Рубрики раздела события

Лента

Северо-Западная хорда: и экологию ухудшит и трафик не облегчит?

08 августа 2013
Новая магистраль должна связать столицу и Сколково. Однако на днях против ее строительства у штаба Собянина прошел пикет – жители примыкающих к хорде улиц протестуют против ухудшения условий их жизни: повреждения фундаментов домов, повышения загазованности, массовой вырубки деревьев. Власти в ответ на критику замечают, что хорда - это единственный и необходимый выход из ситуации, кроме того, обещают жителям новые деревья, бесплатные окна и шумозащитные экраны. Независимый эксперт полагает, что улицы, которые расширяют под хорду слишком малы для этих целей, а самое печальное то, что, по его мнению, магистраль не сильно разгрузит трафик. КОНФЛИКТ

Новая магистраль, которую с нетерпением ждут автовладельцы, должна связать столицу и Сколково. Однако на днях против ее строительства у штаба Собянина прошел пикет – жители примыкающих к хорде улиц протестуют против ухудшения условий их жизни: повреждения фундаментов домов, повышения загазованности, массовой вырубки деревьев, круглосуточного строительного шума. Власти в ответ на критику замечают, что хорда - это единственный и необходимый выход из ситуации, кроме того, обещают жителям новые деревья, бесплатные окна и шумозащитные экраны. Независимый эксперт полагает, что улицы, которые расширяют под хорду слишком малы для этих целей, а самое печальное то, что, по его мнению, магистраль не сильно разгрузит трафик. КОНФЛИКТ

СУТЬ КОНФЛИКТА

С Северо-Западной хордой власти Москвы определились еще в марте 2011 года, отвергнув из-за дороговизны проект времен мэра Лужкова – четвертое транспортное кольцо (оно должно было обойтись в сумму более триллиона рублей).

Хорда, которая обойдется налогоплательщикам в 63 млрд рублей и протянется на 29 км должна к 2015 году связать Сколково и столицу. Кроме того, вкупе с другими аналогичными магистралями, Северо-Западная хорда, по замыслу властей, выгодно компенсирует отсутствие Четвертого кольца.

Между тем некоторые эксперты считают, что хорда не разгрузит движение в столице, а лишь «оправдает» существование Алабяно-Балтийского туннеля, который сейчас достраивается с опозданием и является частью неосуществлённых планов бывшего мэра – частью отвергнутого проекта того самого Четвертого кольца.

Строительство трассы сопровождается скандалами властей с жителями ближайших к хорде домов. В районе улицы Народного Ополчения между домами 32-44 в первые же дни стройки было вырублено 625 деревьев. Как заметили горожане, деревья пилили не только вдоль трассы, но и на прилегающих территориях улицы Берзарина. Под уничтожение попали так же деревья вдоль ж/д ветки Курчатовского института, хотя этот район не входит в зону стройки. А две недели назад была окончательно вырублена последняя аллея на улице Народного Ополчения. Кроме того, проект трассы небогат пешеходными переходами, а это значит, что бывшие соседи будут практически отрезаны друг от друга.

ЗА

Власти убеждают, что строительство Северо-Западной хорды позволит уменьшить транспортную нагрузку на центральную часть города и нагрузку на кольцевые магистрали (МКАД, ТТК) в северо-западной части города. Появится диагональная связь между северо-восточными и юго-западными районами города.

Главный проектировщик хорды, начальник управления комплексного проектирования НПО «Космос» Сергей Чеботарев рассказывал порталу «Газета.ру», что хорды строятся примерно вдвое быстрее, чем то же Четвертое кольцо. «Они примерно в 2—2,5 раза дешевле, - подсчитал Чеботарев. - К тому же хорды имеют некоторое преимущество в вопросах съездов».

По словам проектировщика, даже «прекрасно функционирующее Третье транспортное кольцо» не везде имеет хорошие съезды. «У системы хорд уже изначально есть прекрасная связь с окружающими районами. В конечном итоге нужно строить и то и другое, но в определенной последовательности», - считает Чеботарев.

Что касается неудобства жителей, то, как заявил проектировщик, будет реализован целый комплекс мероприятий. «Если говорить об улицах Народного Ополчения и Большой Академической, то это замена за счет города окон там, где будут превышены нормативы по шуму. В местах, где это нужно и возможно, защитные экраны. Обязательно будет комплекс компенсационного озеленения», - рассказал начальник управления комплексного проектирования НПО «Космос».

Это мнение готов защитить и ведущий специалист отдела развития группы компаний «Эшелон геолайф» Михаил Каштанов. Он рассказал газете «Ведомости», что при строительстве новых магистралей перед городским правительством всегда встает ряд проблем: возможность прокладки многополосных трасс и многоуровневых развязок на перекрестках для обеспечения бессветофорного движения, затраты на их строительство, соответствие существующим транспортным потокам. «В этой связи схема прохождения Северо-Западной хорды по указанным территориям выбрана достаточно удачно. Это крупные дороги, которые сейчас решают транспортные проблемы смежных районов. Не везде они достаточно широки, но при строительстве новых трасс власти пытаются бороться с “бутылочными горлышками” либо путем строительства эстакад, либо путем изменения схемы прохождения самой дороги», — говорит эксперт.

ПРОТИВ

У жителей улицы Народного ополчения и других, по которым пройдет хорда, есть немало претензий к этому проекту, начиная с выбора подрядчика властями.

Во-первых, за компанией НПО "Космос" еще остаются обязательства по Алабяно-Балтийскому тоннелю у метро "Сокол", который строится с 2007 года и изначально должен был быть готов в 2009. Несмотря на то, что компания объясняет задержку техническими сложностями, ее репутация от этого проигрывает. К тому же недавно на компанию был подан иск о банкротстве. Правда, следует признать, через некоторое время истец отозвал свое заявление, а суд постановил дело прекратить. Но, что называется, осадок остался.

Во-вторых, строители забивают сваи не только днем, но и ночью. По свидетельству очевидцев, звонки в полицию не приводят к желаемому результату.

Но это все не так существенно по сравнению с тем негативом, который несет в себе ухудшение экологической ситуации и расширение улицы Народного Ополчения до десяти полос.
 

«Сегодня, округ Щукино лишился еще одной зеленой зоны, где отдыхали жители. НПО "Космос" уничтожило скверик у фонтана рядом со станцией метро "Октябрьское поле". Не поставив в известность ни Управу Щукино, ни ГУИС, приехали и уничтожили. Обе организации заявили, что они не в курсе о том, что происходит у них под носом. Сказал, что ничего не знает о вырубке у метро "Октябрьское поле" и руководитель управления комплексного проектирования "Космоса" Сергей Чеботарев», - пишет в блоге на «Эхо Москвы» местная жительница Анна Николаева.

Активистка Екатерина Рязанова, организовавшая недавний пикет, сказала корреспонденту RealEstate.ru, что в нескольких местах деревья срубили "для количества". Само строительство она прокомментировала так: «Сейчас НПО «Космос» забивает сваи на четной стороне улицы, буквально в 10 метрах от домов! Жители говорят, что фундамент уже осел, и в подвалах текут трубы...».

«Раскатать десять полос перед жилыми домами – это дикость! - говорит Рязанова. - До этого был проект Четвертого транспортного кольца, где между домами было 500 метров. Но сейчас строят хорду на 60-метровой улице».

О прошедшем 6 августа  пикете активистка сказала, что «все прошло нормально, нас было 6 человек». «Полиция поинтересовалась пикетом, но никакой агрессии на этот раз не было», - сказала Рязанова, намекнув, что ей есть с чем сравнить. По ее словам, изначально организаторы акции хотели согласовать пикет на 30 человек, но власти почему-то разрешили прийти десяти, хотя, по мнению активистов, площадка перед штабом врио мэра Сергея Собянина вполне просторная.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов назвал строительство Северо-западной хорды продолжением самого факта наличия Алабяно-Балтийского тоннеля. «Были альтернативы, был шанс прохождения трассы вдоль железно-дорожных путей. В некоторых местах потребовались бы эстакады, но это было бы дешевле, чем строительство тоннеля, который обошелся почти в 2 миллиарда рублей, - сказал Шкуматов. - Почему-то потребовалось именно это сложнейшее инженерное сооружение». По мнению Шкуматова, тоннель такого масштаба в этом месте не нужен.
 
Координатор уверен, что лучше было бы на худой конец тоннель вовсе сузить, то есть не пускать часть в эксплуатацию.

Дело в том, что начало хорды – Ярославское шоссе – довольно узкое место, которому хорда «не поможет, так как там перманентный коллапс – крупный торговый центр». Конец магистрали выход на Сколковское шоссе, но заканчиваться движение будет в основном на Можайском. «А там итак печально – там все стоит. Можайское шоссе резко сужается, - сказал Шкуматов. - Если Северо-Восточную хорду можно представить: чем начинается и чем заканчивается, (трасса М11 и шоссе Москва-Ногинск) то Северо-Западная хорда – это искусственное вынужденное сооружение. Что-то типа «не хотели, так получилось». Им (властям – ред.) либо придется признать, что они выкинули зря 2 миллиарда рублей, либо придется призвать к ответственности тех, кто дал добро на строительство тоннеля. То есть Лужкова и его команду».

Координатор «Синих ведерок» считает, что жителям, придется понять: в случае удачи их протестов, властям придется искать виноватых в том, что 2 миллиарда рублей были потрачены зря. «И скорее всего тогда виноватыми объявят горожан с их протестами», - добавил Шкуматов.

ТРЕТЬЯ СТОРОНА

Директор НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин ответил RealEstate.ru, что: «...хордовые связи нужны в городе - это не предмет дискуссии. Другое дело, что градостроители не определились с тем, можно ли взять старую московскую улицу и сделать ее элементом большой магистрали».

По словам Блинкина, достаточно поехать на Третье транспортное кольцо от проспекта Гагарина и до рубежа "Москва-Сити", чтобы увидеть идеальную дорогу, отвечающую «любым европейским нормам».

«Эта часть трассы изолирована от жилых домов, - объяснил Блинкин. - Когда заезжаешь в московскую улицу, например Беловую, то можно увидеть, насколько плохо по трафику и по условиям жизни горожан, живущих в этом районе, она спроектирована».

Эксперт уверен, что «если градостроители тратят большие московские деньги, то должны тратить их так, чтобы горожане им аплодировали».

«Выходит, что тратят деньги горожан и тут же идут на конфликт с ними», - заметил директор НИИ.

Эксперт считает, что в Москве сегодня нет реальной возможности строить большие магистрали. «Продолжают культивировать идею, что трата десятков миллиардов рублей на новые магистрали решит проблемы автовладельцев. При такой плотности застройки она не решится никакими тратами!», - говорит Блинкин. Он пояснил, что видит в городе один резерв для новых транспортных связей. Это полосы отвода железных дорог. Хотя спикер признает, что это сложно и технически, и организационно, но другого пути, по его мнению, просто нет.

Что касается Алабяно-Балтийского тоннеля, то его Блинкин назвал «чемоданом без ручки» и супердорогим проектом, который «связал зачем-то две улицы».

«Какой начальник теперь примет решение оставить этот тоннель в качестве памятника? – задал ученый риторический вопрос. - Сейчас пришли жители и сказали, что они правы, а с другой стороны - автовладельцы, которые питают иллюзию, что Северо-Западная хорда будет им полезна. Эта иллюзия распространенная. Политики имеют дело как раз не с экспертным, а с общественным мнением. И в обществе 9 из 10 человек наверняка ждут появления хорды.

Ее построят только для того, чтобы спасти вложенные при Лужкове деньги. Я сочувствую Сергею Семеновичу (врио мэра Москвы Сергею Собянину – ред.). Возможность проехать по платной магистрали или утрата городской среды? На мой взгляд, во втором случае негатива больше. И любое из этих решений не прибавит популярности политику».

Анна Кузнецова 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова