Рейтинг лучших перепрофилированных общественных зданий

01 сентября 2009
Лучший общественный проект в здании фабрики Москвы уже почил

Мода на превращение, или по-научному конверсию, бывших промышленных зданий в публичные пространства и культурные места, пришла к нам из городов Америки и Европы. Вызвана она была необходимостью, с одной стороны, сохранить ценные образцы промышленной архитектуры, а с другой – вдохнуть новую жизнь в запустевшие фабричные районы города и таким образом поднять их цену. В результате  некоторые промзоны центра Москвы превратились в Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) и "Проект Фабрику", центр современного искусства "Винзавод" и культурный центр "Гараж", развлекательный центр в типографии "Утро России", клуб «Газгольдер» и новый проект "Флакон". К этому же славному списку добавляются, к сожалению, уже не существующие ArtPlay и АртСтрелка, временно расположенные в помещениях бывших цехов.

I место

Центр дизайна ArtPlay

Несмотря на то что этот проект уже почил, по мнению большинства экспертов, он один из немногих полностью воплотил в российской столице западную традицию с тщательным сохранением старинного здания, поддержанного хорошей архитектурой и обогащенного современными конструкциями. «Центр дизайна ArtPlay», расположенный в зданиях бывшей шелковой фабрики «Красная роза» 1904 года постройки, был одним из первых творческих кластеров Москвы, под крышей которого были собраны офисы архитектурных и дизайнерских бюро, салоны мебели и предметов интерьера, выставочно-концертные залы и несколько кафе. Благодаря ежедневному наплыву посетителей кафе, проведению презентаций, мастер-классов, выставок и концертов пространство центра было активно включено в жизнь города. В виду этого издание RealEstatе.ru решило рассматривать ArtPlay в первую очередь как объект общественный, хотя коммерческая составляющая в нем занимала большую долю.

Примечательная и сама история места: после проведения реставрации бывших фабричных зданий владельцы решили ничего в них не строить самим, а разбив интерьер на голые ячейки, позволить их заполнить самим арендаторам при условии, что ими станут профессиональные архитекторы и дизайнеры. В итоге отреставрированные бюро «Рождественка» (первая очередь) краснокирпичные строения заполнились разного рода помещениями, в центре которых был сооружен общественный зал с подиумом и галереями. Поскольку проект ArtPlay был временный, около года назад все арендаторы из него выехали, а заводские постройки разобрали для строительства на их месте уже более дорогих офисов.

«Если бы ArtPlay не был сейчас снесен, то он по всем показателям занимал бы первое место. Здание «Красной розы» было настолько тщательно сохранено при реставрации и перепрофилировании, что оно практически полностью передавало свою атмосферу, - считает известный общественный деятель, профессор МАРХИ Наталья Душкина. – Более того, ArtPlay ведь был не просто выставочным пространством, здесь располагались, прежде всего, офисы архитекторов и дизайнеров, что еще больше роднило по духу его с производственным цехом. К тому же, это было многофункциональное место, включающее и экспозиционные залы, и кафе, которые вписывали центр в жизнь города».

К тому же центр дизайна на ул.Тимура Фрунзе был еще и хорошей девелоперской задумкой. По словам редактора журнала "Проект Россия" Анны Броновицкой, проект ArtPlay – плодотворная идея максимального удешевления офисного пространства за счет создания нетрадиционного офиса, который должны были переосмыслить сами участники архитектурного процесса».

Однако, несмотря на исключительно положительные отзывы о наделении старых цехов новой жизнью, общественники ругают девелоперов и архитекторов за то, что те не смогли или не захотели сохранить лучшее из реализованного.

«ArtPlay на "Красной Розе" был создан как кооператив единомышленников, строго выдержал заданный жанр на протяжении всей своей истории и прошел полный цикл - от руин старых цехов, через центр дизайна к новому бизнес-центру. Жаль, что девелоперы и архитекторы нового комплекса не сочли возможным ArtPlay сохранить, это сделало бы им честь», - рассказывает председатель правления MAPS Марина Хрусталева.

«Всей истории с ArtPlay  вначале нужно, понятно, поставить 5, а сегодня – 2. Потому как взялись реконструировать, ломать – что грустно, всех выгнали, а теперь, кажется, у инвесторов кончились деньги. При этом, надо иметь в виду, что это вообще московская практика – раскрутить место с помощью художеств, а потом воспользоваться наработанным имиджем, чтобы сломать и продать вновь построенное на этом месте. Вот эта практика отвратительна, ей надо ставить 0 без палочки», - сетует научный редактор Архи.ру Юлия Тарабарина.

II место

Культурный центр «Гараж»

Бывший Бахметьевский гараж на улице Образцова, 19 А, построенный в 1927 году по проекту архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова для автобусов фирмы «Лейланд», был переоборудован архитектурным бюро «Меганом» под культурный центр «Гараж». Высокие потолки и большие пространства автобусного парка нашли свое лучшее современное применение – стали выставочным павильоном. Несмотря на то что открылся культурный центр прошлой осенью, в силу разных обстоятельств он уже нашел свое место на культурной карте столицы. Как правило, в нем проводятся выставки западных звезд современного искусства, а недавно был открыт еще и детский клуб. В силу того, что здание Бахметьевского гаража является памятником архитектуры советского авангарда его, возможно, ждет более счастливая судьба, чем ArtPlay. Общественность отзывается об этом проекте двусмысленно: несмотря на то что после реставрации в памятнике архитектуры появилось много нового, например, пластиковые окна, хорошо, что проект вообще зажил и тем самым сохранил работу двух великих авторов.

«Несмотря на сложности в реставрации, в прохождении проекта и той новой застройки, которая там появилась, на фоне сегодняшнего деструктивного отношения к нашей конструктивистской архитектуре 1920-х годов, это вполне вменяемая работа. Можно назвать это первой ступенью в достижении того результата, который должен быть в городе», - считает Наталья Душкина.

Во многом с ней соглашаются и другие эксперты. «При общем пренебрежении к наследию русского авангарда Бахметьевский гараж Мельникова отреставрирован с учетом всех требований науки. Сегодня здание активно функционирует как выставочный зал и открыто для всех горожан», - говорит директор по развитию агентства P-Arch Наталья Алексеева.

Одно из главных достоинств этого проекта – если и не максимальное сохранение старого, то удачное воплощение нового. «Бахметьевский гараж, спроектированный двумя великими авторами (архитектором Константином Мельниковым и инженером Владимиром Шуховым), совершенен и универсален. Гигантское пространство можно наполнять чем угодно: большим и малым, плохим и хорошим, радикальным и консервативным. Сейчас здесь показывают современное искусство, а через несколько лет в бывшем автобусном парке разместится Музей толерантности», - восхищается куратор проекта «Свобода Доступа» и Дней архитектуры в Москве Александр Змеул.

III место

Центр современного искусства «Винзавод»

В зданиях старейшего Московского комбината виноградных и десертных вин, основанного на задворках Курского вокзала в 1889 году, обосновался центр современного искусства «Винзавод». Благодаря архитектору Александру Бродскому, который разрабатывал этот проект, бывшая промтерритория превратилась в культурное место, которое хоть немного «причесало» запустелый район Сыромятников (в честности, мост по пути к центру теперь покрашен и осветлен). Цеха по розливу вина превратились в выставочные пространства, а площадь-сарай между ними – во внутреннюю площадь. Благодаря тому что помещения заняли самые именитые столичные галереи, а также кафе, клубы и мастерские, место быстро приобрело статус культового.

«Выставочная функция самая разумная и органичная для бывших промышленных зданий, поскольку иначе трудно сохранить исконно большие пространства, - делится наблюдениями Анна Броновицкая. - Несмотря на то что Винзавод сделан с минимальным вторжением в историческую архитектуру, если бы проект Бродского был осуществлен полностью – со всеми архитектурными деталями и дополнениями – пространство бы только выиграло. Однако несмотря ни на что, Винзавод сделал главную вещь: если по району вокруг него ходить неприятно, то по его территории, наоборот, интересно и занимательно.

Составила Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова