Рубрики раздела события

Лента

Чем ты дышишь, Москва?

02 июня 2010
Основным загрязнителем атмосферного воздуха в столице является автотранспорт. На долю его приходится около 90% всех вредных выбросов. Остальные 10% загрязнений формируются из различных факторов, таких как погодные условия, особенности рельефа, застройки и выбросы промышленных предприятий.

Основным загрязнителем атмосферного воздуха в столице является автотранспорт. На его долю приходится около 90% всех вредных выбросов в городе. Остальные 10% загрязнений формируются из различных факторов, таких как погодные условия, особенности рельефа, застройки и выбросы промышленных предприятий. Помимо транспорта вторым нарушителем экологических норм столицы являются действующие теплоэлектростанции.

С целью мониторинга качества атмосферного воздуха в Москве уже давно действуют автоматические станции контроля и передвижные лаборатории, которые контролируют качество воздуха по 22-м показателям. Как показывают их данные, сообщает пресс-служба Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, в городе есть «эпицентры» загрязнения воздуха - это в первую очередь крупные автотрассы (особенно в «часы пик»), есть территории, где качество воздуха соответствует всем нормативам, и существуют «оазисы», где воздух приближается к природным условиям. К последним в основном относятся парковые и лесные городские территории.

Воздух на жилых и дворовых территориях, согласно анализу данных станций экологического контроля, как правило, соответствует установленным в России нормативам. Исключения могут наблюдаться при неблагоприятных метеорологических условиях, когда примеси задерживаются в приземной слое атмосферы. «Реально в пределах каждого административного округа или района Москвы можно выделить территории с повышенным уровнем загрязнения воздуха и территории, на которых воздух соответствует установленным нормативам», - пояснили в пресс-службе городского департамента природопользования.

Главными «очагами загрязнения» по-прежнему являются территории, непосредственно прилегающие к автотрассам. Вблизи дорог уровень загрязнения воздуха в 1,2-1,7 раз  выше, чем на жилых территориях, защищенных застройкой, и в 1,6 -1,8 раз выше, чем на особо охраняемых природных территориях. При этом удельные показатели выбросов загрязняющих веществ грузовым транспортом превышают показатели легкового транспорта. Соответственно, чем больше доля грузового транспорта в потоке, тем выше уровень загрязнения воздуха. В целом загрязнение воздуха вблизи автотрасс зависит от интенсивности движения автотранспортных средств, их экологического класса, качества моторного топлива, доли грузового автотранспорта в транспортном потоке, организации уличного движения.

«Повышенное по сравнению с жилыми территориями загрязнение воздуха вблизи автотрасс характерно для всех крупных городов мира с развитой уличной дорожной сетью. Сравнение загрязнения воздуха Москвы и других крупных городов мира – Парижа, Гонконга, Лондона, Нью-Йорка – показывает, что наиболее «проблемными» веществами являются оксиды азота и мелкие взвешенные частицы», - поведали в пресс-службе Департамента природопользования Москвы. В Москве вблизи автотрасс среднегодовое содержание оксидов азота составляет: диоксид азота – 0,7-1,3 ПДКсс (предельно допустимая среднесуточная концентрация химического вещества в воздухе населённых мест, мг/м3), оксид азота – 0,7-1,1 ПДКсс. Для сравнения на жилых территориях максимальные показатели находятся в пределах 0,5-0,9 ПДКсс. В периоды неблагоприятных метеоусловий концентрации загрязняющих веществ могут возрастать в 3-5 раз, превышая установленные нормативы.

Как правило, большая часть отравляющих выбросов способна увеличить риск хронических легочных заболеваний. Так, к примеру, один из основных загрязнителей атмосферного воздуха – оксид азота может привести как к острым, так и к хроническим эффектам на здоровье, особенно у восприимчивой части населения, к которым относятся люди, страдающие хроническими заболеваниями дыхательных путей, и дети. Всемирная организация здравоохранения рекомендует критерии для долгосрочных осредненных концентраций диоксида азота на уровне 40 мкг/м3 (среднегодовая концентрация), и для кратковременных воздействий на уровне 200 мкг/м3 (средняя за 1 час). В РФ с 1 февраля 2006 года для разовых концентраций диоксида азота установлен норматив на уровне 200 мкг/м3, до 2006 года предельная допустимая максимальная разовая концентрация составляла 85 мкг/м3.

Магистрали хоть и являются главными источниками экологической опасности в Москве, жить все же лучше окнами на Ленинградский проспект, чем под сенью тепловых электростанций. Напомним, что согласно существующим санитарным нормам и классификации, ТЭЦ относятся к предприятиям второго класса опасности. Кроме того, год от года в столице увеличивается фоновое содержание как основных, так и специфических загрязняющих веществ, вырабатываемых стационарными источниками выбросов, таких как ТЭЦ или РТС. В результате, на территориях, находящихся под влиянием выбросов ТЭЦ, уровень загрязнения воздуха в среднем на 7% выше по сравнению с жилыми территориями.

Сегодня в столице действует более десятка тепловых электростанций, вокруг которых сформирована не самая экологически безопасная среда проживания.

1. ТЭЦ-8 Остаповский проезд, д.1.
2. ТЭЦ-9 Автозаводская, д.12, корп.1.
3. ТЭЦ-11 ш. Энтузиастов, д.32.
4. ТЭЦ-12 Бережковская наб., д.16.
5. ТЭЦ-16 ул. 3-я Хорошевская, д.14.
6. ТЭЦ-20 ул. Вавилова, д.13.
7. ТЭЦ-21 ул. Ижорская, д.9.
8. ТЭЦ-23 ул. Монтажная, д.1/4.
9. ТЭЦ-25 ул. Генерала Дорохова, д.16.
10. ТЭЦ-26 ул. Востряковский проезд, д.10.
11. ТЭЦ-28 ул. Ижорская, д.13.

В целом по городу, по данным экологического мониторинга, в 2009 году содержание загрязняющих веществ сохранилось на уровне 2008 года. Превышение допустимого норматива отмечалось по формальдегиду на территориях вблизи автотрасс. По другим веществам  среднегодовые значения концентраций загрязняющих веществ не превысили установленных в РФ и странах ЕС нормативов. На уровне допустимых нормативов наблюдались среднегодовые концентрации диоксида азота, озона и мелких взвешенных частиц с диаметром менее 10 мкм. Средние концентрации оксида углерода составили 0,2 ПДКСС (0,6 мг/м3), диоксида азота – 0,9 ПДКСС (0,035 мг/м3), оксида азота – 0,6 ПДКСС (0,038 мг/м3), диоксида серы – 0,1 ПДКСС (0,004 мг/м3), озона – 0,9 ПДКСС (0,03 мг/м3), суммы углеводородов – 1,56 мг/м3, РМ10 – 0,033 мг/м3.

Последние годы правительством Москвы предпринимаются меры по снижению негативного воздействия со стороны транспорта. Так, с 2008 года для городского автопарка приобретаются только автобусы, соответствующие экологическому классу Евро 3 и выше. В 2009 году ГУП «Мосгортранс» приобретено 560 единиц автотранспорта экологического класса Евро 3. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 06.08.2002 въезд и передвижение внутри Третьего транспортного кольца разрешен только для грузовых автомобилей, соответствующих экологическому классу Евро 2 и выше.

Другим направлением природоохранных работ является эксперимент по стимулированию спроса жителями города малолитражных автомобилей. С ноября 2008 года владельцам вновь купленных малолитражных автомобилей выдаются топливные карты на сумму 24 тыс. руб.

Для снижения транспортной нагрузки на участке Волгоградского проспекта от Люблинской улицы до Третьего транспортного кольца в утренние и вечерние часы «пик» организовано реверсивное движение транспорта. Благодаря организации равномерного движения транспортных потоков количество выбросов загрязняющих веществ снижается в 2-3 раза.

Помимо довольно последовательного осуществления экологических мер в 2009 году была зафиксирована негативная тенденция. Прирост легковых транспортных средств в прошлом году формировался в основном транспортными средствами с возрастом 5-10 лет и более, когда как раньше возраст большинства легковых транспортных был моложе 5 лет. Однако, как заверяют в Департаменте, эти изменения не повлекли ухудшения качества атмосферного воздуха.

Проведенные Департаментом в прошлом году проверки АЗС выявили, что из 165 проверенных "заправок" на 5 (или 3% от проверенного количества) продавался бензин, не соответствующий экологическим требованиям. Эксперты обнаружили превышения установленных норм содержания по бензолу, сере и ароматическим углеводородам. Сегодня из-за кризиса внеплановые проверки предприятий малого бизнеса запрещены, а также запрещено проведение проверок для вновь созданных АЗС. Между тем, по данным экологического мониторинга, вблизи столичных автотрасс отмечаются случаи повышенных концентраций бензола и углеводородов.

Ирина ФИЛЬЧЕНКОВА

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова