важным вице-премьер считает решение о закреплении минимального объема наполнения фонда на уровне не ниже ассигнований, которые выделены на содержание и строительство автодорог в 2010 году из федеральной казны. Это даст возможность не уменьшать расходы на дорожное хозяйство "ни в коем случае, ни при каких сценариях экономического развития", подчеркнул вице-премьер. Ранее "РГ" уже сообщала, что на текущее содержание дорог федерального значения в 2010 году планируется выделить 17 миллиардов рублей, а на строительство 274 миллиарда рублей. По расчетам минтранса, федеральная часть дорожного фонда может пополняться и за счет акцизов на импортные бензин, дизельное топливо и моторные масла плюс акцизы на автомобили и мотоциклы, НДС от реализации транспортных средств и нефтепродуктов, производимых на территории России и импортных. Это позволит за год аккумулировать в фонде до 475 миллиардов рублей. Этих денег должно хватить на содержание и ремонт автодорог, считают в ведомстве.

Дело осталось за малым: за полгода подготовить и внести изменения в кодексы, законы и нормативы. А также прояснить некоторые социальные вопросы. Например, на данный момент пенсионеры освобождены от уплаты транспортного налога. А будут у них льготы при покупке бензина при новой системе?

Минфин в целом поддерживает идею о переходе от транспортного налога к топливным акцизам. Ведомству поручено правительством просчитать финансовые перспективы отмены транспортного налога и компенсации его повышением ставок акцизов на горюче-смазочные материалы. На проработку данного вопроса минфину дан месяц.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова