Рубрики раздела события

Лента

Генплан без философии

13 августа 2009
Завершились публичные слушания актуализированного Генплана Москвы до 2025 года. В сентябре поступившие от жителей замечания будут рассмотрены специалистами. Несмотря на участие жителей в обсуждении основного документа развития города, эксперты указывают на то, что он не способен решить в городе главные проблемы – транспортную и экологическую – и снять угрозу уничтожения памятников архитектуры

Действующий Генеральный план развития Москвы был принят в 1999 году, а в 2005 был закреплен законом. Несмотря на то что документ был утвержден недавно, практически сразу была начата работа по его обновлению. В итоге вместо «Генплана инвестиционной необходимости», по словам  заместителя директора НИиПИ Генплана Москвы Олега Баевского, был разработан «Генплан социальной направленности». «Нынешний Генплан будет иметь человеческое лицо», - заявил в День строителя глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. Согласно новому Градостроительному кодексу, по которому принятие генпланов городов должно происходить после обсуждения с жителями, актуализированный Генплан Москвы был вынесен на публичные слушания во всех 125 управах столицы с 25 июля до 12 августа. Теоретически жители Москвы могли повлиять на развитие собственного района проживания или места работы, однако на деле многие эксперты недоумевают, почему стратегический документ развития города рассматривается в такие сжатые сроки, ведь быстро «прочитать» его схемы может только профессионал. Также общественность указывает на то, что нынешний вариант Генплана не способен решить в городе главные проблемы – транспортную и экологическую  и снять угрозу уничтожения памятников архитектуры.

При обсуждении горожанами Генплана Москвы до 2025 года документ рассматривался не целиком, а делился территориально между 125 управами города, каждая из которых обсуждала развитие исключительно своей территории. В публичных слушаниях могли принять участие либо жители управы, либо работающие на ее территории горожане. В результате, как говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов, «мы обсуждали 125 отдельных не связанных между собой кусков Генплана, в итоге невозможно было понять общую философию развития города и уже тем более на нее повлиять».

Несмотря на общеизвестный факт, что Москва и Московская область развиваются параллельно, актуализированный Генплан рассматривает территорию города обособленно от ее активно застраиваемого окружения. К примеру, строительство вылетных федеральных трасс не согласовано с Московской областью. По мнению экспертов по транспорту, это грубая ошибка, так как в случае с Москвой должен действовать генплан всей московской агломерации. Иначе проблему транспортных заторов никак не решить.

В целом, Генплан до 2025 года подразумевает несколько масштабных дорожный строек:  завершение к 2013 году строительства Четвертого транспортного кольца, северной и южной рокад, которые позволят добраться до федеральных трасс, минуя центр города. Планируется реализация проекта «Большая Ленинградка», позволяющая без светофоров добраться от Манежной площади до МКАД. А также предусматривается развитие уже существующих дорог: прокладку дублеров Кутузовского проспекта, Ярославского шоссе и других трасс.

При этом, несмотря на планы по дорожному строительству, актуализированный Генплан города, по мнению экспертов, не решит транспортной проблемы мегаполиса. Российская столица и после его осуществления будет в несколько раз отставать по объему дорог от других городов мира. По данным научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина, если в городах США и Канады, где не любят тесниться, улично-дорожная сеть занимает 30-35% от площади города, в густонаселенных мегаполисах Европы – 20-25%, а в Азии, где мало земли, 10-12%, то в Москве дороги занимают всего 8,4%. При этом Генплан предлагает увеличить их долю лишь до 8,7%. «Налицо нарушение макропропорций, - уверен эксперт, в результате люди просто не будут успевать укладываться в суточный цикл жизни, когда ты приезжаешь из дома на работу и обратно».

Не избавит от транспортной проблемы и предполагаемое строительство нескольких бессветофорных трасс. «Загруженность в центре – типичная проблема всех больших городов, - говорит Блинкин, - однако же у нас наибольшая заторенность происходит, наоборот, на периферии, поэтому необходимо строить не хай-веи от Кремля до Шереметьево или Внуково, а обустраивать «задние дворы» Москвы: районы Выхино, Голяново и другие. В этих районах наблюдается нулевая связность: из точки А в точку В можно проехать только по одному пути и если случается авария, то «стоит» весь район».

Не решит Генплан и проблему с парковками. По словам М.Блинкина, если на западе на каждый строящийся дом в 100 квартир в среднем должно приходиться 200 машиномест, то по Генплану Москвы этот показатель в лучшем случае равен 70. При этом, по мнению эксперта, в центре без подземных паркингов как раз можно обойтись, поскольку здесь должна сохраняться идентичность места, все силы должны быть направлены на периферию.

В нынешнем Генплане нет и четкой концепции сохранения исторического города. Только в центре столицы сейчас насчитывается 6 тыс. памятников, 3 тыс. из которых являются отдельными зданиями. По словам академика Международной академии архитектуры, члена Экспертного совета Росохранкультуры Татьяны Вайнштейн, если сравнить карту с охранными зонами памятников с картой застройки по Генплану, то от памятников или зон вокруг них не остается камня на камне. В качестве примера эксперт привела особо охраняемую территорию Кадешевской слободы вокруг церкви Воскресения Христова в Кадашах. Сегодня вокруг церкви XVII века сохранена естественная среда старой малоэтажной застройки. По Генплану эта земля попадает под первоочередное жилищное строительство. Таких примеров, по словам Т.Вайнштейн, очень много, однако связей между охранными зонами и новым строительством нет никакой.

Возмущение не только экспертов, но жителей вызывают планы властей по реконструкции Пушкинской площади. Под площадью собираются проложить транспортные тоннели, якобы снимающие транспортные заторы и создать культурно-развлекательный центр с  подземным паркингом на 1,5 тыс. машиномест. При этом, по словам М. Блинкина, данный проект уникален в своей некомпетентности. «Он убивает площадь и при этом абсолютно не решает проблему «пробок». На крестообразном перекрестке, какой существует на Пушкинской площади, в нескольких сотнях метрах от Кремля движение надо не разгонять, а, наоборот, сбавлять. Поэтому такое решение только усугубит ситуацию.

При этом, несмотря на законодательное право москвичей опротестовать проект Генплана, пока все жалобы жителей площади отклика у властей не находят. «На сегодняшний день в защиту Пушкинской площади собрано 40 тыс. подписей. Мы писали письма президенту и премьер-министру, оставляли наши протесты на публичных слушаниях, однако все спустилось до уровня управы, откуда милая женщина уверила нас, что все наши претензии будут учтены», - рассказала на пресс-конференции 11 августа представитель инициативной группы «Пушкинская площадь» Ольга Сичкова.

В среду во всех управах города слушания по Генплану "благополучно" для власти завершились. Как рассказал на итоговой пресс-конференции глава столичного департамента территориальных образований Сергей Зверев, в заседаниях приняли участие около 29 тыс. москвичей, или 0,2% от 11 млн москвичей, имеющих официальную московскую прописку (приводятся данные Правительства Москвы – прим. ред.), которые оставили 13 тыс. замечаний к Генплану города и 9 тыс. замечаний к Правилам землепользования и застройки. Все поступившие замечания, по словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, специалисты рассмотрят до середины сентября. При этом чиновник отметил, что еще в течение недели жители могут направлять свои замечания по Генеральному плану в Москомархитектуру. Документ Генплана будет принимать уже новый состав Мосгордумы, по закону его должны будут утвердить не позднее 1 января 2010 года.

Несмотря на проведение публичных слушаний четко по протоколу, все же механизмы и гарантии учета мнений жителей остались туманны. Как подсказывают эксперты, поскольку никаких критериев сформулировано не было, единственное, что можно было сделать, это зафиксировать свое мнение: например, сфотографировать свою запись в журнале. А для пущей уверенности – задействовать юриста, который бы этот факт заверил.

Однако пока мы не можем судить, насколько результаты слушаний скорректируют будущий Генплан, механизм их проведения уже вполне прозрачен. Низкий уровень оповещения жителей – информация была представлена только на сайтах префектур и управ, короткие сроки на изучение документа и его оценку и само время проведения слушаний, которое пришлось на период "дач и отпусков" сделали свое дело. На слушаниях присутствовало менее 1% москвичей. Можно, кончено, все списать на нашу несознательность, но, как рассказал ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства Александр Стрельников, в городах Европы обсуждение с жителями дальнейшего развития их города проходит до полугода, а советники мэра обычно сидят до ночи с инициативными группами и обсуждают их пожелания. Происходит это не потому, что они такие внимательные, как нам хотелось бы думать, а потому что у них есть такой механизм, как выборы местной власти, результаты которых, в отличие от наших, предугадать сложно.

Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова