Обзор ежедневных газет

12 марта 2009
Главрасстройство

Чтобы расплатиться с кредиторами, корпорация Олега Дерипаски просит госгарантии на 20,6 млрд рублей


"Главстрой" Олега Дерипаски просит государство выступить гарантом по кредитам на общую сумму 20,6 млрд руб. Если корпорации не удастся заручиться господдержкой, предприниматель рискует потерять часть строительного бизнеса. В конце марта у "Главстроя" истекает срок погашения самого крупного кредита на сумму 25 млрд руб. перед Сбербанком (49% всего кредитного портфеля), залогом по которому выступает более 35% акций ОАО "Главмосстрой". Сумма просроченных платежей перед другими кредиторами у "Главстроя" уже достигла 4,767 млрд руб.

"Главстрой" просит государство выступить гарантом по кредитам на общую сумму 20,6 млрд руб., которые корпорация планирует занять у банков на реструктуризацию задолженности перед банками, пополнение оборотных средств (2 млрд руб.), а также на завершение строительства двух микрорайонов в Москве и Подольске (3 млрд. руб.) и на достройку Серебрянского цементного завода (5,1 млрд руб.). Представитель Минэкономразвития сообщил "Ъ", что рассмотрение заявки "Главстроя" стоит в повестке дня назначенного на сегодня заседания межведомственной комиссии по мониторингу за финансово-экономическим состоянием системообразующих компаний.

Согласно заявке "Главстроя" (имеется в распоряжении "Коммерсанта"), общая кредитная нагрузка корпорации достигла 51,126 млрд руб. Самым крупным кредитором корпорации выступает Сбербанк: общая задолженность составляет 25,036 млрд руб., или 49% от общей долговой нагрузки, говорится в датированной мартом этого года заявке "Главстроя" на предоставление господдержки (имеется в распоряжении "Ъ"). "Со Сбербанком обсуждается <...> возможность пролонгации действующих кредитов на срок трех-пяти лет",— говорится в документе, подписанном Алексеем Баранцевым, гендиректором ЗАО "Главстрой-менеджмент" (объединяет 55 строительных и девелоперских компаний "Базэла"). Договориться со всеми банками-кредиторами о реструктуризации кредитного портфеля "Главстрой" планирует до конца марта, отмечается в заявке. Но, оговаривается господин Баранцев, "банки готовы обсуждать предоставление финансирования... под предоставление ликвидного обеспечения в виде недвижимости или государственных гарантий". "Главстрой", как ЗАО "Интеко", которое также просит госгарантии (см. "Ъ" от 11 марта), вошел в список стратегических предприятий в декабре 2008 года.

Кредит перед Сбербанком "Главстрой" должен погасить через несколько недель, рассказали "Ъ" два источника, близких к компании.

Х5 теряет Омск

Один из крупнейших франчайзи Х5 Retail Group в Омске попросил признать себя банкротом. Компания задолжала кредиторам более 1 млрд руб.

Подразделения омской розничной группы «Партнер-ритейл», развивавшей сеть «Пятерочка» по франчайзингу, оказались в состоянии банкротства. В начале марта омский арбитраж зарегистрировал иск о признании банкротом трех основных операционных юрлиц «Партнер-ритейла» — ЗАО «Продторг», ООО «Омский торговый альянс» и ООО «Продторг». Основной владелец «Партнер-ритейла» Олег Мкртчян (38%) передал через пресс-службу, что совокупный долг группы перед кредиторами — более 1 млрд руб. Мкртчян связал банкротство с кризисом, из-за которого компания не смогла реструктурировать кредитный портфель.

По данным сайта омского арбитража, с сентября 2008 г. к структурам «Партнер-ритейла» подано около 250 исков на сумму 173,4 млн руб. от поставщиков компании.

ЗАО «Продторг» (сеть «Пятерочка») перестало платить за продукцию в августе, рассказывает директор компании — поставщика бытовой химии (взыскивает около 1 млн руб.), пишут "Ведомости".

Не до гостеприимства

Объемы ввода новых отелей в Москве будут падать


Гостиничный сегмент, который и прежде не радовал инвесторов сверхвысокими прибылями, в 2009 году в полной мере ощутит на себе недостаток финансирования и платежеспособного спроса. По итогам года в Москве будет введено около половины из заявленных прежде отелей, или не более 1,3 тыс. номеров, прогнозирует «Миэль». Эксперты замечают, что при таких темпах развития планы столичных властей по увеличению номерного фонда гостиниц в Москве до 100 тыс. комнат к 2010 году выглядят чересчур оптимистичными. В ближайшие годы объемы ввода новых гостиниц будут только снижаться, считают они.

В 2008 году в Москве открылось 15 гостиниц с общим фондом 1,7 тыс. номеров, подсчитали эксперты аналитического консалтингового центра «Миэль». При этом предполагалось, что за прошедший год столица получит 28 новых отелей на 3 тыс. комнат. В результате к началу 2009 года гостиничный фонд города насчитывал всего 48,4 тыс. номеров, хотя уже к 2010 году, по плану столичных властей, общее количество номеров в Москве должно превысить 100 тыс., пишет РБК daily.

В середине февраля этого года руководитель столичного комитета по туризму Григорий Антюфеев пообещал, что по итогам года в городе появится 32 отеля более чем на 7 тыс. мест (порядка 2,5—3 тыс. номеров), в том числе гостиница «Москва». Следует отметить, что туризм, на который рассчитывали гостиничные операторы в российской столице, не развивается ожидавшимися темпами. Так, по словам того же г-на Антюфеева, в 2008 году количество туристов выросло всего на 2%, достигнув 4,1 млн человек, в то время как прежде прирост составлял 10—12%. Это позволяло столичным властям надеяться на то, что поток туристов к 2010 году превысит 5 млн человек.

Метро пошло на второй круг

Московские власти обещают построить новое кольцо


На вчерашнем заседании мэрии Москвы был одобрен план развития столичного метрополитена до 2015 года. Несмотря на кризис, власти обещают начать строительство второго кольца метро и новой Солнцевской линии подземки, которую, не исключают чиновники, сделают полностью автоматизированной — с поездами без машинистов. Кроме того, эскалаторы на некоторых станциях в перспективе заменят лифтами. Правда, в мэрии сообщили, что реализация этих планов полностью зависит от того, выделят ли средства федеральные власти, сообщает "Коммерсантъ".

Столичные власти регулярно пересматривают планы развития метрополитена. В декабре 2008 года был утвержден новый генплан развития города, согласно которому к 2025 году в Москве должно быть проложено 360 км линий метро в дополнение к действующим 292 км. В январе 2009 года главный архитектор города Александр Кузьмин говорил, что, несмотря на кризис, "метро нам вполне по силам строить советскими темпами — до 30 км линий за пятилетку и даже быстрее". В оптимистичном духе выдержан и план развития подземки, представленный вчера. Так, в 2009 году в городе должны открыться сразу пять станций метрополитена — "Митино", "Мякинино" и "Волоколамская" на новом участке Арбатско-Покровской линии, а также спроектированные еще в советское время станции "Достоевская" и "Марьина Роща" на Люблинской ветке.

Основное внимание уделено прокладке второго кольца метрополитена, или "третьего пересадочного контура", как называют его в мэрии. По словам главы Московского метрополитена Дмитрия Гаева, в настоящее время около 7 млн пассажиров из 9 млн граждан, ежедневно пользующихся подземкой, "делают пересадку", и новое кольцо ежесуточно будет оттягивать на себя 1,5-2 млн пассажиров. "Со строительством контура нагрузка на действующие пересадочные станции снизится на 40-70%",— считает господин Гаев. Строительство будет вестись в несколько этапов. К 2015 году, в частности, должен быть пущен участок нового кольца от "Делового центра" до "Савеловской", а до конечной точки, станции "Каширской", второе кольцо доберется лишь к 2018 году. Отметим, что в метрополитене планируют несколько необычно замкнуть этот контур, продлив Калининскую линию от "Новокузнецкой" до "Делового центра". Разгрузить метро должна и еще одна новая ветка — Солнцевская, которую к 2019 году планируется протянуть от того же "Делового центра" через "Парк Победы" в Новопеределкино. При этом в метрополитене не исключили, что эта линия будет полностью автоматизированной: управлять поездами будут не машинисты, а операторы из единого контрольного центра. Наконец, вместо эскалаторов станции неглубокого залегания (в том числе на втором кольце и Солнцевской линии) в перспективе планируют оснастить лифтами. Правда, против этой новации выступает Ростехнадзор, специалисты которого ссылаются на отсутствие квалифицированного спецперсонала по обслуживанию подъемников.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова