Рубрики раздела события

Лента

РЕФОРМА ЖКХ / Минрегион призывал граждан наладить финанасовый контроль за коммунальными расходами

02 августа 2006
Регионы саботируют проведение реформы управления жилфондом, а население ленится

«Авось пронесет»

Минрегион озаботился проблемой управления жилфондом. Прокатившись по стране с проверками, чиновники констатировали нежелание местных властей исполнять федеральные законодательные акты. Местные власти «позаботились» о гражданах не дожидаясь 1 января (к этой дате россияне, согласно Жилищному Кодексу (ЖК), должны избрать вариант управления многоквартирными домами), назначив свое управление. Администрация муниципалитетов намертво ухватилась за денежный поток, формируемый коммунальными платежами населения. Проблемы неорганизованности населения и неопределенности новых коммунальных тарифов связаны с пробуксовкой реформы местного самоуправления.

«Уже полтора года назад власти на местах должны были приступить к формированию комплексной инвестиционной программы устойчивого развития муниципального образования», - заявил на днях  журналистам директор департамента жилищно-коммунального хозяйства Минрегиона РФ Ремир Мукумов, заключив, что «желание работать по старинке превалирует над здравым смыслом и над желанием исполнять закон». Более половины субъектов РФ информацию не предоставили, а те, кто отреагировал, прислали «отписки». Эмоциональные выражения чиновник подкрепил аргументом, который должен заставить «субъектовые» (сленг чиновников – ред.) власти шевелиться. Дотации из федерального бюджета на компенсацию субсидий гражданам не будет, несмотря на надежды муниципалитетов, живущих под девизом, как сказал Р.Мукумов, «авось пронесет».

Тем не менее, к 1 июля будущего года формирование инвестиционно-производственных программ должно быть завершено, настоял Р.Мукумов и пригрозил, что проверка субъектов РФ на лояльность к реформе ЖКХ продолжится при поддержке представителей Генпрокуратуры.

В большинстве регионов РФ региональные стандарты после принятия постановления правительства «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (от 14 декабря 2005 г. № 761) не установили. А без этого расчет размера субсидий в денежной форме невозможен.

Ещё один пример «палок в колёса» жилищной реформе – рекомендации органов самоуправления некоторых муниципальных образований выбирать на собраниях «непосредственное управление», при котором собственники заключают прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Однако эти организации отказываются отвечать за обслуживание внутридомовых инженерных систем, что в итоге приведет к тому, что ответственного за непредоставление услуг или за аварию найти будет невозможно.

Более того, в большинстве субъектов РФ и подавляющем большинстве муниципальных образований нарушается закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», вступившего в силу 1 января текущего года. По этому закону должны быть определены органы регулирования, имеющие право легитимно устанавливать тарифы. В большинстве случаев такие органы не определены, а это значит, что тарифы на 2007 год, которые будут сформированы по старым схемам, могут быть оспорены как установленные с нарушением действующего законодательства.

Кроме того, Минрегион обращает внимание на то, что органы местного самоуправления впрямую нарушают ЖК, рассчитываясь с населением через муниципальные единые расчетно-кассовые центры (ЕРКЦ). И потом, хоть и должны эти субсидии предоставляться гражданам местной властью (органами самоуправления или уполномоченным муниципальным учреждением), власти субъектов РФ понуждают заключать соглашения о передаче этой функции на региональный уровень.

Причины неисполнения требуют конструктивного разбирательства компетентных органов, надзирающих за исполнением законодательства. Однако, и так ясно, что в процессе реформы федеральные власти призывают потребителей активно бороться с органами местного самоуправления путем определения и контроля за расходами на содержание жилфонда. Для примера приведем только одну статью расходов: капитальный ремонт жилых домов в России. В 2005 году из казначейства на эти цели потрачено 108 млрд. рублей, Есть за что побороться.

Минрегион призвал граждан платить ДЭЗам, которые, скорее всего, останутся «сидеть» на финансовом потоке следует строго по прейскуранту, только на договорной основе, а цены (да и сам прейскурант) определять самим на собраниях собственников квартир. Местные же власти, обязанные вести разъяснительную работу либо отмалчиваются, либо намеренно вводят в заблуждение людей.

Сегодня в России насчитывается 26 тыс. товариществ собственников жилья (ТСЖ), а по федеральной статистике, исходя из количества многоквартирных домов (а они могут быть объединены под управлением одной организации), должно организоваться 391 тыс. Для определения справедливых тарифов на содержание домов сроку для организации граждан осталось менее года. О реальности исполнения этих «планов» может безошибочно судить каждый из нас.

Последствия саботажа коммунальной реформы местными властями очевидны уже сейчас: разница между потребностями организаций коммунального комплекса в финансовых средствах и дотациями, рассчитываемыми в соответствии с установленными тарифами будет увеличиваться, а кредиторская и дебиторская задолженности в коммунальном комплексе продолжат расти, не оставляя надежд на партнерство частного бизнеса в деле управления жилищным фондом.

Иван Шадрин, Владислав Долгов

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова