Дума отдала лес и воду новым хозяевам до второго чтения

25 апреля 2005

В пятницу, несмотря на многочисленные возражения, высказанные представителями всех фракций, кроме "Единой России", Государственная дума приняла в первом чтении два документа – Лесной и Водный кодексы. Однако представителю правительства, представлявшего документы в Думе, заместителю министра экономического развития и торговли Андрею Шаронову был выдвинут ультиматум: палата приняла кодексы с условием, что они подвергнутся радикальной переработке во втором чтении.

Оба кодекса имеют одну цель – они направлены на замену действующего сейчас административного принципа доступа водо- и лесопользователей к соответствующему ресурсу на новую для России систему гражданско-правовых отношений. Как пояснил, представляя законопроекты в Думе, Андрей Шаронов, в обоих случаях речь идет о появлении у этих ресурсов нового собственника, на которого государство и планирует возложить практически всю ответственность за состояние рек и морей, а также лесов. Начали депутаты с воды.

Пока воды не отошли

Согласно принятому в пятницу в первом чтении Водному кодексу, водные объекты по-прежнему будут находиться преимущественно в федеральной собственности. Исключение составят лишь обособленные водные объекты (то есть такие, куда ничего не втекает и откуда ничего не вытекает) – они "будут следовать за судьбой Земельного участка, на котором расположены". Они могут находиться как в федеральной собственности, так и региональной, муниципальной и даже в частной собственности. Правда, приватизировать можно лишь те водоемы, которые расположены не ближе 1 км от черты городского либо сельского поселения и площадь которых не превышает 3 тыс. кв. м. Кроме того, кодекс устанавливает границы и режимы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (например, для крупных рек и морей размер такой полосы составляет 500 м). Есть и другие ограничения – например, построить что-либо на берегу реки или озера можно будет не ближе чем за 20 м от уреза воды, а если речь идет о море, то не ближе 100 м. Кодекс также отменит выдачу лицензий, хотя все уже выданные лицензии сохранят свою легитимность. Напомним, кроме федеральной лицензии сейчас водопользователям необходимо заключить договор с субъектом РФ, а это дополнительный административный барьер.


Тем не менее новый кодекс депутатам не понравился. Список претензий депутатов к новому закону огласила глава думского комитета по природным ресурсам Наталья Комарова. По ее словам, в доработке нуждается буквально все: от определения термина "водный объект" до исчерпывающего перечня условий договора, заключаемого водопользователем с уполномоченным федеральным органом власти (кодекс почему-то умалчивает, каким именно). И, что особенно важно, комитет настаивал на расширении полномочий бассейновых советов (согласно принятой редакции кодекса, создание таких советов происходит исключительно по доброй воле их создателей, а их решения носят необязательный, рекомендательный характер). Без них, уверены депутаты, регионы будут вообще отрезаны от процесса управления водными ресурсами. Господин Шаронов дал обещание исправить ситуацию ко второму чтению законопроекта. Он подчеркнул, что "в принципе бассейновые советы можно было бы двигать по логике саморегулируемых организаций, когда федеральный орган власти передает им часть полномочий и ответственности". Документ был принят подавляющим большинством голосов.

Срубить побольше

Впрочем, обсуждение Лесного кодекса вызвало еще большую бурю возмущения. Если в Водном кодексе правительство предложило сделать ставку на договор водопользования, то в лесу кабинет предложил сделать главенствующим договор долгосрочной аренды – сроком на 99 лет. Хотя даже господин Шаронов признался, что многие юристы признают столь долгосрочную аренду правом собственности, и дал обещание, что правительство еще раз взвесит вопрос о сроках аренды. Напомним, кодекс предусматривает возможность и частной собственности на лесные участки, однако указывает, что порядок возникновения частной собственности на лес будет введен в действие отдельным федеральным законом.

Много вопросов вызвал и кодекс, провозглашающий возможность доступа к российским лесам иностранных граждан и фирм, а также лиц без гражданства. Господин Шаронов в связи с этим обратил внимание депутатов на то, что эта категория пользователей может рассчитывать на заключение договора аренды лишь сроком на один год. Уточним, что кодекс разрешает заключать договор аренды лишь по итогам аукциона. Эта норма также подверглась нападкам, так как депутаты посчитали, что продажа права аренды на лесные участки спровоцирует масштабный передел собственности в отрасли. Дело в том, что в России используется всего 12% лесов, так как большинство лесных ресурсов просто недоступно в силу географических особенностей страны и отсутствия лесных дорог прежде всего. Поэтому новые хозяева будут биться не за новые, удаленные участки, а как раз за уже освоенные лесные земли. Между тем кодекс предполагает, что все заботы по восстановлению лесов после вырубки, по борьбе с вредителями будут возложены на арендатора. Как сообщил господин Шаронов, правительство рассчитывает вовлечь в гражданский оборот до 35-40% лесов (согласно кодексу, право аренды можно будет передавать, продавать и закладывать). А депутаты, в свою очередь, подняли вопрос: кто же будет следить за оставшимися 60% лесных территорий? По новому кодексу на эти территории тоже нужно будет проводить аукцион, только "голландский", основным критерием которого выступит параметр наименьшего вознаграждения компании, отважившейся взяться за столь рискованный бизнес. Хотя ответ на вопрос, кто же все-таки будет отвечать за состояние лесов, не нашедших себе арендатора, так и остался открытым – новая схема госуправления лесными ресурсами в кодексе прописана весьма нечетко. Особенно удивил депутатов тот факт, что предполагается отменить лесорубочные билеты (основной документ лесопользователя), а арендатор по замыслу авторов кодекса должен будет заполнять только лесную декларацию, в которой он будет самостоятельно определять, чего и сколько он будет рубить. При этом декларация будет носить заявительный, а не разрешительный характер. При таком ультралиберальном подходе, заметили депутаты, незаконные рубки достигнут невиданных ранее масштабов. В свое оправдание господин Шаронов пообещал, что все параметры рубок будут записаны непосредственно в договоре аренды, а правительство в ближайшее время "подумает о резком повышении экспортных пошлин на вывоз необработанной древесины – чтобы стимулировать деревообработку внутри страны". И кодекс был принят – опять же с оговоркой, что все недостатки будут устранены ко второму чтению.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова