Рубрики раздела события

Лента

Вмешательство в ипотеку

25 августа 2009
К ипотеке применят механизмы, опробованные в автокредитовании

В первом полугодии 2009 года отечественными кредитными организациями было выдано  всего 55,3 млрд руб. ипотечных кредитов, что в 6 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Такие скромные показатели вполне объяснимы: нестабильность финансовой ситуации в стране и откровенно неудобные условия ипотечного кредитования, предлагаемые немногими банками РФ, заставили граждан отложить решение жилищного вопроса на неопределенный срок. Однако, как заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума Совета при президенте по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике, ипотека снова должна стать доступной как минимум для 40% населения страны. А министр регионального развития РФ Виктор Басаргин пообещал, что к концу 2009 года в стране будет выдано ипотечных кредитов на 120-125 млрд руб. «Поскольку именно данные объемы являются минимально необходимыми для сохранения базовой структуры ипотечного кредитования в стране», - объяснил он.

Каким образом в правительстве рассчитывают сдвинуть рынок ипотечного кредитования с мертвой точки? Оставляя в данном материале без анализа ту часть работы, выполнить которую поручено Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, необходимо отметить, что правительство намерено сделать ипотеку более доступной через субсидирование процентной ставки по ипотечному кредиту. Так, на заседании президиума Совета при президенте по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике председатель правительства РФ Владимир Путин поручил Министерству регионального развития проработать схему государственного субсидирования процентной ставки по кредитам для покупки жилья эконом-класса. По словам В. Путина, субсидирование процентной ставки для заемщиков может быть осуществлено по схеме, которая уже использовалась при субсидировании автокредитов. Напомним, что, согласно постановлению Правительства Российской Федерации №548,  программа льготного автокредитования предусматривает, что субсидирование 2/3 процентной ставки по кредитам на приобретение автомобилей коммерческого и легкового транспорта, российская составляющая себестоимости которых составляет не менее 50% (в списке правительства значатся УАЗ, ГАЗ, LADA, ТагАЗ, а также некоторые модели Fiat, Kia, Hyundai, Skoda, Renault, Chevrolet – прим. ред.), стоимостью до 600 тыс. руб. При этом физическое лицо должно иметь лишь 15% от стоимости автомобиля, 85% ему предоставляет банк на срок до 3 лет.

Правда, здесь надо оговориться, что, несмотря на относительно мягкие условия кредитов и отсутствие многочисленных требований к кредитным организациям, которые претендовали на участие в реализации программ льготного автокредитования, результаты «автомобильного» эксперимента оказались не очень убедительными. Так, по данным Минпромторга, по состоянию на 9 июля от физических лиц в банки с апреля 2009 года, когда стартовала программа, поступило всего 31 961 заявок на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, а после рассмотрения которых, выдано всего 17 519 автокредитов. При этом по плану в 2009 году 120 тыс. автомобилей должны быть приобретены с помощью льготной программы. В Минпромторге объясняют скромные результаты льготного автокредитования тем, что реализация программы началась только во втором квартале 2009 года. В то же время эксперты отмечают, что причина кроется в репутации, которую успели завоевать автомобили отечественного производства.

Впрочем, пока что чиновники пока не определились, как рассчитывать среднюю ставку по кредиту. К примеру, В. Басаргин от лица Минрегиона заявил, что рассчитывает на поддержку программы региональными властями, которые могли бы субсидировать процентную ставку на 4-5%. «Эта мера - в интересах самих территорий. Сложился порочный круг, при котором строители не строят в ожидании повышения спроса, а население не покупает жилье в ожидании дальнейшего снижения. В масштабах России речь идет о затратах в объеме 7 млрд руб.», - подчеркнул он.

Если ставка по ипотечным кредитам будет субсидироваться со стороны государства, подобное может случиться и с рынком ипотечного кредитования, где проблема состоит не столько в качестве жилья, сколько в его стоимости.  Так, только в Москве на июль средняя цена предложения квадратного метра в новостройке, без учета домов, возводимых в ЦАО, по данным RealEstate.ru, составила 5,4 тыс. долл. за 1 кв. м. В целом по России, по данным Федеральной службы государственной статистики (РОССТАТа), дела обстоят несколько лучше – стоимость 1 кв. м снизилась во втором квартале 2009 года до 49313 руб., но так и не достигла заветных 30 тыс. руб. за квадратный метр, определенных правительством как справедливая цена жилья эконом-класса. «Для создания массового, ликвидного российского ипотечного жилищного рынка необходимо, на мой взгляд, не столько увеличивать объем и качество предоставляемых потребителям кредитных ресурсов, сколько повышать спрос на ипотеку за счет сокращения стоимости недвижимости.  Потенциал снижения кредитных ипотечных ставок ограничен сейчас уровнем инфляции, а она, даже по весьма оптимистичным, на мой взгляд, правительственным прогнозам в течение ближайших 3 лет составит в России в среднем порядка 8% в год. По мировым меркам это по-прежнему весьма высокий уровень. На этом фоне активность заемщиков на рынке жилья будет зависеть от стоимости предмета их займа, тем более, что рыночные цены на недвижимость в РФ на индикативном в данном случае московском рынке в среднем почти в два раза превышают себестоимость данного вида продукции», - говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.

RealEstate.ru будет следить за развитием событий.

Юлия ВАСИЛЕНКО

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова