РЕЙТИНГ/ 10 лучших монументов Москвы за ХХ век

23 мая 2008
Назван "топ" лучших скульптур столицы

Москва сегодня наполнена памятниками монументального искусства: скульптурные фонтаны, монументы, бюсты сопровождают нас на улицах, в парках, в метро... Одни из них давно уже стали ориентирами для места встреч многих горожан, мимо других мы ежедневно пробегаем, попросту не замечая… Одни из них прочно вошли в историю не только российского, но и мирового искусства, другие – нахально вторгаются в «ткань» города и претендуют на такое же место в истории. Помимо уже существующих памятников недавно власти утвердили еще два монумента - памятник И. Бродскому и  Б. Пастернаку, которые вскоре появятся в центре города. В связи с возрастающим интересом к монументальному оформлению столицы, RealEstate.ru, опросив представителей культурной общественности, составил рейтинг лучших произведений монументального искусства Москвы за ХХ век.

I место  

Памятник Н.В. Гоголю. Скульптор Н.А. Андреев.

(Установлен в 1909 г., первоначально на Гоголевской бульваре, сейчас – на Никитском бульваре).

Профессор МАРХИ, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века Наталья Душкина:

«Во-первых, этот памятник превосходен по скульптурному исполнению: по пластике, композиции, повороту, и самое главное - это не парадный портрет, а чистой воды реализм, в самом лучшем своем исполнении. Во-вторых, памятник наполнен смыслом о судьбе писателя в России и вообще о судьбе России. Все то, о чем писал великий писатель, гармонично сплелось в этом памятнике. Плюс ко всему он стоит сейчас не на открытой местности, а в курдонере, что полностью соответствует его духу».

Искусствовед, член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко:

«Гениальный памятник. Точен по композиции, по выразительности и пластике. Богат с точки зрения пространственного восприятия. К тому же включает в себя так называемую «литературную» часть – вырезанные на постаменте персонажи его произведений – которая только усиливает восприятие произведения. С этим памятником можно общаться много раз и каждый раз открывать в нем что-то новое».

Выдержка из газеты начала XX века:

Во всей позе, в том движении, которым закутал он свою хрупкую фигуру в шинель, что-то скорбное, какая-то великая усталость сердца, с которым так сурово обошлась жизнь…

Такой Гоголь удивительно близок сегодняшнему дню, нашему веку… Можно с жутким чувством смотреть на этого медного человека, резко наклонившегося всем корпусом вниз и точно всматривавшегося в праздную толпу… С удивлением? С равнодушием? С осуждением? С чем угодно - только не с умилением, не с сочувствием, не с ласкою…

II место

Монумент «Рабочий и Колхозница». Скульптор В. Мухина.

(Создан в 1935 г., к Всемирной выставке в Париже в 1937 года, затем установлен на территории ВВЦ, демонтирован в 2003 году, сейчас – разобран).

Профессор МАРХИ, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века Наталья Душкина:
 
«Один из знаковых памятников Москвы ХХ века. Все остальные знаковые по истории, а это - знак России и того авангардного искусства, которое оно принесло. Хотя это и середина 1930-х годов, время так называемого соцреализма, но пластике скульптура ближе к авангарду.
«Рабочий и Колхозница» - это Ника Российского государства: знак дерзновенного социально-политического эксперимента, который был проведен в нашей стране и одновременно знак навсегда ушедшего в небытие государства. Именно поэтому еще очень важно, чтобы памятник был восстановлен».

Архитектор, член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Марк Гурари:

«Очень сильная скульптура. Когда монумент был сделан для советского павильона к Парижской выставке и напротив него был поставлен немецкий павильон, он ведь здорово вздымалась над ним. Поэтому единственный минус, если говорить с позиции архитектуры, в этой скульптуре в том, что она была неудачно поставлена, ведь задумана она была под 35-ти метровый постамент. А так это очень высокий уровень и сильная школа».

III место

Памятник Ф.М. Достоевскому. Скульптор С.Д. Меркулов.

(Установлен в 1918 году, первоначально на Цветном бульваре, где простоял 18 лет, затем был перенесен во двор дома, где родился Достоевский (Божедомка, ныне ул. Достоевского, д. 2; сейчас там находится его музей), позже был поставлен во дворе Мариинской больницы, где когда-то работал лекарем отец писателя).


 

 

 

   

   IV место

Памятник А.С. Пушкину. Скульптор А.М. Опекушин.

(Установлен в 1880 г., стоял в разных местах на Пушкинской площади, сейчас - напротив кинотеатра "Россия", на месте снесенного Страстного монастыря).

Профессор МАРХИ, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века Наталья Душкина:

«Памятник Гоголю, фонтан работы Витали, монумент Мухиной и памятник Пушкину скульптора Опекушина – это памятники первого ряда. Например, неплохой памятник Достоевскому работы Меркулова – но это уже второй ряд. Эти же сделаны на мировом уровне, это гордость Москвы».

Скульптор Салават Щербаков:

«Этот памятник выполнен в лучших традициях мировой классики».

   V место

Памятник К.А. Тимирязеву. Скульптор С.Д. Меркуров.

(Установлен в 1923 г., в начале Тверского бульвара).

Архитектор, член призидиума экспертно-консультативного общественного совета при Главном архитекторе Москвы Марк Гурари:

«Неординарный памятник: он очень условный. Ведь как обычно изображают ученых – сидящими или что-то делающими, а здесь представлен очень романтический образ в духе 1910-20-х годов, в которых он и был создан».

Архитектурный критик, куратор Владимир Седов:

«Все названные памятники (выше - прим. ред.) можно назвать передовыми: они осваивают новое пространство, новую пластику. Это вещи большого звучания, которые входят в историю искусства. А такие памятники, как например, Крупской и Дзержинскому – это проходные вещи. Так, когда приезжаешь в Тарту или Вену – там есть аллея профессоров, но ты никогда не узнаешь, глядя на эти памятники, что это за люди и чем они знамениты. Так же как и бюсты генералов в Париже – никогда не узнаешь, кого этот генерал победил. В этом смысле Москва уже перебрала с количеством памятников, и самое интересное, по моему мнению, было сделано до 1930-х годов. Возможно, при монументальном оформлении Москвы нужно делать открытые конкурсы и вообще думать над тем, кому посвящать памятник. То же касается и иностранцев – вот бельгиец привез свою работу на площадь Европы – тоже своеобразное барахло. Наш Шемякин подарил городу памятник "Дети - жертвы пороков общества" – проблемная вещь, занятно сделана, но явно не шедевр и не понятно, зачем ее нужно было дарить городу и ставить на Болотную площадь». 

  VI место

Памятник Ф.Э. Дзержинскому. Скульптор Е.В. Вучетич.

 (Установлен в 1958 г., на Лубянской пл., демонтирован в 1991 г.).

Искусствовед, член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко:

«Очень достойное пластическое выражение, полностью отображающее тоталитарный режим. Конечно, его восстанавливать нельзя: ведь это памятник палачу. Но если не брать в расчет политический момент, то этот памятник был очень сильным по пластике».

Архитектор, член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Марк Гурари:

«Когда памятник Дзержинскому снесли, многие говорили, что возможно это лучший памятник в Москве. Все потому, что он на редкость здорово стоял: на высоком постаменте, вокруг него ездили машины, а сейчас это место пустое».

    VII место

Памятник Минину и Пожарскому. Скульптор И. Мартос.

 (Установлен в 1818 г., на Красной площади, изначально в центре).

Скульптор Салават Щербаков:

«Прекрасный пример классических традиций. А то, что сейчас памятник стоит не в центре Красной площади, как было задумано первоначально, совсем ему не мешает и даже наоборот. Дело в том, что когда он первоначально был установлен, в начале ХIX века за ними были совсем другие, небольшие торговые ряды, которые в начале ХХ века сменились новым огромным по тем временам зданием ГУМа. А у собора Василия Блаженного он стоит в полном союзе с истинно русской архитектурой».

 

 

   

 VIII место                                                            

Фонтан скульптора И. Витали.

(Один из старейших фонтанов Москвы, создан в 1835 году. Первоначально установлен в центре Лубянской площади, где позже на этом месте стоял "Железный Феликс". Сейчас стоит около здания президиума Российской академии наук на Ленинском проспекте, но не работает).

Профессор МАРХИ, член-основатель Международного научного комитета ICOMOS по сохранению наследия ХХ века Наталья Душкина:

«Это часть городского пространства и часть скульптурного убранства Москвы. Является настоящим украшением столицы, да к тому же был одним из первых водоразборных, то есть утилитарных фонтанов Москвы, чем напоминал фонтаны Рима. Если говорить о его восстановлении, то его, конечно, нужно возрождать и ставить на прежнее место».

 

   

 

 IX место

Памятник Рихарду Зорге. Скульптор Е.В. Цигаль.

(Установлен в 1985 г., на ул. Зорге).

                                                                        

 

 

 

 

     Х место                                                        

Скульптуры станции метро "Площадь Революции". Скульптор М. Манизер.

(Установлены к дню открытия станции в 1938 году. Всего 72 фигуры).
 
Архитектор, член президиума экспертно-консультативного общественного совета при главном архитекторе Москвы Марк Гурари:

"Высокий уровень скульптур: не зря на них часто кладут руку на удачу, но это не главное - в них чувствуется старая, дореволюционная школа".

 

                                                                                                                                 

 

  

 

  Составила Ирина ФИЛЬЧЁНКОВА

 

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова