Историческое наследие

14 ноября 2005
Конституционный Суд РФ вмешается в мирный процесс передела собственности в Москве

Суд да дело

Конституционный Суд РФ вмешается в мирный процесс разграничения прав собственности на недвижимые объекты, представляющие собой памятники истории и архитектуры

Конституционный Суд (КС) намерен в ноябре рассмотреть запрос столичного правительства о соответствии двух федеральных законодательных актов Конституции РФ. Речь идет о разделе памятников истории и архитектуры, которые в Москве представляют собой не только бесценное наследие зодчих, но и выгодную недвижимость. Активность КС уже не нужна ни заявителям, ни противоположной стороне, ибо они уже сговорились полюбовно, то есть вне судебной процедуры. Но какое бы определение ни вынес высокий Суд, целому ряду объектов исторического наследия уже все равно. Они утрачены безвозвратно.

Руководитель пресс-службы – советник Конституционного Суда Анна Малышева сообщила порталу RealEstate.ru, что запрос москвичей о соответствии Конституции РФ двух правовых актов в ближайшее время будет рассмотрен.

По мнению московских властей не соответствуют Основному закону:

1. Постановление Верховного совета РФ 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»)

2. Указ Президента РФ от 20 февраля 1995 года № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения».

По первому документу все объекты культурного наследия федерального значения были отнесены к собственности РФ, а по указ Президента содержит полный перечень памятников культурного наследия.

Чтобы понять юридическую запутанность ситуации достаточно обратиться к 28-страничному распоряжению московского правительства от 25 февраля 2005 г. N 253-РП «Об  уточнении  запроса в Конституционный Суд Российской Федерации». В приложении к этому распоряжению запрос московских властей в КС снабжен основательнейшим анализом нормативных актов, начиная от постановления Совета министров СССР об улучшении охраны памятников культуры (от 1948 года) и заканчивая федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления (от 2003 года). Заявители нашли в своде выпущенных за 55 лет новейшей истории России 25 законодательных актов, которыми вопрос права собственности и по сей день не решен.

Всего в столице насчитывается порядка 950 объектов недвижимости, которые по тому или иному признаку относятся к историческому наследию (значение объекта – федеральный или местный уровень – предмет отдельного описания - ред.). Московские памятники занимают около 20 тыс. га земли, значительная часть которой  приходится на центр города. Памятники не только сдают в аренду, но и продают. Кто встанет за «прилавок» со стороны государства, по сути, и является главным предметом спора чиновников.

История тяжбы вкратце такова. В середине 1990-х годов московские власти за счет средств городского бюджета реконструировали многие объекты федерального значения, сдали их в аренду коммерческим фирмам и госструктурам. Права города на использование памятников культуры федерального значения, находящихся на территории Москвы, в 2001 году были оформлены специальным постановлением мэра. Министерство культуры РФ естественно вознамерилось оспорить этот документ в суде, и одного намерения оказалось достаточно для того, чтобы столичные власти отменили свое постановление, тут же обратившись в КС. Главный пункт недовольства властей субъекта Федерации: правомерность утверждения федералами списков федеральных памятников без учета мнения субъекта РФ.

Пик «холодной войны» приходится как раз на начало века. Тогда имуществом в правительстве Москвы заведовал Олег Толкачев, давая чуть ли не каждую неделю под копирку пресс-конференции с единственной ключевой фразой: о том, что, мол, у федералов, желающих отнять недвижимость, восстановленную кровью и потом московского бюджета, «ничего не выйдет». В конце концов, PR сработал: была создана трехсторонняя комиссия по урегулированию прав собственности на памятники. Сопредседателями стали известный заместитель мэра Москвы, замминистра культуры РФ Наталья Дементьева и замминимущества РФ Сергей Моложавый. И с тех пор разграничение прав собственности якобы носит мирный и более скрытный характер. Сначала на определение принадлежности того или иного объекта тому или иному уровню власти был отведен 2002 год. В мирных дискуссиях прошел почти весь следующий год. Лишь в конце 2003 года стороны подписали соглашение о разграничении имущественных прав на памятники истории и культуры города Москвы. Неподеленными остался 121 объект, которые, как обещали сопредседатели, вот-вот неделями будут расписаны. Недели растянулись еще года на полтора.

И вот 25 марта 2005 года Юрий Лужков и Герман Греф подписали протокол о принципах разграничения собственности на памятники архитектуры в Москве. Случилось это спустя десять дней после переноса Конституционным судом первой даты рассмотрения запроса Москвы. О переносе попросили сами заявители. История умалчивает, какие аргументы были приведены Москвой в высоких федеральных кабинетах. Но действующие представители федеральной исполнительной власти, похоже, сдались, подписав протокол.

Теперь же судьи хотят исполнить свой долг, невзирая на изменение позиций спорщиков, которые считают, что весной этого года вышли из враждебного противостояния полюбовно. И решение КС, вероятнее всего, превратит федеральную сторону как потенциального победителя в деле о памятниках в Сизифа, обреченного на бесконечный и бессмысленный труд.

Первый заместитель директора Федерального центра по охране памятников архитектуры и градостроительного искусства, Юрий Андреанов, так  комментирует ситуацию: «Эта история не имеет конца. Если дело будет рассмотрено, и москвичи получат в КС отказ, федералам придется оспаривать собственность пообъектно – то есть проходить процесс суда по каждому из памятников отдельно. Никто на это не пойдет. Здания просто «повиснут в воздухе», или останутся у прежних владельцев». Так что нисколько не странно, что в приостановлении процесса заинтересованы и федеральные власти.

Москвичам же такой временный исход дела «вполне дает шанс говорить о том, что они «ждут ответа» и продолжать продавать историческую собственность, распоряжаясь ею по своему усмотрению», - заключает Ю.Андреянов.

Оксана Смирнова
специально для RealEstate.ru

Экспертный совет

Земельный рынок Подмосковья: агония или оздоровление?
Владимир Яхонтов, Евгений Копылов, Илья Менжунов, Наталья Круглова