Рейтинг лучших реставраций Москвы

12 мая 2009
Три из шести лучших отреставрированных памятников Москвы находятся в Кремле

В Москве сегодня идет настоящий бум реставрации. Реставрируют все: от рядовых домов и целых кварталов до памятников и царских дворцов. При этом простой горожанин, проходя мимо какого-нибудь здания или ансамбля, может предположить, что он стоит напротив подлинного образца своего времени, а на деле зачастую оказывается, что перед полной воды муляжом, от которого осталась одна памятная табличка. Был, мол... В виду такого положения дел в российской столице RealEstate.ru решил разобраться, какие здания в ней действительно сохранили свою достоверность в результате реставрации, а какие ее почти всю утратили. Подведя итоги опроса критиков и реставраторов, мы определили 6 самых лучших и 6 самых худших реставраций памятников архитектуры Москвы.

В городе все больше плохих реставраций или вообще псевдореставраций, когда под видом реставрационных работ, по сути, ведется новое строительство – такой диагноз дали все опрошенные RealEstate.ru эксперты. Всего же они выделили три вида реставраций, которые сегодня ведутся в городе. Научную, когда возникающие спорные детали обсуждаются внутри профессиональных отношений и не отменяют того факта, что эти реставрации профессиональны. Примеров таковой в Москве можно перечесть по пальцам. Реставрацию, в которой кроме необходимого, делают еще много лишнего – что-нибудь выкапывают, пристраивают, надстраивают. Такими памятниками с подземными парковками, евроремонтами и стеклянными перекрытиями заполонен весь центр. И просто новое строительство, которое ведется под флагом все той же реставрации. Этих случаев немного, но они, как ни печально, касаются самых знаковых памятников.

Лучшей была признана реставрация, проводимая сегодня в Кремле. Ее выбрали шесть из десяти опрошенных специалистов. «Здесь проводится самая лучшая реставрация, сделанная на советском уровне – так, как учат в учебниках. За пределами Кремля подобного рода работы - большая редкость», - говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Александр Можаев.

«Специалистами в Кремле проводится скурпулезная, методичная, достоверная работа с глубоким исследованием материала, - рассказывает замдиректора музеев Московского Кремля Андрей Баталов, - надо понимать, что хорошая реставрация - это полная противоположность капитальному строительству. Главное здесь - максимальное сохранение подлинного материала, всех швов и каждого кирпича. А не тотальная их замена, как сейчас делается, когда вынимаются старые кирпичи и заменяются на новые. В Кремле же пытаются сохранить подлинник настолько, насколько это возможно: вычищают из кирпичей соли, тщательно обследуют и т.д. А самое главное – все решения в Кремле принимаются на основании коллективного обсуждения, которые всегда проходят несколько стадий согласований. Зачастую советы собираются по несколько раз, даже когда речь идет о каком-то участке памятника, а не о целом памятнике. При этом реставрационный совет – самого высокого уровня: состоит он по большому счету из федеральных экспертов и экспертов Росохранкультуры».

I Место – Благовещенский собор Московского Кремля

Самый живописный, девятиглавый собор Кремля. Построен в конце XIV века псковскими мастерами. Был домовой церковью великокняжеской, а потом и царской семьи. Памятник архитектуры федерального значения.

Автор проекта реставрации – Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ).

Год окончания реставрации - 2009.

«В соборе перед началом реставрации были проведены колоссальные исследования, все делалось не спеша и последовательно, после чего и получился такой первоклассный результат», - поясняет А. Можаев из «Архнадзора».

  

II Место – Колокольня Ивана Великого

Церковь высотой 81 метр до конца XIX века, когда был построен Храм Христа Спасителя, оставалась высочайшим сооружением Москвы. Построена Боном Фрязином в 1505 году. Памятник архитектуры федерального значения.

Автор проекта реставрации – Е.Степанова, научно-реставрационный центр "Реставратор-М".

Год окончания реставрации - 2008.

«Действительно пример идеальной реставрации, соответствующий всем хартиям. Реставрация была сделана очень аккуратно, авторы не допустили уничтожения ни одного старого элемента, даже все необходимое для устройства экспозиции, посвященной истории архитектуры Кремля, которая откроется этой весной, было размещено без утрат старой кладки», - рассказывает научный редактор Архи.ру Юлия Тарабарина.

 

 III Место – Странноприимный дом графа Н.П.Шереметева (Ныне институт им. Н.В. Склифосовского), (Большая Сухаревская пл., 3 )

Один из лучших московских памятников эпохи классицизма. Построен в начале XIX века  архитекторами Е.С. Назаровым и Дж. Кваренги. Памятник архитектуры местного значения.

Авторы проекта реставрации: фасадов – А.Денисов, Б.Могинов, ЦНРПМ; интерьеров – В.Кузнецов, А.Меркулова, "Спецпроектреставрация".

Год окончания реставрации - 2006.

«Я замечаю, что многие московские реставрации не рекламируются у нас так, как должны были быть. А благодаря нашей антирекламе, нашей критике, зачастую рекламируется наоборот то, что сделано плохо», - говорит краевед, координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин. - «На этом фоне Странноприимный дом выглядит просто замечательно. И пример с вырубкой деревьев я бы предложил подметить – ведь как заиграл дом в их отсутствии! По их примеру я бы вырубил советский сквер между зданиями Арсенала и Сената в Кремле – ведь у президентской резиденции нет лица, хотя это казаковский фасад».

 IV Место – Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы в Потешном дворце Московского Кремля

Построена в середине XVII века. Была домовой церковью боярина И.Д. Милославского.

Авторы проекта реставрации – Е.Одинец, С.Демидов.

Год окончания реставрации - 2004.

«Церковь была детально исследована, и это исследование открыло много новых фактов для истории архитектуры XVII века. По найденным остаткам и изображениям были восстановлены главы, покраска – церковь приобрела законченный вид. Но надо признать, что помимо консервации и реставрации здесь было многое реконструировано, так что нельзя сказать, что эта работа – идеал соответствия Итальянской и Венецианской хартии. Восстановленные части здесь не отделены от подлинных, во всяком случае, снаружи этого не видно. Впрочем, данные для реконструкции были достаточно полными, и выглядит церковь замечательно, так что в данном случае можно признать правомерность такого подхода», - считает Ю.Тарабарина из Архи.ру.

V Место – Дом Пашкова (Моховая ул., 26)

Одно из красивейших классицистических зданий Москвы. Построено Василием Баженовым в 1784–1786 гг. для сына денщика Петра I, отставного капитан-поручика Семеновского полка, П.Е. Пашкова.

Автор проекта реставрации –  А.Шиманова, Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ).

Год окончания реставрации - 2007.

«Сделан хорошо, хотя архитекторы-реставраторы могут найти в нем любое количество недостатков, но все они будут обсуждаться уже на профессиональном языке и в пределах профессиональных отношений. То есть здесь возможны методические споры, но, в целом, мы видим, что под ним не выкопана стоянка, что парадный двор не перекрыт крышей, и что это не сегодняшняя «московская» реставрация. И в этом смысле эта реставрация образцовая, и с ней не стыдно подать дом в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что, на мой взгляд, давно пора бы уже сделать», – считает Р.Рахматуллин из «Архнадзора».

«Фасады XIX века были полностью сохранены безо всяких выдумок и дополнений. Интерьеры не сохранились, но они были восстановлены на конец XIX века, на тот период, о котором мы знаем, как что выглядело. Возможно, сам памятник, стоящий напротив Кремля, обязывал к хорошему качеству, к тому же реставрация велась долго – 20 лет и потому закончилась достаточно успешно», - говорит доцент кафедры истории архитектуры и градостроительства МАРХИ Сергей Клименко.

VI Место – Ивановский женский монастырь на Кулишках или на Ивановской горке (Ул. Забелина, 4, Малый Ивановский переулок, 2)

Впервые упоминается в 1604 году (время основания точно неизвестно; называются разные даты — середина XV в., начало XVI в.).

Автор проекта реставрации – Л.Шитова.

Год окончания реставрации - 2005.

Вот что рассказывает о данной реставрации координатор Московского Общества Охраны Архитектурного Наследия (MAPS) Эдмунд Харрис: «Ансамбль монастыря пришёл в весьма плачевное состояние к тому времени, как он был передан обратно церкви и нуждался в значительных реставрационных работах. К сожалению, качество реставрационных работ, проводимых над московскими храмами, весьма разное и часто оставляет желать лучшего. Батюшки экономят на материалах, используя современные кирпичи, растворы и т.д. вместо аутентичных. Нанимаются неквалифицированные рабочие, без опыта работы с памятниками архитектуры, да и сами работы ведутся в спешке, без профессионального надзора. Встречаются и совсем чужеродные элементы, например, пластмассовые стеклопакеты вместо настоящей столярки. Но этот случай является счастливым исключением. Качество работ весьма высокое, и они проводятся кропотливым образом, несмотря на значительные неудобства, благодаря взаимопониманию между настоятельницей и реставраторами, что, собственно, и является залогом хорошей реставрации».

«Памятник сам по себе сохранился очень хорошо, но главное, что реставрация его идет не по принципу «типа того», а так, что подлинник сохраняется наиболее тщательно - то есть, когда сохраняется все, что можно», - считает А.Можаев из «Архнадзора».

 Подготовила Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова