Обзор ежедневных газет

28 октября 2009
В Москве дораспродают готовые новостройки

По словам опрошенных «Ведомостями» риэлторов и застройщиков, октябрь по продажам оказался не хуже сентября


Лидирует Марфино, где девелопер «Ведис групп» уже поднял минимальную цену 1 кв. м до 80 000 руб. (в январе было 70 000 руб.). Только «НДВ-недвижимость», по данным ее гендиректора Александра Хрусталева, за полмесяца реализовала в Марфине примерно 300 квартир. Девелопер даже нанял еще одно — третье по счету — риэлторское агентство для продаж объекта.

Но общей ситуации на первичном рынке Марфино не отражает. Его успех, по словам Ланы Волохиной, директора департамента новостроек «Инком-недвижимость», обусловлен несколькими факторами: в этом районе давно ничего не строилось, а район хороший, это массовая застройка, ведется под патронажем правительства Москвы, обеспечена мощной рекламной кампанией.

«Сейчас на первом месте у покупателей новостроек цена и срок въезда в новую квартиру. Это оставило первичный рынок практически без клиентов», — говорит Олег Самойлов, гендиректор компании «Релайт-недвижимость». «Клиенты ходят кругами по рынку, уровень недоверия крайне высок», — рассказывает Юлия Гераськина, директор по продажам «Миэль-новостройки».

Основные покупатели в Марфине — мелкие инвесторы, — утверждает Владимир Воронин, президент ФСК «Лидер». Однако новостройки эконом-класса — малоликвидный товар, предупреждает Ольга Косенкова, директор управления маркетинга Panorama Estate: «Цена 1 кв. м в эконом-классе может упасть до $2000».

Правда, когда это случится и случится ли вообще, никто не знает: если квартиры берут сейчас по ценам, которые в несколько раз превышают этот уровень, то зачем продавцам идти на депминг? «Поведение людей определяет поведение рынка: если они считают нынешние цены комфортными, значит, они и есть справедливые — убеждают клиентов продавцы», — отмечает маркетолог. Активность проявляют не только покупатели дешевого (по московским меркам) эконом-класса, но и вип-клиенты риэлторов. «В октябре в жилом комплексе “Четыре солнца” (цена 1 кв. м от $8000 до $ 17 000) за 10 дней продано 17 квартир, как в старые добрые времена», — радуется Ирина Могилатова, гендиректор Tweed.

Московские перетяжки настигла плата

Арендные отчисления для них удвоятся

Владельцы столичных рекламных перетяжек с удивлением обнаружили, что теперь их арендные платежи городу вырастают примерно вдвое. Если раньше они платили только за те дни, когда перетяжка висела на улице (в год коммерческая загрузка в среднем не превышает 50%), то подписанное в середине октября Юрием Лужковым постановление обязывает таких операторов оплачивать весь период аренды. В правительстве Москвы объясняют, что такие условия действуют для владельцев всех других рекламных конструкций, пишет "Коммерсантъ".

Новый порядок арендных выплат для владельцев транспарантов-перетяжек следует из постановления правительства Москвы от 13 октября этого года N 1085-ПП "О внесении изменений в постановление правительства от 21 ноября 2006 года N 908-ПП". Тем постановлением столичные власти утвердили правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы, теперь в него внесены очередные уточнения. Так, ранее плата за перетяжки производилась только за те дни, когда на ней размещалась реклама и, соответственно, сама перетяжка висела на улице. Владельцы всех других конструкций платят городу аренду за все дни месяца, даже если реклама была не продана. Новое постановление уравняло перетяжки со всеми другими носителями.

Исследовательская компания "ЭСПАР-Аналитик" оценивает объем сегмента транспарантов-перетяжек по итогам 2008 года в 3 млрд руб., из них 2,55 млрд руб. пришлось на Москву. Крупнейшими владельцами перетяжек в Москве являются входящие в группу News Outdoor компании "Мосгорреклама", "Столица-М", "Единый город-1" (более 1,1 тыс. конструкций), "Виатра" (вместе с приобретенной компанией "Юпон" — 365 конструкций), "Магистраль" (200).

Постановление от 13 октября стало для владельцев перетяжек полной неожиданностью, рассказывает заместитель гендиректора "Мосгоррекламы" Данил Першин. "До сих пор городские власти публично обсуждали с операторами все свои инициативы, что является признаком правового государства",— напоминает он. Саму идею оплачивать аренду за те дни, когда перетяжка не размещалась, господин Першин называет "платой за воздух": "Статическая конструкция может создавать какие-то неудобства, но размещать перетяжки без рекламы абсурдно". Теперь созданы единые конкурентные условия для всех владельцев рекламных конструкций, объясняет, в свою очередь, позицию города пресс-секретарь заместителя мэра Москвы Сергея Байдакова (курирует комитет рекламы) Екатерина Золотарева.

Х5 вписалась в границы

ФАС разрешила купить «Патэрсон» без ограничений

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство X5 Retail Group о покупке 100% торговой сети «Патэрсон», сообщил вчера глава ведомства Игорь Артемьев. По его словам, речь идет о приобретении 100% компании. По мнению аналитиков, сумма сделки составит около 200 млн долл. с учетом долга «Патэрсона» в 100 млн долл. Х5 может частично оплатить сделку своими акциями, сообщает РБК daily.

Опасения Х5 насчет того, что ФАС даст разрешение на покупку конкурента только в случае продажи петербургских «Патэрсонов», оказались напрасными. По словам Игоря Артемьева, в результате увеличения общего товарооборота в Северной столице доля Х5 на этом рынке составила 30,9%, а с учетом «Патэрсонов» она не превысит 35%, допустимых антимонопольным законодательством.

В мае 2008 года, когда Х5 покупала «Карусель», ФАС ввела ряд ограничений, не позволяющих компании занять доминирующее положение в Санкт-Петербурге. В частности, ФАС потребовала, чтобы Х5 согласовывала с антимонопольным ведомством условия работы с поставщиками.

Покупатели загородного жилья ищут идеальные предложения

На рынке вторичного загородного жилья потенциальные покупатели сейчас ищут идеальное предложение. Но судьбу сделки решает цена.

По словам Валерия Лукинова, председателя комитета по загородной недвижимости Российской гильдии риэлторов (РГР), «охотно берут дома с дисконтом до 50% от цен начала 2008 г.». Тогда как на готовые дома, по его словам, скидки максимум 25-30%, если поселок готов и сдан в эксплуатацию — еще меньше, пишут "Ведомости".

Цена, в частности, зависит от степени готовности поселка, от того, есть ли свидетельство о собственности (с ним — дороже). Но что куплено дорого — дешево не отдают, резюмирует мнение риэлторов о продавцах коттеджей Юлия Веденеева, начальник управления реализации проектов «Велес Капитал Девелопмент».

В прошлом году, по ее словам, дома в «Усадьбе Аносино» (проект «Велес Капитал Девелопмент», 60 домовладений в 28 км от МКАД по Новой Риге) продавались по $1,2 млн. За эти деньги их сейчас не берут, зато летом хорошо уходили участки без подряда, рассказывает Веденеева. Впрочем, большой поселок «в поле» мог до кризиса резко дорожать по мере продаж, и участки, приобретенные на начальном этапе по более дешевой цене, могут сейчас дешево же и выставляться. «Только они не слишком интересны ставшим на редкость привередливыми покупателям», — говорит эксперт. «Если в доме нет особых удобств, свет до 3 КВт, только холодная вода, то стоимость подобного дачного варианта снизилась и до 50%», — подтверждает Звонникова из «Пересвет-недвижимости». По ее мнению, больше готовы давать дисконт те, кто изначально рассматривал приобретение участка как инвестицию. Доля инвесторов, по оценкам опрошенных «Ведомостями» брокеров, до кризиса составляла до 30% покупателей загородной недвижимости. Сейчас их на порядок меньше.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова