Рубрики раздела события

Лента

ГОРОД/ «Апельсин» встал у общественности в горле

22 декабря 2008
Бизнес и общество спорят о судьбе 54 тыс. кв.м ЦДХ

В марте на выставке MIPIM 2008 в Каннах президент компании «ИНТЕКО» Елена Батурина представила проект здания «Апельсин», который, по ее словам, в случае объявления конкурса на реконструкцию здания ЦДХ примет в нем участие. По проекту «ИНТЕКО», на нижних этажах здания площадью 80 тыс. кв.м должны разместиться ЦДХ и филиал Государственной Третьяковской галереи на Крымском Валу, а на верхних – элитные апартаменты с гостиницей. С момента показа «Апельсина» споры вокруг этой территории не утихают. С одной стороны, городские власти уверяют, что перед строительством будет проведен конкурс как на инвестора, так и на архитектурный проект. А с другой – общественность выступает против сноса памятника архитектуры 1970-х годов, которых в Москве осталось считанное количество.

"Представленный в Каннах проект здания "Апельсин" настолько органичен, что может быть построен в любой точке мира", - заявила на брифинге для журналистов на выставке MIPIM 2008 президент компании "ИНТЕКО" Елена Батурина. "Конечно, хотелось бы, чтобы такое здание появилось в Москве. Если будет объявлен конкурс на реконструкцию территории ЦДХ, то наша компания примет в нем участие", - добавила она.

Представленный ею проект напоминает разрезанный на дольки апельсин, каждая из пяти частей которого сильно наклонена и выступает отдельным объемом. Внешнюю сторону полностью остекленных «долей» планируется сделать оранжевой, а внутреннюю – серебристой. Проект здания «Апельсин» был сделан известным британским архитектором сэром Норманом Фостером, к чьему творчеству с особой симпатией относится действующее московское правительство. Напомним, именно он занимается проектированием в столице территории Зарядья, на месте снесенной гостиницы «Россия», башни «Федерация» в Москва-Сити и участвует в конкурсе на реконструкцию Пушкинского музея.

Площадь «Апельсина» по проекту составляет 80 тыс. кв.м, что почти на четверть больше существующего сейчас здания площадью 54 тыс. кв.м, из которых 24 тыс. кв.м занимает Третьяковская галерея и 18 тыс. кв.м – Центральный Дом художника. Предполагается, что помимо традиционной «культурной» составляющей, в «Апельсине» будут размещены и коммерческие площади: на первых этажах должны быть расположены Дом художника и Третьяковская галерея, а на верхних – элитные апартаменты и гостиница.

Надо сказать, идеи реконструкции или замены здания ЦДХ, построенного в 1970-х годах архитекторами Николаем Сукояном и Юрием Шевердяевым, мягко говоря, не новы. Одно время были идеи сделать это место доминантным в градостроительной системе города и даже перенести сюда памятник В.Мухиной «Рабочий и Колхозница». Последний конкурс на эту территорию проводился не так давно, в начале 2000-х годов, но ни один из проектов не был выбран организаторами. В виду чего компания "ИНТЕКО" решила возможным представить свой собственный проект на эту территорию. 

Возможное появление «Апельсина» Нормана Форстера на месте ЦДХ вызвало целый шквал статей в прессе и недовольство общественности и тем самым сделало его одним из ведущих событий в архитектурно-градостроительной среде города за уходящий год. Общественность была недовольна, прежде всего, закрытостью информации и «кулуарностью» принятия решений. Как рассказала 16 декабря на слушании Общественной палаты РФ, посвященном обсуждению планов развития территории Парка Искусств в районе Крымского Вала, заместитель директора Третьяковской галереи Ирина Лебедева, «руководство музея узнало о проекте Фостера из СМИ, а так вопросы не решают». При этом музей не выступает принципиально против сноса здания, однако хочет в результате отделиться от ЦДХ. «Филиал Третьяковской галереи соединен с организацией, работающей совершенно по другим принципам: во-первых, у нас своя публика, а во-вторых, вследствие соседства с ЦДХ, некоторые москвичи даже не знают, что мы самостоятельный музей. К тому же мы находимся дальше от метро, и это тоже становится для нас проблемой», - уточнила она.

В связи с этим руководство музея не устроил проект «ИНТЕКО», и еще в августе оно представило на рассмотрение в Москомархитектуру техническое задание на отдельно стоящее здание, которое, по их мнению, должно обладать достаточной площадью фондохранилища и стать «новым словом в архитектуре и музейном пространстве». 

Известный защитник памятников и профессор МАРХИ Наталья Душкина напомнила, что в данном случае речь идет не просто о территории, а о целой береговой линии, которая тянется с Воробьевых гор и является уникальным парковым пространством в столь уплотненной застройке центра Москвы. Выступила она и против самого сноса здания: «Сегодня топором вырубается все, что было построено ушедшим государством: мы уже потеряли гостиницы «Москва» и «Россия». Здание ЦДХ в любом случае является высокопрофессиональным сооружением, как бы мы к нему ни относились».

Глава компании «Экспо-парк», которая организует в ЦДХ основной объем выставок, Василий Бычков назвал предложенный проект «зачисткой территории» и заметил, что Дом художника можно улучшить, не снося здание. Однако если реконструкции все же не удастся избежать, то, по его словам, к решению судьбы столь значимой общественной территории нужно подключать самых разных специалистов, которые должны провести всесторонний анализ территории и предложить несколько вариантов ее развития. В обратном случае, по его мнению, на все действия властей должен быть наложен мораторий.

Обнадеживающую ноту в столь пессимистические настроения общественности внес руководитель НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко, объявив, что место расположения ЦДХ на Крымском Валу является «природным комплексом, и там существуют серьезные ограничения по строительству». Также он рассказал, что сейчас Москомархитектура разрабатывает проект развития данной территории, в котором будет определено, что будет снесено, а что останется, и какое назначение будет у новых строений. Проект будет представлен на общественных слушаниях уже после Нового года, после чего будет проведен конкурс сначала на определение инвестора, а затем на архитектурный проект.

Правда, определенные коррективы в планы властей, бизнеса и общественности может внести финансовый кризис, который уже заставил многих инвесторов и заказчиков строительства жилой и коммерческой недвижимости коренным образом пересмотреть свои проекты. А следовательно, то, что простояло тридцать лет, имеет шанс простоять еще как минимум три года.

Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова