Обзор ежедневных газет

11 января 2010

Коммерческая недвижимость в 2010 г. подорожает на 10-15%

2010 год будет годом арендатора и покупателя, девелоперам придется драться за клиента, а многие объекты по-прежнему будут пустовать. Цены едва ли вырастут больше чем на 10-15%. Таковы прогнозы аналитиков рынка недвижимости, опрошенных «Ведомостями».

Офисная недвижимость: в бой идут особняки

В 2010 г. арендаторы и покупатели будут, как и в 2009 г., диктовать свои условия. «Главный тренд — повышение профессионализма игроков рынка недвижимости, роста качества услуг, борьба за арендатора», считает Денис Евсеев, управляющий партнер компании Kingsland. Эта борьба подвигнет арендодателей на улучшение дизайн-проектов, качества и профессионализма управляющих компаний, а также общего комфорта зданий, полагает эксперт.

Арендные ставки на офисы достигли пика в начале 2008 г., а в разгар кризиса рухнули на 50% — до $ 623 за кв.м площадей класса А в год и до $ 423 за кв. метр площадей класса В, отмечается в отчете Credit Suisse. В 2009 г. спрос на офисные помещения существенно сократился и перераспределился, объем вакантного предложения продолжает расти, ставки снизились в среднем на 35-40%, рассказывает Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood. «Тем не менее, однозначно сказать, что офисы сегодня никому не нужны, нельзя. Сегодня мы наблюдаем рост деловой активности и спроса на офисную недвижимость, вызванный существенным снижением ценовых показателей предложения и приближения их к ожиданиям арендаторов и покупателей», — отмечает Ковалев.

В 2010 г. докризисному уровню расценки не вернутся, рост ставок будет умеренным, не более 10-15% в год, сходятся во мнении опрошенные «эксперты Ведомостями». Сильнее всего поднимутся ставки аренды офисов класса А — с нынешних $ 600-620 за кв. м до $700 за кв. м.

Х5 вдохнула парфюм

Ритейлер создает СП с Perfumes Planet Switzerland

Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") создает совместное предприятие (СП) со швейцарской парфюмерной сетью Perfumes Planet Switzerland (PPS). В магазинах Х5 будут размещаться специализированные торговые зоны площадью 15-30 кв. м по продаже парфюмерии и косметики PPS. В совместном предприятии X5 получает 20%, но уже через три года ритейлер сможет довести свою долю до 100%, пишет "Коммерсантъ".

Концепция СП предусматривает развитие магазинов Perfumes Planet площадью 15-30 кв. м в закассовой зоне принадлежащих X5 Retail Group магазинов, говорится в совместном сообщении X5 и PPS. X5 предоставит площади в магазинах на условиях аренды или субаренды. Доля PPS в предприятии составит 80%, X5 — 20%, но последняя может увеличить свой пакет до 100% через три года согласно опционному соглашению. "В случае если услуга окажется востребованной и за три года будет открыто значительное количество торговых точек, мы рассмотрим целесообразность выкупа бизнеса либо получим свою долю при его продаже третьим лицам",— приводятся в сообщении слова гендиректора X5 Retail Group Льва Хасиса. Параметры опционного соглашения в Х5 не комментируют. Мобильный телефон представителя Perfumes Planet Александры Вантье вчера был выключен. На начальном этапе развитие Perfumes Planet будет осуществляться "преимущественно в Москве и Московской области", приоритетными регионами также названы Санкт-Петербург и Нижний Новгород. По данным сайта PPS, сейчас сеть представлена только в Швейцарии и объединяет десять магазинов по продаже косметики класса люкс, но к 2011 году планируется открыть еще 60 магазинов в стране. Владельцев сети и финансовые показатели Perfumes Planet не раскрывает. Российским представительством сети руководит Гийом Вантье, отвечавший за региональное развитие крупнейшего в России продавца люксовых товаров холдинга Mercury, возглавлявший парфюмерно-косметическую сеть "Л`Этуаль", российские магазины швейцарской сети L`Escale и сеть Marionnaud в Австрии.

Хрущевские партнеры

Совладельцы «Русского моря», банка «Санкт-Петербург» и «Евраза» займутся реновацией кварталов хрущевок на площади почти 900 га в Петербурге


Аукцион по продаже права реновации 22 кварталов в разных районах города, застроенных хрущевками (всего четыре лота), состоялся 30 декабря. Победителем по всем четырем лотам стало ООО «СПб реновация», принадлежащее совладельцу рыбоперерабатывающей компании «Русское море» и акционеру банка «Санкт-Петербург» Максиму Воробьеву, совладельцу «Евраза» Александру Абрамову и экс-гендиректору «Главстроя» Артуру Маркаряну, пишут "Ведомости".

Общая цена лотов на торгах выросла с 387 млн до 392 млн руб., в торгах кроме ООО «СПб реновация» участвовали еще три компании, сообщил представитель Фонда имущества, который является организатором торгов.

На месте хрущевок инвесторы хотят построить 7,2 млн кв. м современного жилья, из которых около 35% будет отдано под расселение. Общие инвестиции в проект составят десятки миллиардов долларов, сообщил Маркарян после торгов. По словам Маркаряна и Воробьева, они владеют контрольной долей в компании, а Абрамов является миноритарием. Абрамов будет финансовым инвестором проекта, а Маркарян возглавит его, добавляет Воробьев. Среди учредителей компании есть и другие физлица, говорится в пресс-релизе «СПб реновации».




    

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова