Рубрики раздела события

Лента

Сохранение брусчатки на Баррикадной под вопросом

13 сентября 2012
Источник в префекутре ЦАО сообщил RealEstate.ru, что решение о возврате исторической брусчатки на Баррикадную может быть снова пересмотрено. В связи с чем мы спросили экспертов: что все же будет лучше для города и горожан – сделать новое покрытие, которое, возможно, не будет таким долговечным как брусчатка, зато комфортней для пешеходов и автомобилистов, или отреставрировать более надежный исторический слой? Насколько реставрация дороже? ДИСКУССИЯ

На днях в Москве разгорелся нешуточный скандал: на Баррикадной улице рабочие начали демонтаж исторической брусчатки и замену ее на обычную тротуарную плитку. Впрочем, потом чиновники сообщили, что брусчатку отреставрируют и вернут на место. Но судя по всему, окончательного решения еще нет - об этом нам сообщил источник в префектуре ЦАО. Поэтому RealEstate.ru решил выяснить у экспертов: что в итоге лучше для города - новое покрытие, которое, возможно, не будет таким долговечным как брусчатка, зато комфортней для пешеходов и автомобилистов, или реставрация и сохранение более надежного исторического слоя? Насколько реставрация дороже? ДИСКУССИЯ

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Напомним, что еще в 2011 году власти Москвы начали масштабные работы по замене старого асфальта на тротуарную плитку. 12 сентября руководитель столичного департамента ЖКХ и благоустройства Андрей Цыбин заявил РИА Новости, в этом году уложено уже 460 кв. м плитки, а в прошлом – всего 330 тыс. кв. м.

По его словам, в 2012 году плитка, в основном, укладывалась в парках, скверах и на пешеходных зонах. Однако на днях выяснилось, что ремонт дорожного покрытия коснулся исторических мест, в частности, Баррикадной улицы, которая, как известно, вымощена старинной брусчаткой. Это предмет ненависти многих автолюбителей и объект любви московских историков. Рабочие начали демонтаж брусчатки, и, по словам очевидцев, замену ее на низкокачественную тротуарную плитку.

В понедельник, 10 сентября, депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Агеев направил запрос столичную градоначальнику Сергею Собянину с требованием «провести служебное расследование и прекратить действия, уродующие Москву». Член Госдумы отметил, что реконструкция вредна для Москвы, и не имеет ничего общего со здравым смыслом.

«Я называю происходящее варварством, – заявил корреспонденту Realestate.ru Александр Агеев. – Зачем уродовать неповторимый облик этого исторического места столицы? Брусчатка, которая хранит множество легенд, переживет еще не одного мэра. А вот тротуарная плитка – это нелепая замена, причем низкого качества. Видимо, перед чиновниками стояла цель освоить бюджетные средства. Я считаю, что это как минимум неэффективные расходы».

В свою очередь, представители общественного движения «Архнадзор» на своем сайте опубликовали сообщение, в котором заявили, что помимо шокирующего визуального отличия новой поверхности на Баррикадной улице от исторической брусчатки, гранит уступает габбро-диабазу по прочности и стойкости. Проще говоря, новое покрытие будет не только некрасиво, но еще и недолговечно.

Похоже, что шум, поднятый вокруг демонтажа брусчатки на Баррикадной, принес свои плоды. Советник главы департамента культурного наследия столицы (Мосгорнаследие) Николай Переслегин заявил, что ценные исторические фрагменты брусчатки на Красной Пресне и Кузнецком мосту в Москве будут сохранены.

«Сейчас на улицах Красная Пресня и Кузнецкий мост осуществляется плановая реставрация дорожного покрытия. Ценные исторические фрагменты брусчатки начала XX века будут сохранены. Будут реконструированы те места, которые подвергались замене в 70-80-е годы», - цитирует РИА Новости слова Переслегина.

Представитель Мосгорнаследия пояснил, что брусчатка, реконструированная в 70-80-е годы XX века, была изношена, местами «залатана» асфальтом, в результате чего образовались ямы, создававшие сложность, как для пешеходов, так и для автомобилей. Что же касается плитки, то, по словам Николая Переслегина, это была пробная укладка префектурой ЦАО Москвы, которая будет заменена аутентичной брусчаткой. «Мосгорнаследие настаивает на восстановлении аутентичной брусчатки. Будет сохранен исторический облик места, настроение», - сказал Переслегин.

И пресс-служба префектуры ЦАО Москвы распространила сообщение о том, что историческая брусчатка, которую начали демонтировать в районе станции метро «Баррикадная», будет возвращена на место после выравнивания дорожного покрытия под ней и укладки бетонного основания. Впрочем, как сообщил источник в префектуре, окончательного решения еще нет.

В то же время опрошенные Realestate.ru эксперты разошлись во мнениях: нужна ли на Баррикадной старая брусчатка или ее стоит заменить на более новое и безопасное покрытие? Заметим, что у каждого варианта есть свои плюсы и минусы.

 

ДИСКУССИЯ 
ЗА НОВОЕ ПОКРЫТИЕ
«Брусчатку выгоднее и безопаснее – заменить!»

Александр Сафин, архитектор компании Homeland:

- Я часто ходил по Баррикадной улице и могу сказать, что каменная брусчатка там серьезно просела и требует либо замены, либо ремонта. На проезжей части и вовсе создаются аварийные ситуации каждый раз, когда камень под колесами машины идет волнами. Конечно, можно снять это все, отреставрировать, привести в порядок дорогу и положить камни обратно, но это несколько миллиардов рублей. Поэтому, на мой взгляд, рациональнее ее заменить. То, что плитка лежит на Баррикадной улице с 1905 года, лично я сомневаюсь, так как бортики у нее довольно новые.

ЗА СТАРИННУЮ БРУСЧАТКУ
«Брусчатка имеет неоспоримую историческую ценность!»
Александра Малютина, генеральный директор архитектурного бюро MKV architects:

- Брусчатка на Баррикадной улице уложена еще в 1905 году, она является самой старой в Москве и имеет неоспоримую историческую ценность. Участков вымощенных брусчаткой в Москве осталось всего несколько: помимо Баррикадной улицы, сохранился участок на Кузнецком мосту, Столешниковом переулке и, пожалуй, на Красной площади. Задача мэрии – сохранение и поддержание подобных мест в хорошем состоянии.

Необходимо отремонтировать проседания и качественно уложить старую брусчатку, которая, кстати, находится в отличном состоянии и может еще пролежать десятилетия, что не скажешь о современной плитке, которая начинает крошиться еще на этапе укладки. И в плане стоимости работ тут уже все не так очевидно, что будет стоить дороже: качественно отреставрировать и уложить историческую брусчатку или каждый год менять современную, хрупкую, не правильно уложенную плитку. Для сравнения, срок службы брусчатки при правильном монтаже – более 100 лет, а срок службы современной гранитной плитки, опять же при правильном монтаже – 15-25 лет и то, это довольно оптимистичный прогноз, учитывая наши погодные условия.

На самом деле вопрос о реконструкции Баррикадной улицы поднимают уже не в первый раз. Несколько лет назад его уже обсуждали, а сейчас просто вернулись к нему. Не хочется делать неверных выводов, но уже давно складывается ощущение, что власть не сильно интересуется сохранением исторического облика Москвы и нивелирует разницу между понятиями реставрации и новодела.

Реставрация брусчатки немного сложнее и менее прибыльна, чем просто укладка новой плитки. Нужно аккуратно снимать верхний слой – саму брусчатку, нумеровать ее, поднимать «подушку» в тех местах, где она просела, а потом укладывать брусчатку на место. В городе, уважающем свою историю, возможно единственное решение – бережная реставрация.

От редакции

К сожалению, никто из экспертов и чиновников не смог дать нам точные цифры по стоимости укладки новой плитки и реставрации брусчатки на спорном участке. СМИ писали, что власти выделили 150 млн рублей на замену брусчатки здесь. Но по информации собеседника Realestate.ru из префектуры ЦАО, на данный момент «аварийные работы» по 7 адресам, в которые входит не только Баррикадная улица, но и Кузнецкий мост, Малый Толмачевский и Лаврушинский переулки, Комиссарский мост и др. объекты оценены в 575 млн рублей. Что же касается брусчатки, по некоторым данным, ее реконструкция (включая замену подушки) на Красной Площади оценивалась в 6 млн долларов, т.е. порядка 180 млн рублей.

Получается, что стоимость затрат на укладку плитки и на реставрацию старого покрытия вполне сопоставима, а не различается в разы, как говорят эксперты. В этом случае, конечно, выгодней реставрация, если старинные булыжники куда долговечнее новой плитки. Но! сохраняя историческое покрытие, власти все же не решат проблему с удобством пешеходов и автомобилистов. Посмотрим, чем они пожертвуют в итоге.

Мария Лукина 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова