Государство улетит из Шереметьево

15 марта 2005

Государство не справилось с управлением аэропортом Шереметьево. В понедельник стало известно о готовящейся приватизации главных воздушных ворот страны. В 2006 году аэропорт может перейти в частные руки. Оценкой активов Шереметьево уже занялось Росимущество. Против приватизации выступает Минтранс, сомневается и менеджмент аэропорта.

Государство, в собственности которого находится аэропорт Шереметьево, решило расстаться со своим активом. Вчера стало известно, что оценкой стоимости аэропорта уже занимается Росимущество. "По ее результатам, возможно, будет принято решение о включении Шереметьево в план приватизации на 2006 год", - говорят в этом ведомстве.

Решиться на продажу Шереметьево государству пришлось после многолетних неудачных попыток найти для аэропорта "грамотную" управляющую компанию, говорят эксперты. Именно по такому принципу команда премьер-министра Михаила Фрадкова не пустила в аэропорт компанию Михаила Фридмана "Альфа-Шереметьево", выигравшую конкурс на управление Шереметьево. При том, что Шереметьево уже несколько лет работает на пределе своих пропускных возможностей, аэропорт только сейчас приступает к косметическому ремонту действующих терминалов. Новый, третий терминал (Шереметьево-3), который должен был принять пассажиров еще в 2003 году, из-за споров главного акционера Шереметьево - государства с "Аэрофлотом" будет построен не раньше 2007 года.

"Приватизация аэропорта сейчас по сути единственное логичное решение, - констатирует руководитель консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. - Последние десять-пятнадцать лет показали, что государство не способно должным образом управлять аэропортом".

Продажа госпакета, стоимость которого аналитики оценивают в несколько сот миллионов долларов, будет интересна сразу нескольким компаниям. "В первую очередь претендентами на акции аэропорта будут крупные зарубежные управляющие компании", - считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. Но довольно серьезную конкуренцию им могут составить и российские инвесторы. "К примеру, участие в аукционе могла бы принять "Альфа", - полагает эксперт. Не исключено и участие группы "Ист Лайн". Другое дело, что степень заинтересованности у этой компании будет меньше, считает Одинцова. "Ист Лайн" еще несколько лет будет тратить силы на развитие Домодедово.

Возможны и другие варианты передачи аэропорта в частные руки. Учитывая, что Шереметьево стратегически важный для государства актив, акции могут быть проданы "удобной" компании. Профинансировать такую сделку могут Сбербанк или Внешторгбанк, которые уже получили свои доли в будущем Шереметьево-3. Но уже известно, что доступ к госпакету не получит "Аэрофлот" - базовая авиакомпания Шереметьево. "Аэрофлот" такая же госкомпания (51% акций принадлежит государству). "По закону участвовать в покупке госпакета такая компания не может", - говорит замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков.

Как ни странно, но против продажи аэропорта выступает Минтранс. "О приватизации Шереметьево говорить нельзя вообще, пока не урегулированы имущественные и земельные вопросы. Если в течение двух лет удастся разобраться с этими вопросами, то этот пакет был бы интересен для инвесторов", - говорит министр транспорта Игорь Левитин. В целесообразности приватизации в ближайшие годы сомневается и менеджмент аэропорта. Первый замгендиректора Шереметьево Сергей Недорослев заявил ГАЗЕТЕ: "Сейчас у аэропорта все полосы принадлежат государству. Например, земля под взлетной полосой находится в собственности города Химки. До сих пор у нас нет договора аренды, в котором четко прописывается, сколько собственник должен платить. Ведь завтра ему государство может выставить счет за аренду в размере 100 миллионов долларов, как за космодром Байконур".

С этой позицией менеджмента эксперты связывают и задержку с оценкой активов Шереметьево. Компания "Ай Би - Консалт", которой Росимущество поручило посчитать стоимость аэропорта, не может получить от руководства Шереметьево необходимую для этого информацию. "Сбор документов идет достаточно тяжело, в частности, нет данных по дочерним предприятиям Шереметьево", - говорит представитель "Ай Би - Консалт".

В Шереметьево помогать Росимуществу не отказываются. "Просто оценку имущества пока не утвердил наш совет директоров", - объясняют в аэропорту. В Шереметьево считают, что альтернативой приватизации могла бы стать аренда на условиях концессии. "Аэропорт - это узловая точка, и государство должно волновать его развитие, - говорит Недорослев. - Если аэропорт будет сдан в концессию, то в случае неудач частного инвестора государство в любой момент может подключиться к развитию объекта". 

Газета "Бизнес"

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова