ALIA

Топ-менеджеры «Мосметростроя» получат прямой доступ к 100 млрд рублей госзаказа?

ООО «Эврострой», за которым, как выяснил RealEstate.ru, стоят, вероятней всего, руководители ОАО «Мосметрострой», продолжает выводить из ОАО крупнейшие его подразделения. На этот раз ФАС одобрило покупку «Эвростроем», который контролируется кипрским офшором, долей в двух бывших «дочках» «Мосметростроя» - «СМУ-1 Метростроя» и «СМУ -8 Метростроя». Впрочем, топ-менеджеры «Мосметростроя» итак контролируют ОАО. Скорее всего, вывод строительных «дочек» в собственный офшор позволит им распределять прибыль, например, от госзаказа, между собой напрямую, минуя, в частности, миноритариев ОАО.

ООО «Эврострой», за которым,  как выяснил RealEstate.ru, стоят, вероятней всего, руководители ОАО «Мосметрострой», продолжает выводить из ОАО крупнейшие его подразделения. На этот раз ФАС одобрило покупку «Эвростроем», который контролируется кипрским офшором, долей в двух бывших «дочках» «Мосметростроя» - «СМУ-1 Метростроя» и  «СМУ -8 Метростроя». Впрочем, топ-менеджеры «Мосметростроя» итак контролируют ОАО. Скорее всего, вывод строительных «дочек»  в собственный офшор  позволит им распределять прибыль, например, от госзаказа, между собой напрямую, минуя, в частности, миноритариев ОАО.

Как приватизировали «Мосметрострой»

Приватизация государственного  «Мосметростроя» в конце 2010 года была очень громкой. Контроль получило ООО «Центрострой»  действующего чиновника,  главы департамента строительства Минрегиона и председателя совета директоров «Мосметростроя» Владимира Когана. Отмены   этих торгов добивались два участника: группа Е4 Михаила Абызова и омское ООО «Мостовик». Но не добились.

Госкомпания была продана по демпинговой цене, о чем говорили возможные покупатели, отмечая коррупционный характер сделки. При обороте в 23 млрд руб. в 2009 году,  «Мосметрострой» был продан за 7,599 млрд руб. В марте 2011 года появилось сообщение, что пакет акций «Мосметростроя»  (не разглашается какой, но миноритарный) приобрел Сбербанк через свою дочку «Сбербанк инвестиции».

В конце 2011 года Коган продал свои акции менеджменту компании, о чем  генеральный директор  «Мосметростроя» Евгений Кашин рассказал в своем интервью газете «Ведомости». Сделку финансировал «Банк Москвы».

Топ-менеджмент консолидирует «дочек»

ООО «Эврострой», согласно ЕГРЮЛ, контролирует кипрский офшор «Порткрофт лимитед». Адрес московского офиса «Эвростроя» совпадает с адресом офиса  «Мосметростроя» - Красная Пресня, 28, телефон ООО «Эврострой» является телефоном юридической службы «Мосметростроя», а  в одном из арбитражных процессов в 2009 году  ООО «Эврострой»  и  аффилированую с «Мосметростроем»  "Лизинговую инвестиционную компанию"  представлял один и тот же человек. Тем самым, есть основания полагать, что за оффшором стоит топ-менеджмент  «Мосметростроя» во главе с Евгением Кашиным.

Кроме того, наращивать подрядные активы более всего имеет смысл именно тому, кто контролирует распределение подрядов. А это делает генеральный директор  «Мосметростроя» Евгений Кашин,  именно от него зависит, будет у тех или иных подрядчиков работа или нет. 

К настоящему времени  «Эврострой» контролирует уже  25 бывших  «дочек» «Мосметростроя». В группу компаний «Мосметстрой»,  по словам Кашина, всего входят 20 строительно-монтажных управлений, из них 15 строят метро. Однако, согласно отчету «Мосметростроя» за 2010 год, дочерних компаний у ОАО осталось только 10. Из них,  собственно строят метро: ЗАО  «СМУ-9  Мосметростроя» и ЗАО «Тоннельный отряд -6 Мосметростроя».

В конце апреля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила покупку  «Эвростроем»  51 % долей ООО  «Строительно-монтажного управления №1 Метростроя» («СМУ-1 Метростроя») , и  19% долей  в ООО «СМУ -8 Метростроя» ( в результате чего доля покупателя  увеличилась до 51%). Этих «дочек» в списке дочерних компаний «Мосметростроя»  по итогам 2010 года уже не было. Хотя ранее они существовали в структуре этой холдинговой компании.

То есть можно предположить, что топ-менеджеры «Мосметростроя», скупая бывшие подрядные дочки, получают напрямую их  денежные потоки. Если бы эта скупка шла через  материнскую компанию - «Мосметрострой», то тогда владение дочками было бы опосредованным, а в прибыли участвовали все акционеры  «Мосметростроя», в том числе и Сбербанк.   Кроме того, есть еще один важный нюанс: «Мосметрострой», получил самый большой годовой  госзаказ за новейшую историю в 100 млрд руб.

Ни руководство «Мосметростроя», ни руководство «СМУ-1» и «СМУ-8» не комментируют сделки.

СПРАВКА

ОАО  «Мосметрострой» - компания-предшественница  создана в 1931 году, основной подрядчик строительства Московского метрополитена.  Построила 177 станций метро и проложида 300 км линий метро. Выручка за 9 мес 2010 году составила 17,1 млрд руб. На  2011-2014 гг. ОАО «Мосметрострой» планирует выручку только по новым объектам строительства московского метрополитена  в размере 117,8 млрд руб. с НДС. При этом у компании есть и заказы на дорожное строительство.

В этом годуОАО  введет  участок Калининской линии от станции «Новогиреево» до станции «Новокосино», участок Митинско-Строгинской линии от «Митино» до «Пятницкого шоссе», участок Замоскворецкой линии от «Красногвардейской» до «Алма-Атинской», а также расширит депо «Печатники» и откроет второй вестибюль станции «Марьина Роща».

Евгений Кашин,  родился 24 августа 1954 года.  Закончил  Институт народного хозяйства им. Г.В.Плеханова.  Генеральный директор ОАО «Мосметрострой» с февраля 2011 года . До этого был первым заместителем генерального директора ОАО «Мосметрострой» с 2000 года. Ранее работал  гендиректором в Советско-Болгарском предприятии «Интергам»,  гендиректором ЗАО «Инвестиционная компания «Восток-Капитал»,  финансовым директором ООО «Холдинг Высоких Технологий».

ООО «СМУ-1 Метростроя»  существует с 2003 года, построило Бутовскую линию легкого метро, станции метро "Анино", "Крестьянская Застава", "Митино", «Марьина роща», второй выход из метро "Маяковская", Кутузовский тоннель и др., реконструировало  Большую Хоральную синагогу на Солянке. В настоящее время ведет проходку северного наклонного хода на станции «Марьина роща». 

ООО «СМУ-8 Метростроя» основано в 1931 году, построило 22 станции  метро, в настоящее время у этой компании самый крупный заказ на 10,5 млрд рублей на продление радиуса Люблинской и Дмитровской веток метро, который предполагает строительство новых станций, тоннелей и тоннельных сооружений. Об этом рассказал realestate.ru главный инженер ООО «СМУ-8 Метростроя» Александр Медведев.  Проект рассчитан на 4 года. К 2014 году предстоит построить 12 км Люблинско-Дмитровской линии от«Марьиной Рощи» до «Селигерской»— это шесть станций глубокого заложения. Строительство этого участка было начато еще в 1986 году, но в 1991 году его заморозили из-за нехватки денег. Мэр Сергей  Собянин настаивает на окончании проекта в 2013 году.

Наталья Кузнецова