Рубрики раздела события

Лента

Кому выгодно провести трассу Москва - Петербург через Химкинский лес?

02 апреля 2010
Недавно Верховный суд РФ признал законным перевод порядка 150 га Химкинского лесопарка из земель лесного фонда в земли транспорта для строительства через него первого участка трассы Москва-Петербург. По мнению экологов, суд таким образом поставил уникальный Химкинский лес,входящий в защитный лесопарковый пояс Москвы, под угрозу уничтожения

Недавно Верховный суд РФ признал законным перевод порядка 150 га Химкинского лесопарка из земель лесного фонда в земли транспорта для строительства через него первого участка платной магистрали Москва-Петербург. Поводом для обращения экологов в суд стало распоряжение главы правительства о переводе земель Химкинского леса в земли транспорта и промышленности, подписанное им 5 ноября 2009 года. Как отметили заявители, изданное распоряжение противоречит федеральному законодательству, по которому перевод земель при наличии других вариантов размещения будущей трассы, невозможен. Более того, по мнению защитников природы, премьер Владимир Путин, таким образом, поставил точку в трехлетней борьбе экологов, Гринписа России, Всемирного фонда дикой природы и 20 тысяч россиян за сохранение уникального Химкинского леса, входящего в защитный лесопарковый пояс Москвы, и поставил его под угрозу уничтожения.

Напомним, что решение о строительстве федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы до Санкт-Петербурга через Тверь и Новгород было принято в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010)». Трасса Москва – Петербург будет платным 10-полосной экспресс-вейем протяженностью около 650 км. Планируется, что 43 км трассы пройдут по Химкинскому лесу. Строительство первого участка трассы Москва - Санкт-Петербург намечено на 2010 год и продлится три года.

Несмотря на то что необходимость строительства современной трассы между двумя столицами ни у кого не вызывает сомнений, ее прохождение по Химкинскому лесу уже несколько лет рождает волну недовольства не только у местных жителей, но и у экологов, и транспортников. Согласно последнему проекту, трасса Москва-Петербург, проходящая по столице вдоль Октябрьской железной дороги, выйдя за МКАД, в районе Химок делает поворот на север под углом в 45 градусов в сторону Химкинского леса. Разрезая его пополам, магистраль доходит да аэропорта Шереметьево, после чего снова поворачивает южнее и возвращается на свое основное направление вдоль Ленинградского шоссе.

Зачем высокоскоростная трасса делает такую петлю, не понимают ни эксперты по транспорту, ни экологи. Во-первых, когда скоростной экспресс-вей начинает делать повороты, утверждают специалисты по транспорту, это влечет за собой потерю скорости движущихся по нему автомобилей примерно на 30-50 км/ч – что само по себе противоречит замыслу проекта. Более того, предлагаемый проект трассы делает ее длиннее на 8 км, чем если бы она шла по прямой.

Во-вторых, проходя через лес, трасса практически уничтожает Химкинский лесопарк, входящий в лесозащитный пояс Москвы. «Только на своем пути трасса уничтожает три территории, находящиеся в статусе особо охраняемых природных зон. Дубовую рощу – уникальное место в ближайшем Подмосковье, где есть родник и столетняя дубрава. Далее на своем пути магистраль проходит по мезотрофному клюквенному болоту и пойме реки Клязьма, которая именно на этом участке сохранила свое первозданное состояние. Вместе с уничтожением деревьев трасса уничтожит всю экосистему леса, в которой сегодня живут лоси, кабаны и множество птиц», - рассказывает лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. При этом, заходя в Химки, трасса Москва-Петербург ювелирно обходит полигон твердых бытовых отходов – помойку высотой в десятиэтажный дом – и проходит в 80 метрах от окон многоэтажного микрорайона «Левобережный». Таким образом, жители оказываются зажатыми с одной стороны свалкой, с другой – МКАДом и будущей скоростной трассой «Россия».

Более того, по первоначальному проекту вдоль трассы намечалось активное освоение придорожной территории, для чего через лес предполагалось вырубить полосу шириной в 3 км, которая, по сути, уничтожала 90% лесных угодий. Правда, активность экологов заставила власть пересмотреть это решение и сузить просеку до 100 м. Однако, несмотря на отмену самого одиозного распоряжения правительства Московской области, радоваться пока рано. Ведь согласно Схеме территориального планирования главного управления архитектуры и градостроительства Московской области, Химкинский лес по-прежнему является «зоной концентрации градостроительной активности». Более того, сама практика строительства в ближнем Подмосковье последних десятилетий показывает, что застройка в регионе зачастую ведется на не предназначенных для этого землях. А близость к главной транспортной артерии северо-запада Подмосковья станет дополнительным стимулом для захвата территории вокруг нее.

Кроме того, строительство придорожной инфраструктуры, противоречит не только экологическим соображениям и требованиям жителей подмосковных городов, но и самому титулу магистрали Москва-Петербург – скоростной трассы, хай-вея. «Согласно мировому опыту такие дороги должны строиться с минимальным числом точек доступа. На сто километров должно быть не более трех точек примыкания. Трасса Москва-Петербург – мирового уровня, для дальнего транзита в Скандинавию и Европу, а не для нужд местных жителей, которые, наоборот, должны быть максимально доступны. Экспресс-веи же встроены в систему европейских транспортных коридоров, они по определению ничем не могут быть застроены. Это противоречит даже не жителям и экологии, а прежде всего титулу самой дороги», - поясняет директор НИИ Транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Хотя строительство трассы Москва-Санкт-Петербург через Химкинский лес власти оправдывают тем, что других вариантов ее прохождения нет, по мнению экспертов, существует как минимум пять вариантов того, как можно провести магистраль, не заходя в лес. «Мы знаем достойный пример того, как построили тоннель под Серебряным бором, сохранив тем самым уникальный лесопарк. Можно поднять трассу на эстакаду. Можно пустить до Шереметьево метро и/или подземную автотрассу как это сделано в Крылатском и т.д. Мэр Москвы Юрий Лужков, к примеру, предлагал провести трассу по Лобне». При этом самым логичным путем трассы было бы встраивание ее в уже существующий транспортный коридор вдоль железной дороги. «Есть прекрасный транспортный коридор вдоль Октябрьской железной дороги. Да, такое расположение влечет за собой трудности, связанные с переселением жителей, это дороже. Но при тех масштабах инвестиций, которые там необходимы, особой роли это не сыграет», - предлагает М.Блинкин из НИИ Транспорта и дорожного хозяйства.

То, что проект трассы Москва-Петербург, вызывающий столь сильную волну недовольства, так активно лоббируется властью – как подмосковной, так и федеральной – наталкивает на очевидную мысль, что это кому-то выгодно. Как рассказал RealEstate.ru М.Блинкин, главный довод именно такого варианта – «желание приблизить трассу к аэропорту Шереметьево», председателем Совета директоров которого по совместительству является министр транспорта РФ Игорь Левитин. А вторая не менее экономически выгодная причина кроется в том, что «вокруг трассы возникают достаточно выгодные условия освоения территории, которые могут быть интересны многим бизнесменам».

На сегодняшний день общественным движением «За Химкинский лес» подана кассационная жалоба на решение Верховного суда, которая будет рассмотрена 22 апреля. Как заявила лидер движения Евгения Чирикова, защитники уверены, что они проиграют дело в российской судебной системе и уже ждут окончательного решения суда, чтобы подать иск в Страсбургский суд. 

Кроме того, у защитников леса есть надежда и на европейское бизнес-сообщество, которое пока явно не спешит инвестировать в столь «сомнительный» проект. Несмотря на многочисленные заявления в прессе, о том, что инвесторы строительства уже найдены, после многочисленных призывов движения «За Химкинский лес» главный потенциальный инвестор проекта – Европейский банк реконструкции и развития – прислал организации письмо (имеется в распоряжении RealEstate.ru), в котором говорится, что «в данный момент ЕБРР находится на этапе проведения проверки проекта; кроме того, Банк продолжает проведение экологической и социальной оценки соответствия проекта требованиям Экологической политики ЕБРР».

К сожалению, грозящее уничтожение Химкинского леса вписывается в общую градостроительную политику администрации города Химки последних лет, когда под видом благоустройства территории фактически происходит её полное вырождение. Как рассказал RealEstate.ru архитектор и химчанин Александр Можаев, «послевоенная застройка центральных, зелёных и малоэтажных кварталов города сегодня полностью сменяется 30-этажными башнями. При этом без изменений остается  уличная сеть, которая только продолжает усиливать нагрузку на наиболее проблемную часть Ленинградского шоссе, от МКАД до поворота на Шереметьево-2. К тому же, под вырубку определены десятки старых деревьев». В итоге, Старые Химки, бывшая дачная местность, до сего момента имевшая славу города-сада, превращается в банальный многоквартирный муравейник.

«Наиболее ярким символом беззастенчивого «освоения территорий» могут служить трёхметровые железные заборы, которыми с недавних пор отгорожены тротуары трёх центральных улиц Старых Химок, - говорит А.Можаев. - Таким образом, местные власти отгородили крупнейший в Подмосковье стадион, построенный вдалеке от шоссе, внутри жилых кварталов. Отныне эти уютные заборы будут изолировать горожан от толп футбольных болельщиков, шествующих на матчи по улицам города».

Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА  

Фото: http://www.ecmo.ru/

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова