"Бородино" променяла напитки на офисы

08 апреля 2005

Производитель безалкогольных напитков стал девелопером

Впервые в Москве пищевой комбинат решил в целях диверсификации бизнеса развивать и девелоперскую деятельность. Группа компаний "Бородино" вывела принадлежащий ей комбинат с Русаковской улицы в подмосковные Мытищи, а на освободившейся площадке построит многофункциональный комплекс площадью 70 тыс. кв. м. Эксперты не исключают, что примеру "Бородино" последуют и другие представители пищевого бизнеса.

Группа компаний "Бородино" завершила вывод в Мытищи с Русаковской улицы, вл. 13 (Северо-Восточный округ) завода безалкогольных напитков. На освободившейся площадке в 4,5 га появится 17-этажный бизнес-центр класса А общей площадью 33 тыс. кв. м, гостиница и еще ряд строений. При этом "Бородино" станет инвестором, генподрядчиком и застройщиком проекта. Это первый случай в Москве, когда пищевой комбинат таким образом диверсифицирует свой бизнес.

По словам Михаила Геца, руководителя департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood, ведущей в качестве консультанта этот проект, безусловным плюсом для комплекса на Русаковской является еще и обширная прилегающая к бизнес-центру территория в 28 тыс. кв. м. "Кроме того, в районе Сокольники современных бизнес-центров нет, тогда как спрос на такую недвижимость весьма высок. Именно поэтому "Бородино" и приняла решение построить на этой площадке именно бизнес-центр",- поясняет он.
Однако кроме офисного центра на Русаковской, 13 появится еще и гостиница. По словам Анны Вахнеевой, PR-менеджера группы "Бородино", ее площадь составит 15 тыс. кв. м и в ней разместится 150 номеров. "Это будет отель "три звезды плюс". Уже есть и оператор отеля - "Хоспиталити Менеджмент Групп", управляющая гостиницами "Катерина" и "Татьяна"",- говорит она.

Как утверждают эксперты и рынка недвижимости, и пищевого рынка, это первый случай такой диверсификации бизнеса в сфере продуктов питания. Президент компании "Ледово" Надежда Болотова говорит, что это хороший эксперимент. "Производство не обязательно иметь в Сокольниках, а офисный центр в таком районе может принести хорошую прибыль. Это более качественное использование ресурсов, которые им принадлежат",- уверена Болотова. Кроме того, вложения в недвижимость явно более выгодный бизнес, чем производство продуктов питания. Роман Чепцов, директор по развитию ABN Realty, говорит, что рентабельность девелоперских проектов в сегменте коммерческой недвижимости составляет не менее 20-25%. А в московской пищевой промышленности, по словам Андрея Хижняка, директора по маркетингу комбината "Микоян", только 5-10%.
С этой оценкой согласен и девелопер проекта. Группа компаний "Бородино", по информации Анны Вахнеевой, затратила на вывод предприятия с Русаковской улицы $10-12 млн, а на строительство комплекса будут привлечены кредиты Сбербанка и Среднерусского банка. "Но даже с учетом этих затрат, по нашим подсчетам, рентабельность проекта не опустится ниже 16%",- говорит она.

Как предполагают эксперты, переход производственников в девелоперы со временем станет массовым явлением. Например, Михаил Гец утверждает, что собственникам предприятий, имеющим землю в долгосрочной аренде и одновременно финансовый ресурс, выгодно и перспективно осуществлять девелоперские проекты. "В дальнейшем построенную недвижимость можно заложить в банк для получения выгодного долгосрочного кредита, а также зарабатывать на аренде не менее 15%",- говорит он. По словам Романа Чепцова, первые примеры такой диверсификации уже есть. "ОАО "Святогор" сейчас перепрофилирует свой завод на Летниковской улице. В будущем здесь появится офисный центр площадью 10 тыс. кв. м",- добавляет он. По его словам, низкорентабельные отрасли московской промышленности, в том числе и пищевую, ждет именно такая судьба.

Группа компаний «Бородино» - крупнейший отечественный торгово-промышленный холдинг, созданный в 1994 году. Оборот группы, по данным ее пресс-службы, в 2004 году составил $250 млн.
«Бородино» производит и реализует слабоалкогольные коктейли («Отвертка» и др.), соки, нектары, лимонады («7Я»), минеральные воды («Спасо-Бородинская» и др.), консервацию («Долина вкуса»), кондитерские изделия, мороженое и т. п. Среди сфер деятельности компании упаковочное производство, сельскохозяйственное направление, транспорт, реклама, кадровые услуги и пр.
Завод им. Калинкина на Русаковской улице был приобретен группой «Бородино» в 1997 году.

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова