Обзор ежедневных газет

28 июля 2009
Рекламу душат в кольце

Утверждена концепция ее размещения в центре Москвы


"Коммерсанту" удалось ознакомиться с планом московских властей по освобождению центра города от обилия рекламных конструкций. Подготовленный ГУП "Моспроект-3" перечень допустимых внутри Садового кольца рекламных форматов позволит снизить плотность рекламоносителей на наиболее перегруженных ими улицах со 180 до 100 штук на погонный километр (перечень будет утвержден постановлением правительства Москвы). Сейчас расположенные в пределах Садового кольца более 9 тыс. конструкций приносят их владельцам около 20% доходов в столице.

Внутри Садового кольца выделены несколько зон архитектурной застройки, в каждой из которых будет действовать свой режим размещения рекламоносителей (см. таблицу). Это следует из подготовленной проектным институтом ГУП "Моспроект-3" "Концепции размещения объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы в пределах Садового кольца" (есть в распоряжении "Ъ").

К примеру, на территории, которая дает обзор исторических перспектив Московского Кремля, допускается размещение только конструкций небольшого формата (афишный стенд, остановочный павильон, тумба-пиллар 1,4х3 м), причем решение тут должно приниматься индивидуально по каждому месту. В зоне федеральных объектов — возле зданий Государственной думы, Федерального собрания, администрации президента и ФСБ — возможна установка лишь некоммерческих указателей. На набережных — Пречистенской, Крымской, Якиманской, Болотной и других — со стороны реки могут быть установлены только остановочные павильоны, указатели и панель-кронштейны 1,2х1,8 м. Зато практически все типы рекламоносителей могут размещаться непосредственно на Садовом кольце.

По отдельным носителям небольшого формата сокращение вряд ли превысит 20-30%, а, например, по транспарантам-перетяжкам оно может составить до 90%, оценивает один из операторов. В концепции упоминается несколько десятков улиц в центре города (все Бульварное кольцо, Новый Арбат, Моховая, Остоженка и другие), где плотность рекламных конструкций значительно превышает 180 штук на один погонный километр. Реализация концепции, полагают ее авторы, позволит снизить этот показатель до 100 штук.

Концепция подготовлена "Моспроектом-3" по заказу столичного комитета рекламы в соответствии с постановлением правительства Москвы N 111-ПП от 12 февраля 2008 года "О городской целевой программе развития рекламы, информации и оформления города Москвы". 24 июня концепцию утвердил общественный градостроительный совет при мэре Москвы.

«Перекресток» выбирает МТС

МТС и X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») договариваются о создании виртуального сотового оператора. МТС даст трафик по оптовой цене, а Х5 займется маркетингом и продажами


X5 Retail Group подвела итоги тендера по выбору партнера для создания виртуального сотового оператора (Mobile Virtual Network Operator, MVNO), рассказал «Ведомостям» сотрудник компании. Победила МТС, которая подписала с X5 меморандум о намерениях, добавил близкий к оператору источник, пишут "Ведомости".

Куратор сервисных проектов X5 и гендиректор «Перекрестка» Михаил Сусов, который в 2002-2005 гг. работал вице-президентом МТС, а затем создал европейского MVNO-оператора Effortel, отказался официально комментировать информацию об МТС. «Мы с оптимизмом смотрим на развитие проекта по созданию виртуального оператора, у нас есть предварительные договоренности с одним из операторов “большой тройки” и двумя региональными операторами», — сказал он.

Директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская поступила аналогичным образом, признав, что сейчас оператор «изучает несколько новых каналов продаж, но решение ни по одному из них не принято».

По словам источника, близкого к МТС, совместный с X5 виртуальный оператор может заработать до конца года, для начала — в Москве и Петербурге. Сейчас создана рабочая группа по этому проекту, ценовые параметры контракта пока не обозначены. Предполагается, что МТС будет оптом продавать трафик Х5 и займется билингом (выставлением счетов абонентам), а X5 возьмет на себя все затраты по проекту — от производства sim-карт до маркетинга.

За гарантированный объем продаж Х5 получит оптовую скидку. Несмотря на это, маржа оператора при продаже трафика составит более 50%, знает собеседник, близкий к МТС (по итогам I квартала 2009 г. МТС показала рентабельность по EBITDA 46%).

Гостиницы пошли по миру

Бизнес отельеров терпит убытки в глобальном масштабе


Падение доходности гостиничного бизнеса в Москве, зафиксированное аналитиками по итогам первого полугодия 2009 года, полностью укладывается в общемировую тенденцию. Международный гостиничный оператор The Rezidor Hotel Group, отчитавшийся за первые шесть месяцев этого года, сообщил о своих первых убытках в размере 21,6 млн евро. Отели Rezidor испытывают те же проблемы, что и все участники российского рынка гостеприимства. Как ранее писала РБК daily, выручка гостиничных операторов Москвы в январе—июне в долларах упала вдвое, а заполняемость номеров даже лучших отелей в кризис не превышает 63%.

Как следует из сообщения Rezidor Hotel Group, в первом полугодии 2009 года убыток компании после налогов составил 21,6 млн евро против прибыли в 14,7 млн евро, полученной годом ранее. Выручка за отчетный период сократилась на 18,3%, с 398,8 млн до 325,8 млн евро.

«В данный момент гостиничная индустрия все еще находится под влиянием общей экономической нестабильности», — объясняет президент и генеральный директор Rezidor Курт Риттер. По его словам, в первой половине года показатель RevPAR (доходность в расчете за номер) по Европе упал более чем на 20% по сравнению с тем же периодом 2008 года. «При этом во втором квартале уровень заполняемости отелей несколько стабилизировался, но стоимость номеров продолжала снижаться», — замечает г-н Риттер.

В Rezidor воздерживаются от прогнозов по развитию ситуации на рынке, однако надеются на значительный потенциал развивающихся стран. «Мы полагаем, что здесь будут востребованы сетевые гостиницы международного уровня, такие отели, как входящие в группу компаний Rezidor», — подчеркивает г-н Риттер. По его словам, 84% номеров в отелях, соглашения об открытии которых были подписаны в этом году, появятся в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке.

Впрочем, в России и странах СНГ, где у Rezidor работает и строится 38 отелей, гостиничный бизнес также находится на спаде (об этом РБК daily писала 15.07.09). По подсчетам компании DTZ, в первом полугодии рублевый показатель RevPAR значительно снизился. Так, в гостиницах средней ценовой категории падение составило 27%, в высокоценовом сегменте показатель сократился на 33%. «Рынок просел, — соглашается гендиректор Azimut Hotels Company Александр Гендельсман. — Пусть не так критично, чтобы терпеть убытки, однако снижение загрузки номеров и выручки от объектов отмечается».

Как рассказал РБК daily г-н Гендельсман, в среднем игроки рынка потеряли до 10—25% в загрузке и выручке, а заполняемость номеров в Москве сейчас составляет 50—60%. «Для столицы, которая привыкла к загрузке выше 70% по году, это очень плохой показатель», — замечает собеседник РБК daily.

Суд сделке не помеха

«Газпром» ведет переговоры о выкупе оставшихся акций Sibir Energy у ее основателя Шалвы Чигиринского, следует из текста решения Высокого суда Лондона. Правда, права на эти акции все еще являются предметом тяжбы между Чигиринским и предпринимателем Русланом Байсаровым

Сейчас крупнейшим акционером британской нефтяной компании Sibir Energy является «Газпром нефть» — официально она называет себя собственником 48,77% акций, на скупку которых потратила около $1 млрд. Однако близкий к правительству Москвы источник утверждает, что у «дочки» «Газпрома» уже 57,4% акций: 34,1% собрано по итогам трех оферт миноритариям в апреле — июне и еще 23,3% компания договорилась выкупить у Игоря Кесаева (Orton Oil). Правительство Москвы контролирует 19,3%, а оставшиеся 23,3% — у компании Gradison Consultants Inc., которая владеет ими через Bennfield, сообщают "Ведомости".

О правах на Gradison спорят Чигиринский с Байсаровым. В конце прошлого года Чигиринский заложил эту компанию Orton, за что та взяла для него в Сбербанке кредит на $250 млн. В марте Чигиринский перестал платить проценты по кредиту, и Orton получила право обратить взыскание на залог. Вместо этого в мае компания переуступила свои права по договору займа и договору залога акций Gradison в пользу Bronson Partners Байсарова. Поэтому он объявил себя новым собственником доли Чигиринского в Sibir Energy. Последний решил оспорить договоры Orton и Bronson в лондонском арбитраже, а за обеспечительными мерами обратился в Высокий суд Лондона, который 21 мая наложил запрет на продажу акций Gradison.

В решении того же суда от 17 июля (копия есть у «Ведомостей») Bronson и ее агентам снова запрещены какие-либо операции с акциями Gradison, Bennfield и самой Sibir Energy. При этом, как сказано в приказе суда, «ответчик должен передать, в том числе обеспечить передачу г-ном Байсаровым, акционерные сертификаты на акции компании Gradison на хранение независимому банку или профессиональному агенту-депозитарию, функционирующему в Лондоне». А в приложении к решению суда зафиксированы обязательства, принятые заявителем [Чигиринским] перед судом. Там, в частности, сказано, что Чигиринский продолжит переговоры с «Газпромом» с целью реализации акций Gradison «в кратчайшие разумные сроки на лучших возможных условиях».

Официальные представители «Газпрома» и «Газпром нефти» не стали комментировать эту информацию о переговорах. Отказался от комментариев и Байсаров. С самим Чигиринским «Ведомостям» связаться не удалось.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова