Обзор ежедневных газет

03 декабря 2009
Москва пустит землю с молотка

Столичные власти приводят городские правила пользования землей в соответствие с федеральными законами. Строителей ждут и приятные сюрпризы: например, за аренду они смогут платить не единовременно, а пока идет строительство


Департамент земельных ресурсов Москвы внес на согласование в столичное правительство проект постановления «О предоставлении без предварительного согласования места размещения объектов и использования земельных участков для строительства, реконструкции в Москве», рассказали «Ведомостям» два чиновника. Копия документа есть у редакции.

Документ позволит полностью перейти на земельные торги и аукционы в соответствии с федеральным законодательством, говорит чиновник, участвовавший в разработке закона. Сейчас земельные участки предоставляются в основном без торгов, рассказывает партнер Goltsblat BLP Виталий Можаровский. Теперь в одном документе будут указаны нормативные сроки предоставления участков для строительства (например, многофункциональные объекты должны быть построены в срок до пяти лет, а многоэтажные жилые дома — до трех, включая подготовку разрешительной документации), возможность их продления без штрафных санкций, конкретные размеры неустоек и условия расторжения договоров аренды, говорит чиновник.

Кроме того, документ предусматривает, что торги на право аренды участков для строительства будут проводиться на размер годовой арендной платы за землю в период строительства. Для застройщиков это означает замену однократной платы за право аренды на ее уплату в течение строительства. Платежи будут взиматься поквартально, рассказывает чиновник мэрии. Для привлечения инвестиций в строительство многоквартирных жилых домов размер арендной платы в первый год аренды составит 5% кадастровой стоимости земельного участка.

«Интеко» построил постамент для «Рабочего и колхозницы» за $100 млн

Официальное открытие скульптуры «Рабочий и колхозница», которая возвращается на ВВЦ после 7 лет реконструкции, назначено на 4 декабря. Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции «Рабочий и колхозница» обошлись столичному бюджету в 1 млрд руб., сообщил «Интерфаксу» высокопоставленный источник в правительстве Москвы. «В этих расходах не учитываются работы по внутренней отделке постамента, на котором стоит скульптура, где в будущем будет размещен музей и другие культурные объекты», — отметил собеседник агентства.

Постаментом занималась одна из компаний, входящих в «Интеко» Елены Батуриной. 17 февраля 2009 г. департамент городского заказа правительства Москвы заключил контракт с ООО «Строительная компания Стратегия» на выполнение «ремонтно-восстановительных и научно-реставрационных работ по скульптурной композиции авторов В.Мухиной и Б.Иофана “Рабочий и колхозница” и воссозданию в режиме реставрации павильона-постамента под скульптурную композицию». Об этом говорится на сайте закупок московского правительства http://tender.mos.ru. Стоимость работ по контракту составит 2,9 млрд руб. Представитель «Интеко» подтвердил, что «Стратегия» входит в группу Елены Батуриной, пишут "Ведомости".

Интересно, что, когда в конце 2008 г. департамент объявил аукцион на выбор подрядчика на проведение этих работ, первоначальная стоимость составила 2,3 млрд руб., а затем сумма была увеличена до 2,9 млрд руб.. Сам аукцион проводился 6 февраля, однако он был признан несостоявшимся, так как на него была подана лишь одна заявка — от «Стратегии».

Регионам размечают дорожное полотно

Президент предлагает тратить автоналоги только по прямому назначению


Президент Дмитрий Медведев на совещании с правительством поручил правительству рассмотреть возможность целевого расходования "дорожных" налогов и сборов в региональных дорожных фондах. Минфин, в свою очередь, также начал подготовку к реформам в области финансирования дорожного строительства. Пока целью Белого дома является большая прозрачность этого крайне коррупционноемкого сектора — на самостоятельное финансирование дорожного строительства автоналога, бензиновых и автомобильных акцизов явно не хватит.

Вчера на совещании с членами правительства по экономическим вопросам, посвященном итогам реализации антикризисных мер и "посткризисному развитию", Дмитрий Медведев неожиданно поручил правительству рассмотреть вопрос о "восстановлении Дорожного фонда". В последний раз президент упоминал эту идею на заседании президиума Госсовета в Ульяновске. По данным "Коммерсанта", проводником этой идеи были губернаторы ряда регионов, ее поддерживала госкомпания "Росавтодор" (напомним, глава компании Сергей Тарасов погиб 27 ноября при крушении "Невского экспресса" в Тверской области) и отчасти — Минрегион и Федеральное дорожное агентство (ФДА, глава — Анатолий Чабунин). Федеральный дорожный фонд существовал в РФ до 2001 года и наполнялся оборотным налогом на пользователей автодорог и был ликвидирован вместе с ним.

После окончания заседания, проходившего в закрытом режиме, помощник президента Аркадий Дворкович пояснил: о восстановлении Федерального дорожного фонда и тем более оборотных налогов речи нет, предлагается обсудить возможность закрепления постоянных доходов за региональными расходами на строительство, реконструкцию и поддержание автодорог. В настоящее время дорожное строительство в РФ финансируется и федеральным, и региональным бюджетами, "целевые" налоги — акцизы на топливо и автомобили, а также транспортный налог — идут в доходные части бюджетов, федеральный бюджет осуществляет трансферты в региональные на строительство дорог. Система при этом крайне непрозрачна и конфликтна: так, лишь смена методики расчета трансфертов Минфином вызвала с весны 2009 года скандал министерства с мэром Москвы Юрием Лужковым, хотя потери Москвы были невелики.

Господин Дворкович пояснил, что закрепить через механизм дорожных фондов в региональных бюджетах определенные источники налоговых доходов для дорожной отрасли предложили президенту губернаторы: "регионы каждый год сами определяют приоритеты расходов, все губернаторы говорят, что иначе давление других нужд, срочность других расходов превалирует над дорожным строительством". Но, по его оценке, раньше 2011 года такие фонды в региональных бюджетах вряд ли будут созданы.

Заработал на X5

Лев Хасис продал акции на 10 млн долларов


Сразу после публикации результатов X5 Retail Group за девять месяцев 2009 года главный исполнительный директор компании Лев Хасис продал треть принадлежащего ему пакета акций. Если в 2007 году в рамках опционной программы он приобрел ценные бумаги по 15,96 долл. за GDR (4 GDR = 1 акция), то сейчас смог реализовать их почти вдвое дороже — по 29 долл. и заработать к Новому году почти 10,6 млн долл. Однако аналитики считают, что г-н Хасис немного поторопился: уже вчера стоимость GDR превысила 30 долл., а в потенциале они могут подорожать до 40 долл., пишет РБК daily.

Согласно сообщению Х5 на Лондонской фондовой бирже, г-н Хасис в понедельник реализовал бумаги из первого транша опционной программы 2007 года. Он продал 810 тыс. GDR по 29 долл. за бумагу, получив 10,56 млн долл. Из документов следует, что топ-менеджер реализовал треть от имевшегося у него пакета в размере чуть менее 1% акций компании. В течение 2007—2008 годов г‑н Хасис получил опционы на 2,48 млн GDR. Всего в ходе опционной программы сотрудники X5 до ноября 2010 года могут выкупить более 10,8 млн расписок компании. Г-н Хасис от комментариев вчера отказался.

Цена продажи GDR соответ­ствует их максимальной стоимости в понедельник на Лондонской фондовой бирже. В этот день компания отчиталась за три квартала 2009 года, а также сообщила о договоренности со Сбербанком о выделении кредитной линии объемом 1,1 млрд долл. (в рублевом эквиваленте). Рынок позитивно воспринял эти новости: GDR компании стабильно дорожают на протяжении всей недели. Вчера торги бумагами X5 открылись с отметки 31 долл. за расписку и достигли 31,05 долл., что является абсолютным максимумом за последние 16 месяцев. К моменту сдачи номера котировки компании опустились до 30,6 долл. за расписку.

Генплан Москвы пробежал первое чтение

Мосгордума торопится принять скандальный документ


Процедура утверждения генплана развития Москвы до 2025 года вошла в завершающую стадию: депутаты Мосгордумы вчера приняли в первом чтении этот скандальный документ. Представители оппозиции пытались указать его авторам, что в генплане не учтены элементарные вещи, например нет анализа градостроительных ошибок. Однако чиновники мэрии заявили в ответ, что учли мнение москвичей, сократив, например, по их требованию на 2 млн кв. м объем строительства в ЦАО. Эксперты уверены, что с принятием генплана строить в Москве будут так же хаотично, как и сейчас.

Вчера депутаты Мосгордумы обсуждали один из самых скандальных за последнее время документов столичной мэрии. Генплан развития Москвы до 2025 года летом этого года прошел публичные слушания в столичных управах. Гражданам представили понятные только профессионалам чертежи и карты, однако в некоторых управах жители разобрались в них и даже уличили чиновников в том, что документы не соответствуют действительности. Одной из самых популярных стала жалоба граждан на строительство домов прямо в их дворах, тогда как генплан это прямо запрещает. После этого мэр Юрий Лужков поругал авторов из Москомархитектуры за отсутствие наглядности в документах и поручил еще раз объяснить суть документа москвичам. Повторных слушаний в управах, впрочем, так и не состоялось, а в конце ноября господин Лужков одобрил генплан. По мнению экспертов, строительство в Москве по направленному мэром в Мосгордуму генплану, несмотря на то что он отличается от первоначального варианта, будет разворачиваться не менее хаотично, чем сейчас. В частности, историческому центру, например половине территорий Китай-города, части Покровки и Мясницкой улицы, грозит снос. Но хуже всего, по мнению экспертов, дела обстоят в транспортной отрасли. В частности, дорожно-транспортная сеть Москвы занимает втрое меньше городских территорий, чем в канадских и американских мегаполисах ("Ъ" сообщал об этом 26 ноября).

Генплан развития Москвы предусматривает, что к 2025 году будет снесено 5 млн кв. м панельных и блочных девятиэтажек и 12-этажных домов, построено свыше 200 млн кв. м жилья, около 100 небоскребов (высотой более 75 м), 2,6 млн кв. м парковок и гаражей, а также будет удвоена протяженность линий метрополитена. Москву планируется поделить на две зоны — "стабилизации", где возможен только капремонт зданий, и "развития", где разрешены снос домов и новое строительство.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова