"Ист Лайн" скупает подмосковные совхозы

26 апреля 2005

Домодедово прирастило 2,5 тыс. га земли

Как стало известно "Бизнесу", структуры, близкие к группе "Ист Лайн", приобрели земли сельхозпредприятий, прилегающие к территории аэропорта Домодедово. В общей сложности в собственности компании оказалось около 2,5 тыс. га земли.

"В конце 90-х годов совхоз "Ямское" попал в поле зрения компании "Ист Лайн", так как земли сельхозпредприятия примыкают к аэропорту Домодедово",- заявил "Бизнесу" Николай Дижур, председатель общественной организации "Наша земля". С тех пор, по его словам, "Ист Лайн" предприняла ряд действий, чтобы взять эти земли под свой контроль. В частности, утверждает Дижур, в 1999 году группе удалось назначить "своего" председателя совхоза "Ямское" - Александра Семенова.

Но по решению арбитражного суда Московской области от 11 февраля 2003 года Семенову пришлось оставить свой пост. "Именно тогда "Ист Лайн" и активизировалась, начав скупку у крестьян земельных паев",- говорит Дижур. Почти за два года, утверждает собеседник "Бизнеса", структуры "Ист Лайн" смогли взять под свой контроль практически всю землю, находившуюся в составе сельхозпредприятия "Ямское",- около 2,5 тыс. га. Дижур затруднился подсчитать, сколько денег могла потратить группа на скупку паев: в 2003 году каждый пай, на который полагалось 2,42 га земли, стоил 100 тыс. руб., а в 2005 году стоимость пая возросла до 1 млн руб. за штуку.

"Реальная стоимость земли сельхозназначения рядом с аэропортом сейчас оценивается в $350-600 за сотку. После ее перевода в промназначение цена за сотку увеличится до $2-2,5 тыс. Причем в некоторых наиболее ликвидных местах она может доходить до $7 тыс. за сотку",- сообщил "Бизнесу" эксперт департамента загородной недвижимости компании Penny Lane Realty Алексей Гусев. Таким образом, земля, которая оказалась в распоряжении "Ист Лайн", сегодня стоит около $150 млн. После перевода в промышленное назначение ее стоимость возрастет до $650 млн.

"Бизнесу" не удалось выяснить, начала ли группа процесс смены статуса земель. Пресс-секретарь "Ист Лайн" Игорь Тихомиров вообще отрицает, что группа скупила земли "Ямского". "Предприятия группы "Ист Лайн" никаких операций с этими землями не осуществляли",- заявил "Бизнесу" Тихомиров.

Но сопредседатель движения "Союз арендаторов" (организация, ведущая мониторинг скупки земель в Подмосковье) Дмитрий Каменский утверждает, что "Ист Лайн" уже пригнала строительную технику на земли бывшего совхоза, аргументируя ее появление тут стратегическими задачами компании".

"Компания "Ист Лайн" изначально пыталась приобрести сразу два колхоза - "Ямское" и "Константиновское" - при помощи скупки паев,- сообщил Алексей Гусев из Penny Lane Realty.- В итоге практически без проблем удалось приобрести "Ямское", но со вторым предприятием структуры, действующие в интересах "Ист Лайн", натолкнулись на серьезное сопротивление. Руководство "Константиновского" вместе с владельцами паев пыталось остановить скупку паев, в результате чего скандал дошел до подмосковных властей".

Ранее председатель совета директоров "Ист Лайн" Дмитрий Каменщик говорил журналистам, что группа скупает земли вокруг аэропорта. В частности, по его словам, "Ист Лайн" зарезервировала вокруг Домодедово 64 тыс. га земли в разных режимах: "часть земель выкупили, где-то ограничили землепользование - зарегистрировали эту территорию как зону повышенного шумового воздействия или как территорию перспективного строительства".
"Новые земли нужны аэропорту Домодедово из-за того, что он постоянно расширяется в связи с ростом пассажиропотока. Ему требуются новые территории для терминалов и складских помещений. Под эти цели руководство аэропорта выводит зарезервированные ранее земли,- считает Гусев.- Что касается покупки двух сельхозпредприятий, то это скорее инвестиционный проект. Небольшая часть данной территории, скорее всего, пойдет под строительство складских терминалов. Что станет с остальной землей - пока неизвестно".

www.b-online.ru

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова