Обзор ежедневных газет

07 августа 2008

Москва не строится

Впервые с кризисного 1998 года Москва снизила темпы строительства: за первое полугодие в столице введено в строй вдвое меньше жилья, чем год назад
 
Вчера замминистра регионального развития Сергей Круглик комментировал итоги развития стройкомплекса страны в первом полугодии 2008 г. Он обнародовал данные Росстата, согласно которым в стране введено в эксплуатацию 21,7 млн кв. м жилья — на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2007 г. Впрочем, признал он, темпы роста серьезно упали: год назад они составляли 34,8%. А в Москве и Санкт-Петербурге объемы ввода жилья и вовсе уменьшились — на 50% и 19,7% соответственно.

Годовые показатели по количеству построенного жилья в Москве за последние 10 лет снизились лишь раз — после кризиса, в 1999 г. С тех пор объемы строительства только увеличивались. В первом полугодии 2006 и 2007 гг. объемы оставались стабильными.

Круглик назвал две причины падения объемов строительства: во-первых, предложение жилья в столице уже превышает платежеспособный спрос, во-вторых, город невозможно застраивать бесконечно: количество стройплощадок в Москве ограниченно. Круглик уверен, что во втором полугодии Москва наверстает упущенное, в том же убежден руководитель столичного стройкомплекса Владимир Ресин. «Основные объемы жилья запланированы к вводу во втором полугодии. Это связано с задержкой сроков строительства из-за противостояния в Щербинке и Южном Бутове. В целом по году в Москве будет введено примерно 5 млн кв. м жилья, из них половина придется на социальное жилье», — заявил он «Ведомостям».

Столица запретила высотки

Возводить небоскребы инвесторы смогут только в «Новом кольце Москвы»

Городские власти приняли решение ограничить новое высот-ное строительство в столице несколькими десятками площадок, выделенными под программу «Новое кольцо Москвы». Участ-ки в спальных районах города были утверждены еще три года назад, а инвесторов предполагалось выбирать на аукционах. Однако участники рынка недвижимости не заинтересовались предложением властей, и большинство торгов было отменено. Сейчас город искусственно пытается повысить привлекательность этих объектов, говорят эксперты. При этом они считают, что инвесторы смогут найти обходные пути для реализации своих высотных планов, пишет РБК daily.

В июле этого года заместитель министра регионального развития Сергей Круглик заявил, что правительство Москвы планирует в ближайшее время ввести закон, который запретит высотное строительство в исторических районах столицы. Подобное ограничение должно было сохранить облик города и не дать возводить небоскребы рядом с небольшими особняками. Однако мэрия пошла дальше и наложила вето на любое высотное строительство вне программы «Новое кольцо Москвы».

Во вторник мэр столицы Юрий Лужков подписал постановление №693-ПП «О дальнейшем развитии городской комплексной инвестиционной программы «Новое кольцо Москвы». В пункте 2.2 этого документа значится: «Исключить размещение на территории города Москвы новых высотных объектов <...> и применение градостроительных нормативов МГСН 1.04-2005 к объектам, не включенным в городскую комплексную инвестиционную программу «Новое кольцо Москвы». Упомянутые нормативы — это постановление правительства Москвы №747-ПП от 27 сентября 2005 года, которое оговаривало правила высотного строительства в Москве. В том числе оно поясняет, что высотным зданием является строение выше 75 м.

«Ветонит» под зонтиком

Один из самых популярных в России брендов строительных смесей — «Ветонит» готовится к ребрендингу после смены владельца

Международная группа Saint-Gobain, купившая в 2007 г. у немецкой HeidelbergCement за 2,13 млрд евро владельца бренда — компанию Maxit, потратит на ребрендинг «Ветонита» 200 000-300 000 евро без учета затрат на рекламу, рассказал директор «Сен-Гобен строительная продукция» Тьерри Фурнье. «Ветонит» (Vetonit), обеспечивавший основную выручку Maxit, входит в тройку самых продаваемых марок сухих смесей в России наряду с конкурирующими брендами Knauf и «Юнис» и лидирует по узнаваемости, показывают данные исследовательской компании Symbol Marketing. Кроме России он продается в странах СНГ и Балтии. По оценке самой Maxit, в 2007 г. она занимала 7% российского рынка сухих смесей, составлявшего 4,6 млн т (34 млрд руб.), пишут "Ведомости".

У Saint-Gobain есть свой сильный бренд сухих строительных смесей — Weber, лидирующий по продажам в мире, но в России он далеко не так популярен, как «Ветонит», признает Фурнье. Здесь под маркой Weber продаются в основном смеси для фасадных работ. Тем не менее концерн решил сделать Weber в России зонтичным брендом, но «Ветонит» будет использоваться еще несколько лет — чтобы сохранить потребителей, объясняет Фурнье. По его словам, новый дизайн упаковки — с двумя логотипами — Weber и Vetonit — будет готов к сентябрю. «Упаковка должна остаться узнаваемой», — добавляет Фурнье. Именно на ее цвет и размер в первую очередь обращают внимание при покупке строительного материала, объясняет он. В этом «Сен-Гобен» убедило исследование, проведенное перед обновлением изоляционного материала Isover KT 40. Выяснилось, что прежде всего покупатель ищет глазами знакомую упаковку — желтую с черной полосой, потом обращает внимание на бренд — Isover. Остальные приставки имеют для него гораздо меньшее значение. Ребрендинг «Ветонита» Фурнье обещает поддержать активной рекламой, но расходы на нее не раскрывает.

«Азбука вкуса» отбила аппетит у инвесторов

Cеть отменила размещение облигаций

Сегодня компания «Городской супермаркет», управляющая сетью супермаркетов «Азбука вкуса», должна была разместить второй облигационный заем на 2 млрд руб. Однако вчера вечером компания объявила, что отказывается от этих планов, объяснив это слишком высоким запросом инвесторов по доходности бумаг. Между тем вчера утром многие аналитики в своих обзорах пообещали «Азбуке вкуса» низкий спрос на облигации, если предложенная сетью доходность будет менее 15—16% годовых. Сама компания считает справедливой доходность в 13,5—14%, пишет РБК daily

«Основной причиной того, что мы приняли решение перенести сроки размещения, хотя заявки были собраны, стали не устраивающие нас запросы по доходности», — заявил пресс-секретарь «Азбуки вкуса» Андрей Голубков. По его словам, у компании «нет столь серьезной потребности в деньгах, чтобы удовлетворять спекулятивный спрос». Начальник отдела организации долгового финансировании банка «Зенит» (организатор выпуска) Алексей Балашов подчеркнул, что с момента опубликования решения о дате размещения на рынке существенно ухудшилась конъюнктура. Он уточнил, что ориентир по доходности облигаций находился в диапазоне 13,5—14,2% годовых, однако существенная часть рыночного спроса оказалась выше верхней границы диапазона.

Аналитик «Тройки Диалог» Анна Матвеева соглашается, что аппетит инвесторов растет на ухудшении конъюнктуры рынка: «Сейчас даже эмитентам первого эшелона приходится дорого занимать на рынке, а эмитентам второго и третьего эшелонов инвесторы предлагают заплатить очень большие проценты». Однако аналитики Райффайзенбанка в своем отчете говорят и об индивидуальных рисках «Азбуки вкуса», к которым, в частности, относится узость премиального сегмента, в котором работает сеть: этот формат оказался востребованным только в московском регионе, причем из 24 супермаркетов половина расположена в Центральном округе столицы. «На наш взгляд, сегмент дискаунтеров и масс-маркет имеет больше перспектив роста, учитывая покупательскую способность населения», — добавляет аналитик МДМ-банка Ольга Николаева.

Парфюмеры в "Матросской Тишине"

Вчера Мосгорсуд подтвердил содержание под стражей фигурантов дела "Арбат-Престиж"

Владелец сети парфюмерных магазинов Владимир Некрасов и консультант фирмы косметических товаров Сергей Шнайдер, больше известный как Семен Могилевич, были арестованы в конце января нынешнего года. Решением Останкинского суда столицы им предстоит находиться за решеткой до 23 сентября, сообщает "Российская газета".

Вот на это определение и пожаловались бизнесмены, обвиняемые в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. "Особо крупном" - это 46 миллионов рублей. Адвокаты в ходе судебного заседания просили освободить под залог своих подзащитных, ссылаясь на плохое состояние здоровья Шнайдера. Интересно, что представитель прокуратуры поддержал это ходатайство в полном объеме. Тем не менее Мосгорсуд принял решение отклонить ходатайство защиты обоих фигурантов и оставил в силе продление срока содержания под стражей. Вероятнее всего, суд принял во внимание доводы следствия о том, что на свободе обвиняемые могут скрыться от следствия, оказать давление на свидетелей или уничтожить доказательства.

Адвокаты давно пытаются вытащить из тюрьмы Некрасова и Шнайдера. За их вольную жизнь неоднократно предлагался залог. Причем в последний раз он вырос до 6 миллионов долларов. За каждого. Конечно, это сумма немалая. Но по самым скромным подсчетам, которые не так давно провели независимые аудиторы, "Арбат-Престиж" стоит от полутора до двух миллиардов долларов.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова