"Дон-строй" сдает 42 тыс. кв. м

11 апреля 2005

Московский застройщик предлагает в аренду первые этажи в четырех крупных комплексах

Строительная компания "Дон-строй" приступила к сдаче в аренду помещений на нижних этажах собственных жилых комплексов. Общая площадь офисов, магазинов и ресторанов, которые компания предложит арендаторам, составляет более 42 тыс. кв. м. Риэлтеры советуют "Дон-строю" продать эти помещения.

В апреле строительная компания "Дон-строй" намерена "выбросить" на рынок коммерческой недвижимости помещения на нижних этажах всех своих жилых комплексов. Сопровождать сделки по аренде и продаже офисов и магазинов в "Дон-строе" будет специально созданный департамент. В общей сложности площадь всех помещений составляет 42 тыс. кв. м. В частности, нижние этажи под офисы, магазины и рестораны в "Воробьевых Горах" составляют 15 тыс., в "Триумф-Паласе" - 12 тыс., в "Доме на Мосфильмовской" - 6 тыс. кв. м и в комплексе "Алые Паруса" - 4,5 тыс. кв. м. Рыночная стоимость этой недвижимости, по оценке самого "Дон-строя", приближается к $100 млн.

Как отметила Екатерина Вертячих, пресс-секретарь "Дон-строя", данные площади представляют интерес для компаний, специализирующихся на обслуживании частных клиентов,- торговых сетей, ресторанов, кафе, спортивных центров, туристических агентств.

Однако некоторые эксперты уверены, что список потенциальных арендаторов или продавцов помещений будет более ограниченным. Так, Марти Уилан, директор по развитию Astera Group, полагает, что "Дон-строю" имеет смысл размещать там только офисы. "Если устраивать магазины в комплексах только для их жильцов, то потока покупателей явно не хватит для окупаемости ритейла. А если допускать в магазины людей с улицы, это ухудшит условия проживания жильцов",- говорит она. По словам Марти Уилан, офисы в комплексах "Дон-строя" можно сдавать в аренду по $550-600 за квадратный метр. С ней согласен и Максим Жуликов, специалист по офисной недвижимости компании Penny Lane Realty: "Скорее всего, интересны такие офисы будут сервисным компаниям, рассчитанным на обслуживание этих домов (парикмахерские, химчистки и т. д.),- такие фирмы испытывают нехватку помещений сегодня. Все эти комплексы находятся на закрытой территории, в отдалении от магистралей, и помещения в них не будут работать на улицу - это неэффективно".

Участники рынка недвижимости полагают, что выход на рынок 42 тыс. кв. м площадей никак не отразится на нем. "Это площади небольшие, не бизнес-центры, отдельные разбросанные по районам помещения",- думает Роман Чепцов, директор по развитию ABN Realty. Плюсом этого предложения являются низкие расходы потенциальных партнеров "Дон-строя". "В первую очередь потому, что эксплуатационных расходов на первых этажах как таковых не бывает - обычно речь идет только об оплате коммунальных услуг",- добавляет он.

Однако Чепцов видит в проекте "Дон-строя" и определенные минусы. "На каждом этаже около офиса в 200-400 кв. м не поставишь управляющую компанию",- говорит он.
Поскольку централизованно управлять такой сетью будет сложно, Илья Шершнев, директор по развитию Swiss Realty Group, уверен, что наиболее правильной стратегией для "Дон-строя" будет не сдача помещений в аренду, а их продажа. "Так они получат больше прибыли и сразу. Тогда как сдача в аренду может занять довольно долгое время",- говорит он.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова